Дело № 2-968/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2016 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Мунгаловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Рожненко О.А.,
с участием представителя истца Зубарева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой И. Д. к акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» о защите прав потребителей, признании незаконными действий по выставлению платежных документов с начислениями платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
установил:
Соловьева И.Д. обратилась в Вилючинский городской суд с вышеуказанным иском в суд к ответчику акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» (далее АО «Оборонэнергосбыт»), в котором просила:
- признать незаконными действия ответчика по выставлению ей платежных документов с начислением платы за электрическую энергию на общедомовые нужды (далее ОДН) с апреля 2015 года по июнь 2016 года по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>;
- обязать ответчика произвести перерасчет платы за электрическую энергию с апреля 2015 года по июнь 2016 года по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>; в размере 1026 руб. 34 коп;
- взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере, определённом судом, а также штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
Свои требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по данному многоквартирному дому действует способ управления управляющей организацией, которой является ООО «Альянс». Ресурсоснабжающая организация АО «Оборонэнергосбыт» предоставляет в дом коммунальную услугу – электрическая энергия и с апреля 2015 года по июнь 2016 года выставляла ей платежные документы с начислениями платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН, всего за обозначенный период ей была начислена плата за электроэнергию на ОДН в размере 1026 руб. 34 коп. Полагает, что поскольку собственники многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске не принимали решение о внесении платы за ОДН в ресурсоснабжающую организацию, ответчик АО «Оборонэнергосбыт» незаконно предъявляет ей документы на оплату за ОДН за электрическую энергию и взимание такой платы с нее незаконно. Данные действия ответчика нарушают ее права как потребителя коммунальных услуг на начисление и оплату электрической энергии в соответствии с действующим законодательством. На обращение в АО «Оборонэнергосбыт» об устранении нарушений она получила отказ. Поскольку действия ответчика нарушают ее права как потребителя, полагала, что ответчик должен компенсировать ей моральный вред и уплатить штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебное заседание истец Соловьева И.Д. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на исковых требованиях настаивала и просила их удовлетворить.
Представитель истца Зубарев В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что АО «Оборонэнергосбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией в силу действующего жилищного законодательства не имеет законных оснований для начисления истцу платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, даже при отсутствии договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей компанией ООО «Альянс».
Ответчик АО «Оборонэнергосбыт» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, в представленном в адрес суда ходатайстве представитель ответчика Родионова А.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве.
В письменном отзыве на иск (л.д. 34-36) ответчик АО «Оборонэнергосбыт» с заявленными требованиями не согласился, указав, что из буквального толкования положения п.п. 8, 17, 14 и 15 Правил предоставления коммунальных услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года следует, что до момента заключения договора энергоснабжения управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана предоставлять коммунальную услугу соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Таким образом при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, в связи с чем ресурсоснабжающая организация вправе производить начисления платы за коммунальные услуги, в том числе за потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Полагал, что в рассматриваемой ситуации ответчик является исполнителем коммунальных услуг, так как осуществляет деятельность по подаче электрической энергии (коммунального ресурса) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах г. Вилючинск в связи с чем действия АО «Оборонэнергосбыт» по выставлению истцу платежных документов за услуги электроснабжения, в том числе потребленных на общедомовые нужды, рассчитанных в соответствии с положениями п. 44 Правил № 354 являются правомерными и соответствующими действующему законодательству.
Третье лицо ООО «Альянс» о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительных причинах его неявки суду не сообщило, мнение по иску не представило. Рассмотреть дело в отсутствие представителя не просило.
Привлеченная к участию в деле и извещенная надлежащим образом Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направила, в лице представителя принесла письменное заключение, в котором полагала, что у ответчика отсутствуют правовые основания для расчета и требования платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил дело рассмотреть в отсутствие истца, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие, представителей третьего лица и Государственной жилищной инспекции Камчатского края.
Выслушав представителя истца, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Статьей 8 ЖК РФ предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за электроснабжение включена в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах установленных Правительством Российской Федерации.
Из доводов истца, изложенных в иске, представленной суду копии регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Соловьева И.Д. на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником жилого помещения – <адрес> г. Вилючинска.
Как следует из представленных документов ООО «Альянс» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1094141003373, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения - ИНН 4102009923, имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из представленных суду документов и протокола № общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общего собрания собственников помещений указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменен способ управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией, договор обслуживания с ООО «Альянс» ИНН 4102009923 расторгнут по соглашению сторон, выбрана управляющая организация ООО «Альянс» ИНН 4102009923, а также принято решение о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом с ООО «Альянс» ИНН 4102009923, условия которого были согласованны собственниками на общем собрании (л.д. 78).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч. 1). Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (ч. 7).
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска и ООО «Альянс» заключен договор № управления многоквартирным домом (л.д. 25-28), согласно условий которого, управляющая организация ООО «Альянс» по заданию собственников помещений, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске, предоставлять коммунальные услуги после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, а также предоставлять услуги по управлению, определенные в п. 2.2.1 Договора управления.
Согласно п.п. «в» п. 2.2.1 Договора управления, Управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению надлежащего качества, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вред их имуществу. Данный пункт вступает в действие после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, в соответствии с решением собственников.
Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что собственники помещений ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносят плату за жилое помещение управляющей организации. Плату за коммунальные услуги собственники производят управляющей организации после заключения ею соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.3.6, п. 2.5.2 Договора управления, Управляющая организация самостоятельно определяет порядок и способ выполнения работ по управлению многоквартирным домом, привлекает сторонние организации, в том числе для организации предоставления коммунальных услуг, при этом собственники имеют право на предоставление услуг в необходимых объемах и надлежащего качества.
Согласно п.п. 5.1-5.3 Договора управления, данный договор является публичным, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и заключен сроком на 3 года.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном <адрес>, в котором с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляется способ управления управляющей организацией, которой является ООО «Альянс».
В соответствии с ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Также при рассмотрении дела установлено, что АО «Оборонэнергосбыт» (ранее ОАО «Оборонэнергосбыт») является юридическим лицом и имеет статус гарантирующего поставщика снабжения электрической энергии на территории Камчатского края. Границами зон деятельности АО «Оборонэнергосбыт» определены границы балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства Обороны Российской Федерации и (или) образованных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» на территории Камчатского края, к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию АО «Оборонэнергосбыт». Многоквартирный <адрес>, расположенный в г. Вилючинск, входит в зону границ деятельности ответчика и в указанный дом АО «Оборонэнергосбыт», как ресурсоснабжающая организация обязано поставлять коммунальных ресурс - электрическая энергия.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам с 01 сентября 2012 года регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг № 354), которые устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, в свою очередь потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п.п. «а» п. 33) и обязан в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг ( п.п. «и» п. 34).
В соответствии с п.п. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг №354, в Договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с Управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, определяются условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. При этом Управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При рассмотрении дела также установлено, что ООО «Альянс», как управляющая организация, до настоящего времени коммунальные услуги потребителям, проживающим в многоквартирном доме <адрес> в г. Вилючинске, не предоставляет, так как договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, в частности с АО «Оборонэнергосбыт», управляющей компанией до настоящего времени не заключены, в связи с чем, коммунальная услуга в виде электрической энергии в период с апреля 2016 года по июнь 2016 года предоставлялась им, в том числе и истцу, непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Оборонэнергосбыт» в силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в связи с не наступлением события, указанного в п. 14 Правил.
Из представленных платежных документов, выставленных истцу на оплату коммунальной услуги электрическая энергия АО «Оборонэнергосбыт» (ранее ОАО «Оборонэнергосбыт») усматривается, что в период с апреля 2015 года по июнь 2016 истцу ежемесячная плата за электрическую энергию была начислена исходя из объема данных услуг, потребленных индивидуально, так и на ОДН. Всего за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года истцу была начислена плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в размере 1026 руб. 34 коп.
Доказательств обратного суду не представлено и стороной ответчика данное обстоятельство не оспорено.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
На основании части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, ресурсоснабжающая организация, является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилой кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяется в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, после выбора с ДД.ММ.ГГГГ способа управления в виде управления управляющей организацией, было принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресусоснабжающим организациям, судом при рассмотрении дела не установлено. Из доводов иска усматривается, что собственники помещений указанного многоквартирного дома решение о внесении платы за ОДН, в непосредственно ресурсоснабжающие организации не принимали, что ответчиком не опровергнуто.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресусрсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии соответствующего решения собственников жилых помещений, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в редакции, действующей до 30 июня 2016 года, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В свою очередь положениями вышеуказанного п. 44 Правил установленный абзацами вторым и третьим п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в редакции, действующей до 30 июня 2016 года, было установлено, что установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Приведенное правовое регулирование также вытекает из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, закрепленный абзацем вторым п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 вышеназванного Федерального закона № 261-ФЗ.
Таким образом, из содержания взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме, в связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, что предусмотрено п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Доказательств, принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, суду стороной ответчика не представлено.
Также не представлено суду доказательств тому, что распределяемый между собственниками и пользователями помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинск объем коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, за период управления многоквартирным домом ответчиком, не превышал объем этих услуг, рассчитанный исходя из нормативов их потребления.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении специализированной организацией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на ОДН, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на ОДН, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Граждане также не являются исполнителями коммунальных услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса на ОДН, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска действует способ управления в виде управления управляющей организации, исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанном доме предоставляются коммунальные услуги, является именно управляющая организация – ООО «Альянс». При таких обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды с потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, где находится жилое помещение истца, возложена на указанную управляющую компанию.
Доводы ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации АО «Оборонэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг, основаны на неверном толковании вышеуказанных правовых норм, поскольку для определения статуса исполнителя коммунальных услуг имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления способ управления многоквартирным домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса. Отсутствие соответствующего договора ресурсоснабжения в рассматриваемой ситуации не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
С учетом указанных норм права, действия ресурсоснабжающей организации АО «Оборонэнергосбыт», выразившиеся в начислении истцу платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года, нельзя признать правомерными. Право гарантирующего поставщика АО«Оборонэнергосбыт», как ресурсоснабжающей организации в указанном периоде на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома могло возникнуть только в части электроэнергии, потребленной в жилых помещениях и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях за обозначенный период ресурсоснабжающая организация вправе получить только с управляющей организации.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования истца о признании незаконными действий АО «Оборонэнергосбыт» по выставлению ей платежных документов по ее жилому помещению – <адрес> г. Вилючинска за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года с начислениями платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования истца о возложении на АО «Оборонэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет платы по ее жилому помещению - <адрес> г. Вилючинска за электрическую энергию с апреля 2015 года по июнь 2016 года в размере 1026 руб. 34 коп., направлены на восстановление нарушенных прав истца, в связи с чем также являются законными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требование истца в части возложения обязанности по производству перерасчета, суд полагает необходимым согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок ответчику для производства перерасчета один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При таких обстоятельствах, поскольку 30 июня 2016 года истцом в адрес ответчика направлялось заявление о перерасчете оплаты за электрическую энергию за период с 1 апреля 2015 года по 30 июня 2016 года в размере выставленной платы за ОДН и не начислении такой платы в дальнейшем в связи с незаконностью ее начисления (л.д. 26), в удовлетворении требований истца ответчиком АО «Оборонэнергосбыт» было отказано (л.д. 44), с ответчика в пользу истца Соловьевой подлежит взысканию штраф в размере 513 руб.17 коп. (1026,34* 50 %).
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ устанавливается обязанность виновного лица компенсировать потребителю причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе услуги.
Установив факт нарушения АО «Оборонэнергосбыт» прав истца как потребителя, руководствуясь ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», принимая во внимание фактические обстоятельства дела, степень вины нарушителя, характер и степень нравственных страданий истца, которой ответчиком за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года ответчиком была начислена плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в общей сумме 1026 руб. 34 коп., а также учитывая требования разумности, справедливости, суд считает возможным и объективным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, определив ее в размере 500 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, при рассмотрении дела не установлено.
В силу требований п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца о признании действий незаконными, возложении определенных обязанностей и компенсации морального вреда являются неимущественными требованиями и взаимосвязанными между собой, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Соловьевой И. Д. к акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» о защите прав потребителей, признании незаконными действий по выставлению платежных документов с начислениями платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,- удовлетворить.
Признать действия акционерного общества «Оборонэнергосбыт», выразившиеся в выставлении истцу Соловьевой И. Д. платежных документов для внесения платы за электрическую энергию по ее жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года с начислениями платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, незаконными.
Обязать акционерное общество «Оборонэнергосбыт» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести Соловьевой И. Д. перерасчет платы за электрическую энергию по ее жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск за период с апреля 2015 года по июнь 2016 года в размере 1026 руб. 34 коп.
Взыскать с акционерного общества «Оборонэнергосбыт» в пользу Соловьевой И. Д. 500 рублей в счет компенсации морального вреда, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 513 руб. 17 коп., а всего взыскать 1013 рублей 17 копеек.
Взыскать с акционерного общества «Оборонэнергосбыт» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 сентября 2016 года.
Судья |
Е.В. Мунгалова |