№ 2а-505/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2019 года г. Кизилюрт, РД
Кизилюртовский районный суд РД в составе: председательствующего судьи Магомедовой З.А.,
при секретаре Дациевой Ш.Г.
и помощнике судьи Авторханове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мустафаева Ш. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Мустафаев Ш.А. обратился в Кизилюртовский районный суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС № по РД о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в <данные изъяты> году для занятия предпринимательской деятельностью (торговля розничная прочими пищевыми продуктами) им было подано заявление в налоговую инспекцию о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена на основании поданного им заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Никаких претензий и требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, службы судебных приставов он не получал.
Он обратился в налоговый орган МРИ ФНС № по РД г. Кизилюрта за справкой о состоянии его расчетов. Согласно справке о состоянии расчетов от ДД.ММ.ГГГГ за № за ним числится недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере <данные изъяты> руб. и в Федеральный ФОМС в размере <данные изъяты> руб., общая сумма задолженности составляет <данные изъяты> руб.
С действиями контролирующих органов он не согласен и считает их не соответствующими положениям Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по следующим основаниям.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из пункта 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Никаких требований об уплате недоимки по страховым взносам он не получал.
Считает, что действия (бездействия) контролирующего органа по начислению долга не соответствуют положениям НК РФ, ФЗ-№212, нарушают установленный порядок и сроки, и являются незаконными.
На основании подпункта 4 пункта 1 ст.59 НК РФ, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57, согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
С учетом изложенного просит признать числящиеся за ним недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере <данные изъяты> руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> руб., общая сумма задолженности <данные изъяты> руб., отраженные в справке МРИ ФНС России № по РД о состоянии расчетов от ДД.ММ.ГГГГ за №, безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.
Административный истец Мустафаев Ш.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, для участия в судебном заседании не явился, в поданном в суд ходатайстве просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
От административных ответчиков в лице МРИ ФНС № по РД и Управления ФНС по РД, о времени и месте проведения судебного заседания извещенных надлежащим образом, представитель для участия в судебном заседании не явился, в поданных в суд возражениях относительно заявленного административным истцом административного иска содержатся ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителей и отзывы на административное исковое заявление, в которых содержатся просьбы об отказе в удовлетворении административного искового заявления, по основаниям, в них изложенным.
От заинтересованного лица в лице Территориального ФОМС по РД также поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителя.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УОПФР РФ по РД по доверенности Аршаев М.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, на судебное заседание также не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении административного искового заявления просил отказать.
С учетом изложенного, суд в порядке ст.ст.150, 289 КАС РФ, полагает, возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, участвующих по делу.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ) с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ утратил силу.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Между тем, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
При этом, статьей 11 Закона №436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Между тем, данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Закона № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (пункт 2).
Поскольку предъявленная к взысканию задолженность по страховым взносам и пени имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то указанные недоимка и пени признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию налоговым органом.
Установлено и как следует из материалов дела, Мустафаев Ш.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов.
Согласно справке №, выданной МРИ ФНС № по РД о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, на ДД.ММ.ГГГГ за Мустафаевым Ш.А. числится недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере <данные изъяты> руб. и в Федеральный ФОМС в размере <данные изъяты> руб., общая сумма задолженности составляет <данные изъяты> руб.
Согласно разъяснениям названного выше Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при отсутствии судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Судом неоднократно в адрес как МРИ ФНС № по РД, так и Управления ФНС по РД, направлялись запросы о предоставлении соответствующих сведений, а также сведений о периоде задолженности и основания ее возникновения (то есть предоставлении расшифровки задолженности по каждому году в конкретном размере), которые остались без реагирования.
По многочисленным запросам суда как в МРИ ФНС № по РД, так и Управление ФНС по РД, а также ГУ-ОПФ РФ по РД, о предоставлении сведений, подтверждающих, что уполномоченный орган до 01.01.2017 г. - ПФ РФ (его территориальные управления), а после указанной даты налоговые органы, утратили возможность взыскания недоимок по страховым взносам в связи с истечением установленного срока их взыскания, данные запросы суда также оставлены без ответа. При этом, как усматривается из отзыва относительно административного иска МРИ ФНС № по РД, налоговый орган не обладает информацией за какой именно период образовалась оспариваемая задолженность и которая была передана налоговым органом пенсионным фондом.
По представленным ГУ-ОПФР по РД в г.Кизилюрт и Кизилюртовском районе требованиям об уплате недоимки по страховым взносам, направленных административному истцу, и в связи с их неисполнением постановлений о произведении взыскания соответствующих взносов, сведений о результатах их исполнения, запрошенных судом, также не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (определения от 22 апреля 2010 года N 548-О-О, от 17 июня 2010 года N 873-О-О, от 15 июля 2010 года N 1061-О-О и др.).
Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Отношения по оплате страховых взносов являются публично-правовыми отношениями, основанными, с одной стороны, на властном правомочии налогового органа, с другой стороны, на безусловной обязанности гражданина исполнять установленные законом налоговые обязательства.
В то же время взыскание недоимки по страховым взносам не является правом налоговой инспекции, а представляет собой исполнение государственно-властных полномочий, являющихся функцией поименованного государственного органа.
Реализация таких полномочий является обязанностью государственного органа, осуществляемой в порядке, установленном законом.
При этом бездействие по реализации обязанностей по взысканию налоговой недоимки государственным органом не может служить обоснованием несения гражданином дополнительных обязательств.
Вместе с тем для принятия административного иска к производству суда в порядке административного судопроизводства следует установить, с учетом заявленного административным истцом спора, что имеет место действие (бездействие) либо решение государственного органа, подлежащее судебной проверке.
Как указывает сам административный истец, каких-либо решений налоговым органом не принималось, действий (бездействия), которые могут быть предметом судебной проверки, в административном исковом заявлении не сформулировано.
Административный истец в иске указывает, что не обращался к административному ответчику по вопросу принятия решения о признании задолженности по недоимкам соответствующих страховых взносов за указанный в административном иске период безнадежными к взысканию. Не ссылается административный истец и на то, что такое решение налогового органа имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в поданном административном иске отсутствует предмет судебной проверки в порядке административного судопроизводства.
В тексте административного иска имеется указание на непоименованное бездействие административного ответчика, выраженное, по мнению административного истца, в предоставлении ему по его же запросу МРИ ФНС № по РД справки № о состоянии расчетов по числящейся за ним недоимке по страховым взносам.
Вместе с тем требований о проверке каких-либо действий (бездействия) налогового органа просительная часть административного иска не содержит.
Текст административного иска не позволяет прийти к выводу, в чем выразились действия (бездействие), с которым не согласен административный истец.
Сформулированное требование о признании задолженности безнадежной к взысканию направлено на установление юридически значимого факта, вместе с тем в порядке административного судопроизводства установление юридически значимых фактов не предусмотрено, соответствующий порядок содержится в главе 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом на условия, предусмотренные статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для установления указанного факта в порядке гражданского судопроизводства, административный истец не ссылается.
Пунктом 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требований, которые могут быть предметом судебной проверки в порядке административного судопроизводства, не заявлено, что по аналогии, в силу пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ, является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
При этом, суд также полагает необходимым разъяснить административному истцу, что оставление без рассмотрения настоящего административного иска с учетом отсутствия конкретного предмета судебной проверки, не препятствует административному истцу оспорить в судебном порядке отказ налогового органа в признании, определенной согласно справке №, недоимки по страховым взносам безнадежной к взысканию, поскольку именно в рамках проверки такого решения налогового органа суд может принять решение о признании ее безнадежной к взысканию. Вопросы истечения сроков взыскания задолженности, причин пропуска срока обращения в суд и наличии уважительных причин для его восстановления, решение об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока будут являться предметом исследования и оценки суда в соответствующем административном деле.
Разрешая ходатайство административного истца о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.105 КАС РФ основания и порядок возврата и зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Административный истец в своем административном исковом заявлении просит признать недоимку по страховым взносам, отраженную в справе МРИ ФНС России № по РД, безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания, в связи с чем такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Следовательно, в силу прямого указания закона, размер государственной пошлины, подлежащий уплате при заявленных требованиях, составляет <данные изъяты> рублей. Изначально при подаче настоящего административного иска административным истцом была уплачена, согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренная законом гос.пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
В последующем, Мустафаевым Ш.А. еще раз повторно была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается приложенной им к иску квитанцией (номер чека: № от ДД.ММ.ГГГГ; получатель: УФК по РД (МРИ ФНС №).
Поскольку при подаче настоящего административного искового заявления надлежало уплатить государственную пошлины в размере <данные изъяты> рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, подлежит возврату административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-197, 314 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление Мустафаева Ш. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности, оставить без рассмотрения.
Возвратить административному истцу Мустафаеву Ш. А. излишне уплаченную им государственную пошлину, перечисленную на основании квитанции (номер чека: № от ДД.ММ.ГГГГ; получатель: УФК по РД (МРИ ФНС №) в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд РД в течение 15 дней со дня его вынесения через Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
судья З.А.Магомедова