Судья ФИО5 Дело [номер]
[номер]
УИД 52RS0[номер]-75
ФИО3 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
[адрес] 08 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО4, Гришиной Н.А.
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием прокурора ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации [адрес]
на решение Сормовского районного суда [адрес] от [дата]
по иску ФИО2 ФИО1 Екатерины Андреевны к администрации г. Н. Новгорода, администрации [адрес] г.Н.Новгорода, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи ФИО4,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратилась в суд с иском к администрации [адрес] г. Н.Новгорода, администрации г. Н.Новгорода, просила обязать ответчиков предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г.Н.Новгороде по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах г. Н.Новгорода, размером не ниже социальной нормы, соответствующее требованиям ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указала следующее: истец относится к детям, оставшимся без попечения родителей. С [дата] истец включена в районный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Решением Сормовского районного суда [адрес] от [дата] постановлено:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Возложить на администрацию [адрес] обязанность предоставить ФИО2, [дата] года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Нижний Новгород по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах [адрес], размером не ниже социальной нормы (30 кв.м).
В апелляционной жалобе администрацией [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном толковании и применении норм материального права. В обоснование указано, что суд не принял во внимание, что администрация может предоставить истцу жилое помещение только после передачи жилых помещений из государственной собственности ФИО3 [адрес] в муниципальную собственность [адрес] и отнесения их к специализированному жилищному фонду, решение не может быть исполнено без передачи Правительством ФИО3 [адрес], в силу чего необходимо предусмотреть такую обязанность в решении суда.
В возражениях на апелляционную жалобу министра Министерства строительства ФИО3 [адрес] ФИО10 указано на необоснованность доводов жалобы и оставлении решения суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО2 (до вступления в брак – ФИО11), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения на основании распоряжения администрации [адрес] г. Н.Новгорода от 23.03.2018г. [номер]-р, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку указанным распоряжением установлено, что истец не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя и собственниками жилых помещений. До настоящего времени истец жильем не обеспечена, состоит в указанном списке.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика администрацию [адрес] обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от [дата] №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона ФИО3 [адрес] от [дата] [номер]-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона ФИО3 [адрес] «О жилищной политике в ФИО3 [адрес]».
Кроме того, согласно пункту 3.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства ФИО3 [адрес] от [дата] [номер], специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.
В случае, если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации [адрес].
Доводы апелляционной жалобы о том, что, принятое судом решение будет неисполнимо, в связи с чем, должно быть предусмотрено, что Правительство ФИО3 [адрес] обязано передать в муниципальную собственность жилое помещение, подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, основываясь на материалах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил все значимые по делу обстоятельства, правильно определил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.
Основания, предусмотренные положениями статьи 330 ГПК РФ для отмены либо изменения оспариваемого решения, по настоящему делу отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сормовского районного суда [адрес] от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [адрес] – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].