Дело № 2-1904/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 августа 2015 года г. Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. при секретаре судебного заседания Дикаревой Ю.Д. с участием представителя заявителя и заинтересованного лица К.В.П.., представителя заинтересованного лица Б.И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Н.В. об оспаривании действий комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям в части составления *** акта обследования помещения,
УСТАНОВИЛ:
П.Н.В.. обратилась с требованиями заявления о признании незаконными действия межведомственной комиссии в составе: *** П.В.С., *** З.Л.М., *** Б.И.Н., *** Р.Я.Э,, при участии *** *** Б.О.Э. в части составления 8 апреля 2015 года акта обследования помещения, находящегося по адресу: *** Требования заявления обоснованы тем, что П.Н.В. получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, серии *** от *** УПРФ в *** и ***. Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, установлены дополнительные меры государственной поддержки, право на которые согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 1.01.2007 г. П.Н.В.. улучшены жилищные условия, приобретён индивидуальный жилой дом, площадью *** кв. м., расположенный по адресу: *** Данный индивидуальный жилой дом приобретён за счёт общества с ограниченной ответственностью «***». Между П.Н.В.. и ООО«***» *** заключён договор целевого займа *** в сумме *** рублей под ***% годовых. Денежная сумма передана продавцу квартиры согласно договору купли-продажи от *** *** П.Н.В.. подано заявление *** в Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Юрга и *** о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на приобретение жилья в сумме ***. 29.04.2015 г. заявитель получила уведомление *** от 27.04.2015 г. об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основанию пункта 3 части 2 статьи 8 федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ - указание в заявлении о распоряжении направления использования средств, не предусмотренного федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ. 16.06.2015 г. в предварительном судебном заседании по исковому заявлению П.Н.В. к УПФ РФ (ГУ) в *** и *** заявителю стало известно о том, что 8 апреля 2015 года комиссией в составе: *** П.В.С., *** З.Л.М., *** Б.И.Н., *** Р.Я.Э,, при участии *** *** Б.О.Э., на основании запроса от УПФ РФ в *** и *** *** от 17.03.2015 г., то есть без её ведома составлен акт обследования помещения. Акт послужил основанием для отказа УПФ РФ в городе Юрга и *** уведомлением *** от *** в удовлетворении заявления П.Н.В. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на приобретение жилья. Заявитель считает, что действия межведомственной комиссии в части составления акта обследования помещения от 8.04.2015 г. не соответствуют Положению о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийны и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, устанавливающему требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания; нарушают права П.Н.В.. на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу, полученному на улучшение жилищных условий.
Заявитель П.Н.В.., представители заинтересованных лиц: комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям, привлечённой в качестве заинтересованного лица определением, занесённым в протокол судебного заседания от 22 июля 2015 года, и Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Юрга и ***, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 56-62), не явились.
На основании ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель заявителя П.Н.В.. и заинтересованного лица - ООО «***» - К.В.П. поддержал требование заявления по основаниям, изложенным в нём, просил об его удовлетворении, уточнил, что требует признать незаконными действия комиссии, составившей 8.04.2015 г. акт обследования жилого помещения, находящегося по адресу: ***. В заявлении указано о межведомственной комиссии, потому что полагал, что акт обследования жилого помещения составлялся межведомственной комиссией.
Представитель заинтересованного лица Администрации Юргинского муниципального района Б.И.Н. возражала против удовлетворения заявления и полагала, что комиссия имела полномочия на составление акта.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к выводам, изложенным ниже в решении суда.
Актом обследования помещения *** от 8 апреля 2015 года подтверждается, что комиссия в составе П.В.С. (***) и членов комиссии К.Л.Н. (***), З.Л.М. (***), Б.И.Н. (начальника ***), Р.Я.Э, (***), при участии экспертов Б.О.Э. (*** произвела обследование помещения на основании запроса от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрга и *** *** от ***, на основании которого комиссия пришла к выводу о том, что жилое помещение по *** с учётом имеющегося физического износа строительных конструкций (до 60-80%), не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СП54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные», СанПин 2.2.2.1002-00. «Жилой дом», согласно пункту 8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодных для проживания следует отнести к не пригодным для проживания (л.д. 26-28).
Вышеуказанный акт направлялся Управлению Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Юрга и ***, которым 27 апреля 2015 г. вынесено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Распоряжением администрации Юргинского муниципального района № *** от 5 ноября 2013 года «О создании комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям» (л.д. 46-48) создана комиссия по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям и утверждено положение о ней, согласно раздела 4 которого заседания комиссии проводятся по мере необходимости по инициативе органов прокуратуры, пенсионного фонда Российской Федерации, письменного обращения (заявления) собственника жилого помещения об использовании средств материнского капитала, направленного в установленном порядке на имя председателя комиссии. Комиссия рассматривает поступившее письменное обращение (заявление) от собственника помещения или требование органов прокуратуры, Пенсионного фонда РФ, в течение 10 дней с момента его регистрации. В случае необходимости комиссией обеспечивается проверка фактического состояния жилого помещения. Результаты обследования оформляются актом, установленного образца.
Согласно распоряжению администрации Юргинского муниципального района «О внесении изменений в распоряжение администрации Юргинского муниципального района от 5.11.2013 г. № *** «О создании комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям» № *** от 18.05.2015 г. (л.д. 52) с 1.04.2015 г. изменялся состав данной комиссии.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 ст. 249 ГПК РФ).
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 9.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
На основании части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (пункт «ж» части 1 ст. 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" общественные отношения, связанные с материнским (семейным) капиталом, относятся к мерам государственной поддержки семей, имеющих детей.
К вопросам местного значения муниципального района не отнесена координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства при использовании государственных средств материнского (семейного) капитала (ст. 15 и 15.1 федерального закона от 6.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа положения о комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям, утверждённым распоряжением администрации Юргинского муниципального района № *** от 5.11.2013 г. «О создании комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям» суд пришёл к выводу, что проверка состояния жилого помещения и оформление актов обследования производится по вопросам использования материнского капитала по обращениям определённого круга заявителей.
В связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ суду не представлено доказательств, что комиссия по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям имела полномочия, предусмотренные законодательством, на составление 8 апреля 2015 года акта обследования помещения, находящегося по адресу: ***, суд полагает, что оспариваемые действия вышеуказанной комиссии являлись незаконными.
Учитывая, что акт обследования жилого помещения от 8.04.2015 г. направлялся председателем комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Юрга и *** и являлся учтённым последним из указанных заинтересованных лиц при вынесении уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, суд пришёл к выводу, что действиями вышеуказанной комиссии по составлению 8.04.2015г. акта обследования помещения, находящегося по адресу: ***. созданы препятствия к осуществлению заявителем на осуществление прав и свобод по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала, поэтому суд удовлетворяет заявление П.Н.В.. в полном объёме.
Руководствуясь ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В полном объёме удовлетворить заявление П.Н.В. об оспаривании действий комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям в части составления 8.04.2015 г. акта обследования помещения.
Признать незаконными действия комиссии по проведению оценки (визуальному обследованию) соответствия жилых помещений всех форм собственности установленным требованиям в составе: *** П.В.С., *** З.Л.М., *** Б.И.Н., *** *** Б.О.Э. в части составления 8 апреля 2015 года акта обследования помещения, находящегося по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение принято 14.08.2015г.
Председательствующий Е.С. Тимофеева