РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года п. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю.,
при секретаре Батуевой Ж.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-395/2017 по исковому заявлению Харитонова В.А. к администрации муниципального образования «Муйский район» о понуждении установить общедомовой прибор учета тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Харитонов В.А. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать администрацию МО «Муйский район» установить в <адрес>, общедомовой теплосчетчик, отвечающий техническим требованиям, произвести регулировку с выполнением пусконаладочных работ и сдать его на коммерческий учет. Исковые требования мотивированы следующим. Истец проживает в вышеуказанном многоквартирном доме. 06.08.2010 года ответчик заключил муниципальный контракт с ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД» на установку приборов коммерческого учета энергоресурсов в жилищном фонде МО «Муйский район» в 2010 году. Осенью 2010 года в спорном многоквартирном доме был установлен прибор учета тепловой энергии, но в эксплуатацию принят не был, а впоследствии был демонтирован. Ответчик каких-либо мер к установке указанного прибора учета не принимает. Просит иск удовлетворить.
Определением суда от 24 ноября 2017 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома: Зайцева Л.П., Наумова Л.В., Назаров С.Ю., Кондрашова Ж.У., Анисимова Н.П., Харитонова Е.М., Казанцева Н.В., Филиппов И.В. Указанным лицам разъяснено их право вступить в дело путем подачи искового заявления и ходатайства с просьбой объединить его в одно производство с уже рассматривающимся настоящим делом.
В судебном заседании Харитонов В.А., действующий и в интересах третьего лица Харитоновой Е.М., по доверенности, исковые требования поддержал, согласно доводов, изложенных в иске, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании третьи лица Казанцева Н.В., Кондрашова Ж.У. поддержали доводы иска.
Третьи лица Зайцева Л.П., Наумова Л.В., Назаров С.Ю., Анисимова Н.П., Харитонова Е.М., Филиппов И.В.в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель ответчика Мальшакова Е.А.. действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку Харитонов является ненадлежащим истцом, считает, что с иском вправе обращаться собственники жилых помещений многоквартирного дома, а Харитонов не является собственником жилья в указанном доме. Администрация района в данном случае является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность установить тепловой счетчик у них не имеется. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, который следует считать с 27.06.2012 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №261-ФЗ от 23.11.2009г.) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Согласно ст. 13 указанного федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи (собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно п. 9 указанной статьи организациями, которые обязаны совершить действия по оснащению приборами учета являются организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, т.е. ресурсоснабжающие организации.
Из анализа указанных положений закона следует, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения такого дома общедомовым прибором учета используемого коммунального ресурса, лицом, обязанным обеспечить оснащение дома указанным прибором учета, становится организация, осуществляющая снабжение дома соответствующими коммунальными ресурсами или их передачу. Срок, до которого многоквартирный дом должен быть оснащен прибором учета - 01 июля 2013 г.
Таким образом, поскольку общедомовые приборы учета тепловой энергии в спорном многоквартирном доме не установлены собственниками жилых помещений до 01.07.2013 г., эта обязанность возлагается на ресурсоснабжающую организацию, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и ее передачу.
Из представленных истцом документов следует, что осенью 2010 году в многоквартирных домах п. Таксимо, в том числе, в <адрес>, были установлены приборы учета тепловой энергии, однако в ноябре 2011 года тепловычислитель, установленный в указанном доме, вышел из строя, был демонтирован и отправлен в ремонт в ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД», о чем представлены ответ руководителя администрации МО «Муйский район» от 15 июня 2012 года, объяснение начальника управления строительства, муниципального имущества и модернизации ЖКК Винтер О.В., соглашение о передаче узлов тепловой энергии и водоснабжения от 09 декабря 2010 года, акт о приемке выполненных работ за декабрь 2010 года.
18.02.2013 года между администрацией МО «Муйский район» и ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД» заключено мировое соглашение, согласно которому администрация района отказывается от исковых требований к ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД» в части обязания устранить технические неисправности приборов коммерческого учета энергоресурсов в жилищном фонде МО «Муйский район», а общество обязуется выплатить неустойку за просрочку обязательства по муниципальному контракту от 06.08.2010 года.
Учитывая изложенное выше суд, считает, что исходя из существа исковых требований (истец просит обязать ответчика установить общедомовой теплосчетчик, а также сдать его на коммерческий учет) администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно приведенных выше норм, если в многоквартирном доме не установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии собственниками жилых помещений до 01.07.2013 г., эта обязанность возлагается на ресурсоснабжающую организацию, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и ее передачу.
В данном случае согласно представленных материалов установку должна была произвести ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД», а администрация района принимала на себя обязательство по финансированию указанного мероприятия.
Кроме того, установлено, что <адрес>, является многоквартирным. Собственниками жилых помещений указанного дома являются Зайцева Л.П., Наумова Л.В., Назаров С.Ю., Кондрашова Ж.У., Анисимова Н.П., Харитонова Е.М., Казанцева Н.В., Филиппов И.В.
Из протокола собрания собственников жилья указанного дома от 22 ноября 2017 года следует, что вышеуказанные лица передали истцу Харитонову В.А. право на подачу искового заявления, однако данный протокол составлен уже после обращения истца с иском в суд. Сведений о том, что собственники квартир в указанном доме поручают Харитонову представлять их интересы в судебном заседании указанный протокол не содержит, доверенностей (за исключением супруги истца Харитоновой Е.М.) на представление интересов указанных лиц истцом, не представлено.
По инициативе суда к участию в деле были привлечены собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме, которым было разъяснено их право вступить в дело путем подачи искового заявления и ходатайства с просьбой объединить его в одно производство с уже рассматривающимся настоящим делом. В судебном заседании 14 декабря 2017 года третьи лица Казанцева Н.В., Анисимова Н.П. заявляли о желании вступить в дело в качестве соистцов, в связи с чем рассмотрение дела было отложено, однако соответствующего искового заявления и ходатайства об объединении дел от третьих лиц не поступило.
Оснований для применения исковой давности, по заявлению представителя ответчика, суд не находит, поскольку в судебном заседании истец пояснил, что просит установить исправный общедомовой теплосчетчик, а не тот который был установлен и демонтирован в последствии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Харитонова В.А. к администрации муниципального образования «Муйский район» о понуждении установить общедомовой прибор учета тепловой энергии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2017 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина