Решение по делу № 33-1717/2023 от 27.06.2023

Судья Шашев А.Х. Дело № 33-1717/2023

дело № 2-296/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2023 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Бейтуганова А.З.,

судей Сохрокова Т.Х. и Бижоевой М.М.,

при секретаре Кишевой А.В.,

с участием прокурора Прохладненского района КБР Хачемизова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бижоевой М.М. гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Прохладненского района КБР и внешнему управляющему МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР Скрипиченко М.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по получению лицензии,

по апелляционному представлению прокурора Прохладненского района КБР на решение Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Прохладненский районный суд КБР с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д», сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР; обязать МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке лицензию на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР.

В обосновании исковых требований истец указал, что прокуратурой Прохладненского района КБР по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности МУП «Водоканал» при содержании и эксплуатации артезианских скважин, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Установлено, что МУП «Водоканал» эксплуатируются источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины), расположенные в с.п. Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д») с.п. Алтуд, ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР.

Согласно постановлению администрации Прохладненского района от 01 ноября 2017 №360 вышеуказанные артезианские скважины переданы МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение.

Согласно паспортам артезианских скважин последние используются МУП «Водоканал» в целях питьевого и хозяйственно - питьевого водоснабжения жителей с.п. Алтуд, с.п. Красносельское Прохладненского района КБР.

Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 19 декабря 2022 года у МУП «Водоканал» отсутствует лицензия на пользование недрами.

Таким образом, МУП «Водоканал» фактически является пользователем недр, при этом в нарушение ст. 11 Закона № 2395-1 лицензия на право пользования недрами у предприятия отсутствует.

Решением Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований прокурора Прохладненкого района КБР отказано в полном объеме.

Не согласившись с данным решением, прокурор Прохладненского района КБР подал апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование представления указано, что МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района фактически с июля 2021 года по настоящее время осуществляет свою деятельность незаконно, в отсутствие установленной законом лицензии.

Также в представлении указано, что МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района 22.07.2021 года на имя начальника департамента по недропользованию по Северо - Кавказскому Федеральному округу направлены два письма №1 и 3 с приложением заявочных материалов на получение права пользования недрами, однако, ответчиком ответ не получен, отсутствует лицензия.

Вместе с тем, с июля 2021 года с письменными обращениями о результатах рассмотрения представленного пакета документов для получения лицензии МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР не обращалось, повторно документы также не отправляло, в чем выразилось бездействие.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Бижоевой М.М., обсудив доводы апелляционного представления, подержанного прокурором Прохладненского района КБР, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями, предусмотренными ст.ст. 8,12,56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах", Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказа Минприроды России от 21.12.2020 № 1092, исходил из того, что МУП «Водоканал» Прохладненского мунипального района в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О недрах» и принятых в соответствии с ним правовых актов, представил в уполномоченный орган пакет заявочных материалов на получение лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в с.п. Алтуд. и с.п. Красносельское, тем самым приняв все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований закона, а поскольку с момента регистрации заявки в уполномоченном органе и до принятия решения о возврате заявителю заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр, участок недр, в отношении которого подана заявка, поданное ответчиком заявление приобрело статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке.

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О недрах" недра предоставляются, в том числе в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основания предоставления права пользования участками недр установлены положениями ст.10.1 Федерального закона «О недрах»

В соответствии с ч.2 ст. 10.1. Федерального закона «О недрах» Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6, 9 - 11 части первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр. Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 8 части первой настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участками недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее-Комиссия). Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию, который устанавливает ее состав, распределение полномочий и порядок работы.

Приказом Минприроды России от 21.12.2020 № 1092 утверждён Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии.

Пунктом 3 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, который является исчерпывающим.

Поступившая заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом в день ее поступления. При регистрации заявки указывается дата и местное время (часы и минуты) ее поступления.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений. (п.6 Порядка)

С момента регистрации заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальном органе и до принятия решения о возврате заявителю заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (об отказе в удовлетворении заявки), участок недр, в отношении которого подана заявка, приобретает статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке (абз.5 п.6 Порядка)

Согласно п.7 для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы: а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, а также в отношении наличия или отсутствия возможности возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства в случае предоставления права пользования участком недр заявителю;

б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

в) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды на основании информации органов государственной власти, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, на отдельные виды работ на участке недр, в отношении которого подана заявка, могут накладываться ограничения, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.

Органами государственной власти, указанными в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации в указанных органах государственной власти запроса Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, направляются сведения о наличии или отсутствии в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, объектов, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.

В срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты поступления полного комплекта документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, или с даты получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.(п.8 порядка)

Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов и сведений в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по разведке и добыче подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, по геологическому изучению участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или геологическому изучению участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии. (п.9 порядка)

По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, и предоставлении заявителю права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, в котором указываются основания для отказа, предусмотренные пунктом 10 настоящего Порядка.

Заявитель уведомляется о принятом решении посредством почтового отправления и (или) по адресу электронной почты (при наличии), указанному в заявке, в срок, не превышающий 3 рабочих дней.

Обращаясь в суд с указанным иском прокурор указал, что МУП «Водоканал» без наличия лицензии эксплуатируются источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины), расположенные в с.п. Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР, в связи с чем просил признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д», сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748), Прохладненского района КБР, обязав МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке лицензию на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748), Прохладненского района КБР.

Материалами дела подтверждается, что ответчик 29 июля 2021 года и повторно 28 марта 2023 года (исх. № 01-07-04/768), подал заявки на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, на участке недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, и по сути, заявки МУП «Водоканал» в настоящее время находятся в производстве уполномоченного органа.

Департаментом по недропользованию по СКФО заявки и прилагаемые к ним пакеты документов признаны отвечающими требованиям приказа Минприроды России № 1092 от 21.12.2020г. и приняты в работу, однако до настоящего времени заявки по существу не рассмотрены, решения по ним не приняты.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, судом установлено, что МУП «Водоканал» Прохладненского мунипального района в соответствии с требования Закона Российской Федерации «О недрах» и принятых в соответствии с ним правовых актов был представлен в уполномоченный орган пакет заявочных материалов на получение лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в с.п. Алтуд. и с.п. Красносельское 29 июля 2021 года, однако, с июля 2021 года с письменными обращениями о результатах рассмотрения представленного пакета документов для получения лицензии МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР не обращалось, повторно документы также не отправляло. Только после подачи прокурором искового заявления ответчик формально повторно 28 марта 2023 года (исх. № 01-07-04/768) обратился в адрес Департамента по недропользованию по СКФО, однако с июля 2021 года до 28 марта 2023 года фактически бездействовал.

В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1.1 статьи 219 главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Таким образом, в силу части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мог обжаловать бездействие органов, осуществляющих деятельность по выдаче лицензии, однако с июля 2021 года по настоящее время никаких мер по ускорению получения лицензии ответчиком не предпринимается, в связи с чем коллегия полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 – 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР

о п р е д е л и л а:

решение Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Прохладненского района КБР и внешнему управляющему МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР Скрипиченко М.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по получению лицензии – удовлетворить частично.

Признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезиенских скважин, расположенных в с.п. Красносельское, ул. Школьная д. 2 «г» ( скважина 229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская д. 34 «б» (скважина № 44748) Прохладненского района КБР.

Обязать МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течении 6 месяцев с момента вынесения настоящего определения предпринять исчерпывающие меры к получению в установленном законном порядке лицензии на пользование недрами в отношении аретзианских скважин, расположенных в с.п. Красносельское, ул. Школьная д. 2 «г» ( скважина 229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская д. 34 «б» (скважина № 44748) Прохладненского района КБР, отказав в остальной части исковых требований.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июля 2023 года.

Председательствующий А.З. Бейтуганов

Судьи Т.Х. Сохроков

М.М. Бижоева

Судья Шашев А.Х. Дело № 33-1717/2023

дело № 2-296/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2023 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Бейтуганова А.З.,

судей Сохрокова Т.Х. и Бижоевой М.М.,

при секретаре Кишевой А.В.,

с участием прокурора Прохладненского района КБР Хачемизова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бижоевой М.М. гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Прохладненского района КБР и внешнему управляющему МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР Скрипиченко М.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по получению лицензии,

по апелляционному представлению прокурора Прохладненского района КБР на решение Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Прохладненский районный суд КБР с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д», сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР; обязать МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке лицензию на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР.

В обосновании исковых требований истец указал, что прокуратурой Прохладненского района КБР по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности МУП «Водоканал» при содержании и эксплуатации артезианских скважин, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Установлено, что МУП «Водоканал» эксплуатируются источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины), расположенные в с.п. Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д») с.п. Алтуд, ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР.

Согласно постановлению администрации Прохладненского района от 01 ноября 2017 №360 вышеуказанные артезианские скважины переданы МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение.

Согласно паспортам артезианских скважин последние используются МУП «Водоканал» в целях питьевого и хозяйственно - питьевого водоснабжения жителей с.п. Алтуд, с.п. Красносельское Прохладненского района КБР.

Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 19 декабря 2022 года у МУП «Водоканал» отсутствует лицензия на пользование недрами.

Таким образом, МУП «Водоканал» фактически является пользователем недр, при этом в нарушение ст. 11 Закона № 2395-1 лицензия на право пользования недрами у предприятия отсутствует.

Решением Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований прокурора Прохладненкого района КБР отказано в полном объеме.

Не согласившись с данным решением, прокурор Прохладненского района КБР подал апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование представления указано, что МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района фактически с июля 2021 года по настоящее время осуществляет свою деятельность незаконно, в отсутствие установленной законом лицензии.

Также в представлении указано, что МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района 22.07.2021 года на имя начальника департамента по недропользованию по Северо - Кавказскому Федеральному округу направлены два письма №1 и 3 с приложением заявочных материалов на получение права пользования недрами, однако, ответчиком ответ не получен, отсутствует лицензия.

Вместе с тем, с июля 2021 года с письменными обращениями о результатах рассмотрения представленного пакета документов для получения лицензии МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР не обращалось, повторно документы также не отправляло, в чем выразилось бездействие.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Бижоевой М.М., обсудив доводы апелляционного представления, подержанного прокурором Прохладненского района КБР, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями, предусмотренными ст.ст. 8,12,56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О недрах", Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказа Минприроды России от 21.12.2020 № 1092, исходил из того, что МУП «Водоканал» Прохладненского мунипального района в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О недрах» и принятых в соответствии с ним правовых актов, представил в уполномоченный орган пакет заявочных материалов на получение лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в с.п. Алтуд. и с.п. Красносельское, тем самым приняв все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований закона, а поскольку с момента регистрации заявки в уполномоченном органе и до принятия решения о возврате заявителю заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр, участок недр, в отношении которого подана заявка, поданное ответчиком заявление приобрело статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке.

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О недрах" недра предоставляются, в том числе в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основания предоставления права пользования участками недр установлены положениями ст.10.1 Федерального закона «О недрах»

В соответствии с ч.2 ст. 10.1. Федерального закона «О недрах» Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6, 9 - 11 части первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр. Порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 8 части первой настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участками недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее-Комиссия). Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию, который устанавливает ее состав, распределение полномочий и порядок работы.

Приказом Минприроды России от 21.12.2020 № 1092 утверждён Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии.

Пунктом 3 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, который является исчерпывающим.

Поступившая заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом в день ее поступления. При регистрации заявки указывается дата и местное время (часы и минуты) ее поступления.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений. (п.6 Порядка)

С момента регистрации заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальном органе и до принятия решения о возврате заявителю заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (об отказе в удовлетворении заявки), участок недр, в отношении которого подана заявка, приобретает статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке (абз.5 п.6 Порядка)

Согласно п.7 для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы: а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, а также в отношении наличия или отсутствия возможности возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства в случае предоставления права пользования участком недр заявителю;

б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

в) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды на основании информации органов государственной власти, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, на отдельные виды работ на участке недр, в отношении которого подана заявка, могут накладываться ограничения, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.

Органами государственной власти, указанными в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации в указанных органах государственной власти запроса Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, направляются сведения о наличии или отсутствии в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, объектов, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.

В срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты поступления полного комплекта документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, или с даты получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.(п.8 порядка)

Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов и сведений в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по разведке и добыче подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, по геологическому изучению участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или геологическому изучению участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии. (п.9 порядка)

По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, и предоставлении заявителю права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, в котором указываются основания для отказа, предусмотренные пунктом 10 настоящего Порядка.

Заявитель уведомляется о принятом решении посредством почтового отправления и (или) по адресу электронной почты (при наличии), указанному в заявке, в срок, не превышающий 3 рабочих дней.

Обращаясь в суд с указанным иском прокурор указал, что МУП «Водоканал» без наличия лицензии эксплуатируются источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины), расположенные в с.п. Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748) Прохладненского района КБР, в связи с чем просил признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д», сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748), Прохладненского района КБР, обязав МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в установленном законом порядке лицензию на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в сельском поселении Красносельское, ул. Школьная, д.2 «г» (скважина №229 «д»), сельском поселении Алтуд ул. Комсомольская, д.34 «б» (скважина №44748), Прохладненского района КБР.

Материалами дела подтверждается, что ответчик 29 июля 2021 года и повторно 28 марта 2023 года (исх. № 01-07-04/768), подал заявки на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, на участке недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, и по сути, заявки МУП «Водоканал» в настоящее время находятся в производстве уполномоченного органа.

Департаментом по недропользованию по СКФО заявки и прилагаемые к ним пакеты документов признаны отвечающими требованиям приказа Минприроды России № 1092 от 21.12.2020г. и приняты в работу, однако до настоящего времени заявки по существу не рассмотрены, решения по ним не приняты.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, судом установлено, что МУП «Водоканал» Прохладненского мунипального района в соответствии с требования Закона Российской Федерации «О недрах» и принятых в соответствии с ним правовых актов был представлен в уполномоченный орган пакет заявочных материалов на получение лицензии на пользование недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в с.п. Алтуд. и с.п. Красносельское 29 июля 2021 года, однако, с июля 2021 года с письменными обращениями о результатах рассмотрения представленного пакета документов для получения лицензии МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР не обращалось, повторно документы также не отправляло. Только после подачи прокурором искового заявления ответчик формально повторно 28 марта 2023 года (исх. № 01-07-04/768) обратился в адрес Департамента по недропользованию по СКФО, однако с июля 2021 года до 28 марта 2023 года фактически бездействовал.

В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1.1 статьи 219 главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Таким образом, в силу части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мог обжаловать бездействие органов, осуществляющих деятельность по выдаче лицензии, однако с июля 2021 года по настоящее время никаких мер по ускорению получения лицензии ответчиком не предпринимается, в связи с чем коллегия полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 – 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР

о п р е д е л и л а:

решение Прохладненского районного суда КБР от 18 апреля 2023 года отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Прохладненского района КБР и внешнему управляющему МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР Скрипиченко М.В. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по получению лицензии – удовлетворить частично.

Признать бездействие МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выраженное в непринятии мер, направленных на получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами в отношении артезиенских скважин, расположенных в с.п. Красносельское, ул. Школьная д. 2 «г» ( скважина 229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская д. 34 «б» (скважина № 44748) Прохладненского района КБР.

Обязать МУП «Водоканал» Прохладненского муниципального района КБР в течении 6 месяцев с момента вынесения настоящего определения предпринять исчерпывающие меры к получению в установленном законном порядке лицензии на пользование недрами в отношении аретзианских скважин, расположенных в с.п. Красносельское, ул. Школьная д. 2 «г» ( скважина 229 «д»), с.п. Алтуд, ул. Комсомольская д. 34 «б» (скважина № 44748) Прохладненского района КБР, отказав в остальной части исковых требований.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июля 2023 года.

Председательствующий А.З. Бейтуганов

Судьи Т.Х. Сохроков

М.М. Бижоева

33-1717/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Прохладненского района КБР
Хачемизов Аслан Юрьевич
Ответчики
Внешней управляющий МУП Водоканал Прохладненского муниципального района КБР - Скрипченко М.В.
МУП Водоканал
Другие
Администрация Прохладненского района
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Бижоева Мадина Михайловна
Дело на странице суда
vs.kbr.sudrf.ru
29.06.2023Передача дела судье
12.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023Передано в экспедицию
12.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее