Дело № 2-1467/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Орлик А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клопова Александра Евгеньевича к МВД России, УМВД России по Костромской области о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Клопов А.Е. обратился в суд с указанным иском, просит обязать УМВД России по Костромской области назначить и выплачивать ему с <дата> ежемесячную денежную компенсацию ввиду установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, с учетом перерасчетов (индексации), установленных действующим законодательством.
Свои требования истец мотивирует следующим.
Он, Клопов Александр Евгеньевич, согласно приказа начальника УГПС УВД Костромской области от <дата> № л/с был уволен со службы в органах внутренних дел по ст. 58 п. «3» (по ограниченному состоянию здоровья) на основании справки ОВВК УВД № в связи с получением военной травмы при исполнении служебных обязанностей. Первоначально инвалидность ему была установлена в 2002 году. Согласно справке МСЭ от <дата> ему установлена вторая группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно. В настоящее время он состоит на пенсионном обеспечении в УВМД России по Костромской области. <дата> он обратился в Управление МВД России по Костромской области с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Письмом от <дата> Управление МВД России по Костромской области уведомило истца о том, что его заявление рассмотрено соответствующей комиссией. Из названного письма не ясно, принято ли решение об отказе в удовлетворении его заявления, однако, поскольку ему рекомендовано обратиться с вопросом о выплате требуемой компенсации в ГУ МЧС России по Костромской области, полагает, что комиссия приняла решение об отказе в о производстве требуемой выплаты. Ранее, <дата>, он обращался с аналогичным заявлением в ГУ МЧС России по Костромской области. Письмом от <дата> ему отказано в удовлетворении заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Считает, что отказ Управления МВД России по Костромской области в назначении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Поскольку истец прекратил службу в органах внутренних дел ранее даты <дата>, но по состоянию на <дата> ему уже была установлена инвалидность, полагает, что выплата ему ежемесячной денежной компенсации должна осуществляться с <дата>, о чем он также указывал в заявлении, направленном в Управление МВД России по Костромской области. Обращение в Управление МВД России по Костромской области с заявлением о назначении компенсации в более поздний срок не может, по мнению истца, ограничивать его право на получение компенсации с <дата>
В судебном заседании истец Клопов А.Е. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дал пояснения в соответствии с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УМВД России по Костромской области по доверенности Коротких М.А. в судебном заседании требования истца не признал. Пояснил, что УМВД является ненадлежащим ответчиком и не должны выплачивать истцу компенсацию. При этом отметил, что истцу не было отказано в выплате компенсации, а было предложено предоставить полный пакет документов.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Костромской области по доверенности Буланов А.Ю. в судебном заседании поддержал письменный отзыв. Пояснил, что надлежащим ответчиком в данном случае является МВД России, где истец проходил службу. Пенсия истцу назначена так же по линии МВД. Главное управление считает исковые требования, подлежащими удовлетворению, в части выплаты ежемесячной денежной компенсации с <дата> Управлением МВД России по Костромской области гр. Клопову Александру Евгеньевичу по следующим основаниям: 1. Согласно приказа УГПС УВД Костромской области от <дата> № Клопов А.Е. уволен со службы в органах внутренних дел по ст. 58 п. 3 «по ограниченному состоянию здоровья» в связи с получением военной травмы при исполнении служебных обязанностей. В соответствии с Указом Президента РФ от <дата> № «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» произошло преобразование с <дата> УГПС МВД России в УГПС МЧС России. Клопов А.Е. уволен со службы до его преобразования, стоит на пенсионном обеспечении в Управлении МВД России по Костромской области. Как следует из Указа Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» в связи с преобразованием Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с <дата> соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. Как следует из приказа МЧС России от <дата> № «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» вопрос о создании территориальных органов МЧС России приказано разрешить до <дата> и ввести в действие штатные расписания территориальных органов. Порядок назначения и производства выплат согласно закону определяется указанными выше законом и приказом МВД России, финансирование на данную выплату осуществляется из средств федерального бюджета, и гарантированного законом права Клопова А.Е. на спорную выплату уполномоченным органом. Право на выплату у Клопова А.Е. возникло с даты введения в действие закона, устанавливающего данное право, то есть с <дата> Обращение истца в более поздний срок с заявлением о назначении выплаты не может ограничивать его право на выплату с <дата>.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Клопов Александр Евгеньевич согласно приказу начальника УГПС УВД Костромской области от <дата> № л/с был уволен со службы в органах внутренних дел по ст. 58 п. «3» (по ограниченному состоянию здоровья) на основании справки ОВВК УВД № в связи с получением военной травмы при исполнении служебных обязанностей.
Первоначально инвалидность истцу была установлена в 2002 году.
Согласно справке МСЭ от <дата> истцу установлена вторая группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно.
В настоящее время истец состоит на пенсионном обеспечении в УВМД России по Костромской области.
<дата> истец обратился в Управление МВД России по Костромской области с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Письмом от <дата> Управление МВД России по Костромской области уведомило истца о том, что его заявление рассмотрено соответствующей комиссией. Из названного письма следует рекомендация обратиться с вопросом о выплате требуемой компенсации в ГУ МЧС России по Костромской области, поскольку последним местом работы истца является служба в подразделении ПЧ-3 ОГПС-10.
Ранее, <дата>, истец обращался с аналогичным заявлением в ГУ МЧС России по Костромской области. Письмом от <дата> ему отказано в удовлетворении заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.12 Федерального закона № 283-Ф3 от 30.12.2012г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 125-ФЗ, вступившей в законную силу с 12.05.2016г.) при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, инвалидности, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции».
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы -1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Данные изменения в соответствии со ст. 6 ФЗ от 14.06.1994 №5-ФЗ вступили в силу с 24.02.2015. Установлен новый механизм предоставления ежемесячной денежной компенсации. С даты вступления в силу указанных изменений в закон ранее действующие условия ее назначения (установление стойкой утраты трудоспособности, установление процента утраты трудоспособности) не подлежат учету. Размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику определяются исходя из параметров его денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему соответствующей группы инвалидности и не зависят от вида выплачиваемой сотруднику пенсии.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12.02.2015 №15-ФЗ сотруднику органов внутренних дел сохраняется прежний размер ежемесячной денежной компенсации, если он превышает размер компенсации, подлежащий ему выплате с учетом новой редакции ч.6 ст. 43 ФЗ «О полиции».
Как следует из Указа Президента РФ от 09.11.2001 №1309 в связи с преобразованием Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ считаются с 01.01.2002 соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Как следует из приказа МЧС России от 26.10.2004 №487 вопрос о создании территориальных органов МЧС России приказано разрешить до 01.01.2005 и ввести в действие с 01.01.2005 штатное расписание территориальных органов.
Исходя из указанных законодательных и нормативных правовых актов, фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что истец обратился к надлежащему ответчику по делу _ УМВД России по Костромской области, так как истец являлся сотрудником органов внутренних дел, уволен был из системы МВД России до преобразования ГПС МВД России в ГПС МЧС России.
В соответствии с Федеральными законами от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» издан Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» (далее - Приказ МВД РФ № 590).
Согласно п. 14 и п. 15 Приказа МВД РФ № 590 выплата ежемесячной денежной компенсации производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в течение всего срока, на который установлена инвалидность. Пунктом 2 Приказа МВД РФ № 590 предписано, производить выплаты, предусмотренные прилагаемой Инструкцией, с 1 января 2012 года.
В силу п. 23 Инструкции «О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» (утв. приказом МВД РФ № 590 от 18 июня 2012 г.) для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются, в том числе заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении группы инвалидности и их причине.
Таким образом, реализация права на назначение выплат в возмещение вреда здоровью сотрудником согласно п.23 названной Инструкции предполагает заявительный порядок, указанное право возникает у сотрудника со дня обращения с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.
Доводы истца о том, что компенсация должна выплачиваться с <дата> основаны на ошибочном толковании закона.
Соответственно, при таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, - ░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ _________________
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░.