Дело № 2-22/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2017 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю., при секретаре Забелиной О.А.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Александрово-Заводского района Дудкиной Ю.А., представителя ответчика - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» о признании бездействий ответчика незаконными, принятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - моста через реку Газимур в с. Александровский Завод в течении месяца со дня вступления решения в законную силу, восстановлении пешеходного моста,
УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства, прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» законодательства о собственности в части выявления, постановки на учет бесхозяйных объектов, зданий, строений и иных сооружений, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения «Александрово- Заводское» в границах с. Александровский Завод в северо-западной стороне села примерно в 500 метрах от автодороги Ивановка-Соловьевск находится пешеходный мост через р. Газимур, который на балансе в администрации муниципального района и сельского поселения «Александрово-Заводское» не состоит, к собственности района или поселения не относится. Проведенной проверкой сведений о балансовой принадлежности моста к другим организациям не установлено. Из акта осмотра от 06.02.2017 следует, что мост находится в аварийном состоянии, наполовину разрушен, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Отсутствие собственника влечет невозможность обеспечения сохранности моста, представляет реальную угрозу как для жителей с. Александровский Завод, так и для приезжих. До настоящего времени собственник, осуществляющий содержание и обслуживание указанного моста не определен, данное имущество является бесхозяйным. Решением Совета депутатов сельского поселения «Александрово-Заводское» от 25.09.2015 № 141 администрация сельского поселения муниципального образования «Александрово-Заводское» ликвидирована. В соответствии с Уставом муниципального района «Александрово-Заводский район» администрация муниципального района является исполнительно- распорядительным органом. Администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» не принимает действенных мер к постановке на учет и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - мост в с. Александровский Завод через реку Газимур. Обращение указанного объекта в муниципальную собственность позволит привести мост в безопасное состояние за счет средств местного бюджета или целевых субсидий, что позволит обеспечить пешеходную доступность жителей улиц Маслозаводская и РЭС с. Александровский Завод до места учебы, работы. Отсутствие собственника моста влечет неисполнение установленных законом обязанностей по надлежащему состоянию имущества, а, следовательно, влечет неисполнение обязанностей органа местного самоуправления по предупреждению и возникновению чрезвычайных ситуаций. Прокурор, просит признать бездействие администрации муниципального района «Александрово- Заводский район» по непринятию мер по постановке моста через реку Газимур в с. Александровкий Завод на учет в качестве бесхозяйного имущества незаконным, обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества моста через реку Газимур в с. Александровкий Завод путем подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю; обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в кратчайшие сроки восстановить пешеходный мост через реку Газимур в с. Александровкий Завод.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Александрово-Заводского района Дудкина Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что строительство моста велось сельским поселением, затраты на строительство, в том числе оплата рабочим, его ремонт, финансировалось из бюджета поселения. При ликвидации администрации сельского поселения, мост не был включен в реестр муниципального имущества. В настоящее время собственник моста отсутствует, в связи с ненадлежащим содержанием, облуживанием, он был разрушен. Автодорога, являющаяся единственным средством передвижения через реку Газимур, не отвечает условиям безопасности для движения по нему пешеходов, в том числе несовершеннолетних. Между улицами Маслозаводская и РЭС отсутствует автобусное сообщение, в связи с чем, граждане вынуждены опасаясь за свою жизнь пользоваться автомобильным мостом. Считает доводы ответчика о необходимости затрат на постановку на учет и восстановление моста, в указанном в возражении размере, не обоснованными, не подтвержденными какими-либо доказательствами, основанными лишь на внутренней убежденности ответчика о нецелесообразности удовлетворения требований.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО5 исковые требования не признала, поддержав возражения на исковое заявление, пояснила, что мостовой пешеходный переход, расположенный на территории с. Александровский Завод в северо-западной стороне села примерно в 500 метрах от автодороги Ивановка-Соловьевск через реку Газимур, был построен из подручных материалов, для удобства жителей села, и не соответствовал СНиП. В настоящий момент мостовой пешеходный переход разрушен весенним паводком, движение по нему не осуществляется, он не подлежит ремонту и восстановлению. Для жителей села мост угрозы не представляет. Данный объект не является капитальным строением, подлежит разбору и утилизации, поэтому считают нецелесообразным проводить процедуру признания бесхозяйным данного моста и его постановке на учет. Затраты для бюджета сельского поселения в сумме <данные изъяты> являются значительными. Все средства в бюджете сельского поселения на 2017 год распланированы. Кроме того, шаговая доступность для жителей улиц Маслозаводская и РЭС до центра с. Александровский Завод составляет не более 2 км, школа с. Александровский Завод находиться ближе, что соответствует Постановлениею Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189. Кроме того, ежедневно в 8.00 часов мимо указанных улиц проходит автобус, который доставляет детей к школе и развозит жителей до центра. Следовательно, данный мостовой пешеходный переход не является единственным путем сообщения для жителей ул. Маслозаводская и РЭС с центром с. Александровский Завод. Они не отрезаны от остальной части с. Александровский Завод рекой Газимур. Строительство нового моста в соответствии с требованиями СНиП обойдется примерно в <данные изъяты>. Осуществить строительство моста без проекта и заключения соответствия СНиП администрация не может, так как обязана соблюдать меры для безопасности жизни и здоровья людей. Не только строительство моста, но и постановка его на учет как бесхозяйное имущество, является значительными затратами для бюджета сельского поселения «Александрово-Заводское» и муниципального района «Александрово-Заводский» в условиях жесткой экономии, политики, оздоровления финансов бюджета Забайкальского края.
Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п.п. 3 и 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 1Э1-ФЗ) к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Судом установлено, что на территории сельского поселения «Александрово-Заводское» в границах с. Александровский Завод в северозападной стороне села в 500 метрах от автодороги Ивановка-Соловьевск находится пешеходный деревянный мост через р.Газимур, который наполовину разрушен (л.д.6). В администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» неоднократно обращались жители села, с просьбой оказания помощи в восстановлении указанного моста, так как в результате его разрушения, они лишились возможности перехода в летний период через реку Газимур в центр села, где расположена основная его инфраструктура: школа, магазины, больница, администрация и т.д. (л.д.11,12-13). Прокуратурой района по обращению жителей с. Александровский Завод проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Александрово- Заводский район» законодательства о собственности в части выявления, постановки на учет бесхозяйных объектов, зданий, строений и иных сооружений, в ходе которой установлено, что указанный выше мост на балансе в администрации муниципального района и сельского поселения «Александрово-Заводское» не состоит, к собственности района или поселения не относится, сведений о балансовой принадлежности моста к другим организациям не установлено (л.д.9-10,14-20).
3 ноября 2015 года Александрово-Заводским районным судом Забайкальского края было вынесено решение по гражданскому делу по иску прокурора Александрово-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» по аналогичным требованиям о признании бездействий по непринятию мер по постановке моста через реку Газимур в с. Александровский Завод на учет в качестве бесхозяйного имущества в незаконным и обязании принять меры к постановке на учет данного моста (л.д.). Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 4 декабря 2015 года. Решением Совета депутатов сельского поселения «Александрово-Заводское» от 25.09.2015 № 141 администрация сельского поселения муниципального образования «Александрово-Заводское» ликвидирована (л.д. ). На основании, исполнительного листа, выданного по решению суда, в отношении должника администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» 16 декабря 2015 года возбуждено исполнительное производство (л.д.), которое 20 мая 2016 года было окончено (л.д. ). В соответствии с Уставом муниципального района «Александрово-Заводский район» администрация муниципального района является исполнительно- распорядительным органом (л.д.).
Из показаний жителей улиц Маслозаводская и РЭС села Александровский Завод, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей по делу, следует, что мост через реку Газимур был единственным безопасным средством передвижения пешком в центр села, где находятся школа, магазины, поликлиника, больница. В результате того, что он был разрушен, жители улиц, Маслозаводская и РЭС, в том числе школьники, остались без реальной возможности перехода через реку до школы и работы, так как автодорожный мост не имеет ограждений, освещения и иных средств для безопасности пешеходов. В зимнее время люди ходят по льду, а в летнее переходят в брод, либо по не защищенной дороге, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих детей. О том, что был маршрутный автобус, слышали, однако им не пользовались, так как он ходил всего один раз в день, рано утром и в один конец, то есть обратно не возвращается.
Свидетель ФИО11 пояснил, что, он с 2004 года по 2011 год работал в должности главы администрации сельского поселения «Александрово- Заводское». Мост, о котором идет спор, строился администрацией в период его работы. До этого там был висячий мост, но его смыло наводнением, затем по просьбе жителей села зимой 2006-2007 года был построен этот мост. Строили, когда речка была мерзлая, вырубили лед до дна реки, срубили «быки», установили, забутили камнями. Мост был внесен в реестр муниципального имущества сельского поселения «Александрово-Заводское», на него имелись все документы. Администрация сельского поселения за его строительство платила деньги, со строителями моста заключались договоры, «быки» рубили осужденные к обязательным работам, ежегодно мост подколачивали, подделывали. Все документы по строительству моста, сметы, договоры, заключенные со строителями, чертежи в папке передавалось следующему главе сельского поселения, заступившему в должность после свидетеля. Всего в реестре было 4 моста, вместе с мостом через р. Газимур. В связи с чем этот мост исключили из реестра, не знает. Как только мост стал бесхозяйным, он разрушился. Считает, что мост необходимо восстановить.
Свидетель ФИО12, работающий специалистом по делам архитектуры и градостроительства администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» показал, что по его мнению, мост через р. Газимур на сегодняшний день ремонту не подлежит, так как затраты на его ремонт будут соизмеримы с затратами на строительство нового моста. С 1 января 2015 года поручений и указаний от главы района, касающиеся данного моста, мне не поступало. Смету на строительство нового моста им не составлялась. Считает, что наличие моста в данном месте не безопасно для граждан, так как, переходя мост через реку Газимур, они упираются в железнодорожные пути. Не знает, имелось ли соглашение по строительству железной дороги, при наличии на тот момент пешеходного моста.
Начальник МУ АТП ФИО13 суду пояснил, что регулярных маршрутов между улицами РЭС и Маслозаводская и центром села не имеется. Маршрут был, но в сентябре 2016 года его отменили из-за нерентабельности.
Свидетель ФИО14 показала, что она работала ведущим специалистом в администрации сельского поселения Александрово-Заводское и вела весь бухгалтерский учет, а также реестр имущества поселения. Мост через реку Газимур, о котором идет спор строился работниками поселения, они за это получали заработную плату, так же привлекались лица, осужденные к обязательным работам. Материал закупали разными средствами, в том числе использовалась спонсорская помощь, так как наличие моста в этом месте было вызвано его необходимостью, в связи с тем, что нарушались права жителей улиц Маслозаводская и РЭС. Инициатива постройки моста принадлежала ФИО11, по обращению граждан. Ни один из четырех мостов, расположенных на территории села не был включен в реестр. Почему при передаче муниципальному району три из них включили, а мост через реку Газимур нет, объяснить не смогла. Содержанием, восстановлением спорного моста также занималось сельское поселение, работники выполняли работу по заданию руководителя, за что получали заработную плату.
Как следует из акта от 3 марта 2017 года, составленного ИДПС ГИБДД МО МВД России Газимуро-Заводский Мокроусовым А.В., на участке автодороги Ивановка - Борзя 167-168 км. вдоль автодороги отсутствует пешеходная дорожка и освещение, что влияет на безопасность движения для пешеходов и владельцев транспортных средств (л.д. ).
Отсутствие собственника влечет невозможность обеспечения сохранности моста, представляет реальную угрозу как для жителей с. Александровский Завод, так и для приезжих.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Г К РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Часть 3 ст. 225 ГК РФ определяет порядок действий органов местного самоуправления по постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В развитие норм гражданского законодательства Минэкономразвития России принят приказ от 22 ноября 2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее по тексту - Приказ).
В соответствии с п. 3 раздела 2 Приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
До настоящего времени собственник, осуществляющий содержание и обслуживание указанного моста не определен, данное имущество является бесхозяйным.
Администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» не принимает действенных мер к постановке на учет и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - мост в с. Александровский Завод через реку Газимур. Мост связывает между собой улицы Маслозаводская, РЭС и село Александровский Завод и является единственным пешеходным переходом через реку Газимур, по которому передвигается большое количество людей, в том числе пожилые люди и дети. Ближайший переход через реку можно осуществить только по автомобильному мосту, не оборудованному дорожкой для движения пешеходов и освещением. Отсутствует автобусное сообщение с центром села и указанными улицами. Довод ответчика о невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения требований, по постановке моста на учет и его восстановление из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района, неможет быть основанием для отказа в заявленных требований истца, обратившегося в защиту лиц, проживающих в селе Александровский Завод по улице Маслозаводская и РЭС, так как в данном случае ставится вопрос о безопасности передвижения и иных прав граждан.
Обращение указанного объекта в муниципальную собственность позволит привести мост в безопасное состояние за счет средств местного бюджета или целевых субсидий, что позволит обеспечить безопасную пешеходную доступность жителей улиц Маслозаводская и РЭС с. Александровский Завод до места учебы, работы.
Отсутствие собственника моста влечет неисполнение установленных законом обязанностей по надлежащему состоянию имущества, а, следовательно, влечет неисполнение обязанностей органа местного самоуправления по предупреждению и возникновению чрезвычайных ситуаций.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» по непринятию мер по постановке моста через реку Газимур в с. Александровкий Завод на учет в качестве бесхозяйного имущества незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества моста через реку Газимур в с. Александровкий Завод путем подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю.
Обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в кратчайшие сроки восстановить пешеходный мост через реку Газимур в с. Александровкий Завод.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья
А.Ю. Гарголло