Решение по делу № 33-9511/2024 от 07.10.2024

УИД 29RS0026-01-2024-000582-64Стр. 219, госпошлина 150 руб.
Судья Коневец С.А.       26 ноября 2024 г.
Докладчик Мананникова Т.А. № 33-9511/2024       г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Ануфриевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-371/2024 по исковому заявлению ФИО11 к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности обустроить место накопления твердых коммунальных отходов                по апелляционной жалобе истца ФИО11 на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 21 августа 2024 г.

Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия

установила:

ФИО11 Ф.М. обратился с иском к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области с требованием возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обустроить в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства место накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) (контейнерную площадку) на расстоянии не менее 20 и не более 100 метров от <адрес>.

В обоснование иска указал, что проживает в <адрес>, контейнерная площадка для накопления ТКО на указанной территории отсутствует, что противоречит СанПиН 2.1.3684-21.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Емецкий территориальный отдел администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Холмогоры».

Ответчик с иском не согласился, указал, что вывоз ТКО организован в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Третьи лица Емецкий территориальный отдел администрации Холмогорского муниципального округа, ООО «ЭкоИнтегратор» возражали против удовлетворения иска, сообщили, что вывоз ТКО осуществляется бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) дважды в неделю по установленному графику.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» необходимо применять с учетом иных требований законодательства: ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правил обращения с ТКО). Учитывая указанные нормативно-правовые акты на ответчика, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по надлежащему содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Пункт 10 Правил обращения с ТКО предусматривает три вида сбора коммунальных отходов, в том числе: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Согласно п. 13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 декабря 2017 г. № 39п, бестарный способ накопления ТКО осуществляется путем накопления ТКО в пакетах, мешках или других аналогичных емкостях непосредственно в мусоровозный транспорт без использования каких-либо оборудованных мест в соответствии с законодательством в области обращения с ТКО и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Совокупность указанных требований законодательства свидетельствует о том, что осуществлять сбор ТКО без их накопления в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости. В ином случае осуществление сбора и вывоза ТКО бестарным методом не может осуществляться, и орган местного самоуправления обязан обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО17, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО11 проживает в <адрес>.

Постановлением администрации Холмогорского муниципального округа от 12 декабря 2023 г. № 367 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест накопления ТКО на территории Холмогорского муниципального округа Архангельской области, которым размещение площадки ТКО в д. Луташи не предусмотрено.

Между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» 29 октября 2019 г. заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, в рамках которого региональный оператор с 1 января 2020 г. осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению ТКО.

В соответствии с договором № 1-Т2024 от 21 февраля 2024 г. заключенным между ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «ЭкоПрофи», последнее осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов. Вывоз ТКО на территории д. Луташи (бывшее МО «Хаврогорское» Холмогорского района) Архангельской области осуществляется бестарным способом два раза в неделю (четверг и воскресенье, в осенне-зимний период один раз в воскресенье), место сбора находится по координатам 63.383995, 41.98224.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Холмогорского муниципального округа Архангельской области надлежащим образом осуществляются полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории д. Луташи.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13.4 указанного закона предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Обязанность по определению мест таких площадок и ведение их реестра возложена на органы местного самоуправления (пункт 4).

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В то же время, в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, абзаца 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 1 марта 2021 г., допускают сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом, без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 27 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г., региональный оператор может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно из мест (источников) их образования, данные о которых содержит территориальная схема обращения с отходами. При складировании ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, создание и обустройство площадки для их сбора не требуется.

Для д. Латуши предусмотрена бестарная система накопления ТКО, вывоз которых осуществляется специализированной техникой путем заезда мусоровозов к определенному месту в установленные дни и часы (по утвержденному графику).

Данных о том, что на территории д. Луташи (бывшее МО «Хаврогорское» Холмогорского района) Архангельской области образуются свалки, не имеется, нарушений периодичности вывоза ТКО не представлено.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что независимо от избранного на территории сельского поселения способа сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, должно осуществляться их складирование в специально оборудованных местах, являются ошибочными и не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Непредоставление региональным оператором пакетов либо емкостей для складирования ТКО не влечет для администрации обязанность по созданию и обустройству площадки для его сбора, поскольку бестарный способ предполагает возможность выброса мусора без тары либо в таре гражданина (мешок, пакет, ведро).

Ссылки в апелляционной жалобе на кассационные определения иных судов, вынесенные по другим делам, не могут быть приняты во внимание, поскольку такие определения источниками права или разъяснением судебной практики не являются, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Иных доводов, способных повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленных доказательств, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 21 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО11 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 декабря 2024 г.

Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Н.П. Рассошенко Т.Н. Рудь

33-9511/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Федоров Федор Михайлович
Ответчики
Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области
Другие
Емецкий территориальный отдел администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области
Хильченко Андрей Юрьевич
ООО ЭкоИнтегратор
ООО ЖКХ Холмогоры
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Мананникова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
07.10.2024Передача дела судье
26.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024Передано в экспедицию
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее