Судья ФИО3 Строка – 200, госпошлина: <данные изъяты> руб.
Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-143/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Нарьян-Мар 22 августа 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Лисицына А.А.,
судей Рожина Н.Н., Неустроева А.В.,
при секретаре судебного заседания Выучейской Е.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 26 июня 2017 г., которым постановлено:
требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении удовлетворить.
Обязать ФИО2-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения», расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д. 8, а именно организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в срок не позднее 2-х лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 150 рублей.
Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения представителя Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей Честнейшиной Е.В., объяснения представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Могутовой А.Д., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, объяснения прокурора Котельникова А.П., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (далее по тексту – Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС), администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - администрация г. Нарьян-Мара) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения» путем организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива.
Требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки соблюдения требований действующего законодательства на объектах теплоснабжения Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС установлено, что в котельной с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения, расположенной по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д. 8, находящейся в хозяйственном ведении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, в нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115, эксплуатируемое оборудование не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Считает данные нарушения грубыми, влияющими на безопасную эксплуатацию котельной и на надежность теплоснабжения населения, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласились Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС и администрация г. Нарьян-Мара.
В апелляционной жалобе Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС просит отменить решение как незаконное и необоснованное и вынести новое решение по делу, которым на Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС возложить обязанность инициировать перед собственником процедуру реконструкции объекта «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения», а на администрацию г. Нарьян-Мара возложить обязанность произвести реконструкцию объекта «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения» для создания запаса основного и резервного топлива. Полагает, что для исполнения требований прокурора необходима реконструкция котельной, которую должен производить ее собственник администрация г. Нарьян-Мара.
В апелляционной жалобе администрация г. Нарьян-Мара просит отменить решение в части как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении требований прокурора, предъявленных к администрации г. Нарьян-Мара. Полагает, что обязанность по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении в котельной с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения в соответствии с действующим законодательством должна быть возложена на Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Понятие требований безопасности теплоснабжения регламентировано ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения», подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила технической эксплуатации энергоустановок), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1).
В силу подп. «ж» и «з» п. 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317, проекты газоснабжения должны предусматривать:
- сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;
- применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).
Правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, регламентированы приказом Минэнерго от 22 августа 2013 г. № 469.
Судом установлено, что прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при эксплуатации объектов теплоснабжения Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС.
В ходе проверки установлено, что собственником котельной с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения, осуществляющей выработку тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории г. Нарьян-Мара и расположенной по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д. 8, является муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Данная котельная находится в хозяйственном ведении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, что подтверждается постановлением администрации г. Нарьян-Мара от 1 марта 2010 г. № 238, свидетельством о государственной регистрации права от 25 декабря 2013 г.
Одним из основных видов уставной деятельности Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС является удовлетворение потребностей населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению.
Из акта проверки исполнения федерального законодательства при содержании и эксплуатации котельной от 23 ноября 2016 г. следует, что в котельной с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения, расположенной по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д. 8, в нарушении требований п.п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок эксплуатируемое оборудование котельной не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
24 января 2017 г. с результатами данной проверки ознакомлен заместитель директора МУ ПОК и ТС ФИО9, который в своем объяснении признал наличие в котельной указанных нарушений.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным выше законодательством, пришел к правомерному выводу, что в нарушение Нарьян-Марским МУ ПОК и ТС Правил технической эксплуатации энергоустановок эксплуатация оборудования в котельной с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива, поскольку не обеспечен запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
При этом, судебная коллегия учитывает, что отсутствие на котельных резервного топливного хозяйства, резервного топлива при аварийных ситуациях ставит под угрозу здоровье людей, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, имуществу объектов социальной сферы, муниципальному имуществу.
Доводы жалобы Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС о необходимости реконструкции котельной в целях исполнения решения суда не могут быть приняты во внимание, поскольку прокурор таких требований не заявлял, доказательств необходимости именно реконструкции котельной для устранения выявленных недостатков суду не представлено.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию г. Нарьян-Мара субсидиарной ответственности по устранению нарушений требований Правил технической эксплуатации энергоустановок.
Согласно Уставу Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, свидетельству о государственной регистрации права от 25 декабря 2013 г. Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС наделено муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В силу п.п. 1.7, 2.2.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок, руководитель теплоснабжающей организации (в настоящем случае - Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС) несет ответственность за выполнение настоящих Правил, а также обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с настоящими правилами.
Данные правила на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей не возлагают.
Согласно ст. 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст. 6, 7 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Администрация г. Нарьян-Мара, реализуя данные полномочия органа местного самоуправления, создала Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС, передала ему в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения, и осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.
Доказательств ненадлежащего выполнения данных функций суду не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда о необходимости возложения на администрацию г. Нарьян-Мара субсидиарной ответственности по организации устранения нарушений требований Правил технической эксплуатации энергоустановок являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
В связи с изложенным оспариваемое решение в части удовлетворения требований прокурора к администрации г. Нарьян-Мара подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске к администрации г. Нарьян-Мара.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 26 июня 2017 г. в части возложения на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязанности по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения» посредством организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива отменить и принять в данной части новое решение.
В удовлетворении иска первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная с наружными сетями электроснабжения и газоснабжения» посредством организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Лисицын
Судьи Н.Н. Рожин
А.В. Неустроев