Дело №
64RS0№-81
Решение
именем Российской Федерации
29 августа 2024 года <адрес>
Энгельсский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Водная база «ЧАЙКА-1» о приостановлении деятельности, об обязании совершить действия,
установил:
Саратовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО Водная база «ЧАЙКА-1» о приостановлении деятельности, об обязании совершить действия.
Требования мотивирует тем, что Саратовской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства о безопасности судоходства, в ходе которого выявлены нарушения названного законодательства в деятельности ООО Водной базой «ЧАЙКА-1». Внутренние водные пути и береговая полоса Водной базой используется с применением понтонов, которые не отвечают требованиям обеспечения безопасности судоходства, Саратовской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО Водная база «ЧАЙКА-1» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ им рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений закона. Фактическое устранение допущенных нарушений осталось на контроле прокуратуры. Саратовской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Водной базы, ФАУ «Российское Классификационное Общество», ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направлены запросы о постановке понтонов на учет, осуществлении их классификации и освидетельствования, на которые поступили материалы, согласно которым указанные мероприятия Водной базой не осуществлены. Прокуратурой вновь ДД.ММ.ГГГГ в адрес Водной базы, ФАУ «Российское Классификационное Общество», ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направлены аналогичные запросы. Согласно поступившим сведениям, понтоны, принадлежащие Водной базе, по-прежнему не поставлены на учет в Реестр плавучих объектов, не классифицированы и не освидетельствованы. Постановлением Саратовского территориального отдела Госморречнадзора МТУ Ространснадзора по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ ООО Водная база «ЧАЙКА-1» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ по факту использования понтонов с нарушением требований Технического регламента, что угрожает причинением вреда жизни и (или) здоровью граждан, в связи с чем ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного просит суд приостановить деятельность ООО Водная база «ЧАЙКА-1», связанную с использованием несамоходных понтонов с бортовыми номерами: 1776сб, 1777сб, 1778сб, 1779сб, 1780сб, 1781сб, 1782сб, 1783сб, 1784сб, 1785сб, расположенных по адресу: <адрес>, на 3-м км, ответвляющемся от основного судового хода <адрес> водохранилища на 2163 км по Атласу единой глубоководной системы европейской части России, ч. 2, географические координаты: N 51.3003, Е 46.5052, до постановки их на учет в Реестре плавучих объектов, их освидетельствования и классификации в установленном законом порядке. Обязать ООО Водная база «ЧАЙКА-1» удалить из акватории внутренних водных путей несамоходные понтоны с бортовыми номерами: 1776сб, 1777сб, 1778сб, 1779сб, 1780сб, 1781сб, 1782сб, 1783сб, 1784сб, 1785сб, расположенные по адресу: <адрес>, на 3-м км, ответвляющемся от основного судового хода <адрес> водохранилища на 2163 км по Атласу единой глубоководной системы европейской части России, ч. 2, географические координаты: N 51.3003, Е 46.5052, до постановки их на учет в Реестре плавучих объектов, их освидетельствования и классификации в установленном законом порядке.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
От представителя ответчика ФИО2 поступили письменные возражения, в которых в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статьей 11 ГК РФ определено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Часть 2 названной статьи указывает на то, что положения настоящего Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
Статьей 3 КВВТ РФ закреплено понятие плавучего объекта, которым признается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
Надзорными мероприятиями установлено, что Водной базе принадлежат и ею используются в качестве причальных гидротехнических сооружений плавучие объекты - несамоходные понтоны с бортовыми номерами: 1776сб, 1777сб, 1778сб, 1779сб, 1780сб, 1781сб, 1782сб, 1783сб, 1784сб, 1785сб (далее - понтоны).
Указанные понтоны располагаются по адресу: <адрес>, на 3-м км, ответвляющемся от основного судового хода <адрес> водохранилища на 2163 км по Атласу единой глубоководной системы европейской части России, ч. 2, географические координаты: N 51.3003, Е 46.5052.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО Водной базы «ЧАЙКА-1» является деятельность вспомогательная, связанная с внутренним водным транспортом (код 52.22.2 по ОКВЭД).
Из материалов проверки следует, что названные понтоны используются Водной базой для швартовки (стоянки) судов, т.е. используются для нужд, не связанных с личным, семейным и домашним пользованием.
Положения ч. 1.2 ст. 15 КВВТ РФ гласят о том, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Исходя из содержания п. 2 Правил учета плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил учета плавучих объектов» (далее - Правила), учет плавучих объектов осуществляется с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты.
Учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта. Учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3, 6 Правил).
Материалами дела установлено, что принадлежащие Водной базе и ею используемые плавучие объекты - понтоны, вопреки изложенным вышетребованиям закона, на учете в администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей не состоят.В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.
Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов (далее - ПКПО) утверждены приказом федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно п. 2.1.1 ПКПО, целью классификации плавучих объектов является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия плавучих объектов, материалов и изделий для установки на плавучих объектах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт плавучих объектов, изготовление материалов и изделий для плавучих объектов (далее — организация), настоящим Правилам.
Классификация плавучих объектов включает в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт плавучих объектов, изготовление материалов и изделий для плавучих объектов, освидетельствование плавучих объектов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием плавучих объектов с присвоением им класса, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса на основании результатов освидетельствований плавучих объектов в соответствии с настоящими Правилами. По результатам классификации оформляются документы, предусмотренные настоящими Правилами.
Исходя из п. 2.2.1 ПКПО, плавучие объекты ставятся на классификационный учет Российского Классификационного Общества в следующих случаях: после постройки плавучего объекта; при переходе на классификационный учет Российского Классификационного Общества с классификационного учета другой организации по классификации; если плавучий объект ранее был снят с учета или не состоял на учете в Российском Классификационном Обществе; при смене владельца.
Согласно п. 3.2.1 ПКПО, владелец предъявляет плавучие объекты, стоящие на классификационном учете Российского Классификационного Общества, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на плавучий объект Российским Классификационным Обществом.
Несмотря на установленную законом обязанность, Водной базой не обеспечено осуществление классификации и освидетельствования в отношении принадлежащих ей и ею используемых плавучих объектов -понтонов.
При таких обстоятельствах использование Водной базой незарегистрированных в установленном порядке понтонов, не прошедших классификацию и освидетельствование, угрожает безопасности судоходства, может привести к причинению вреда имуществу и (или) здоровью судовладельцев, иных граждан, а также причиняет вред охраняемым законом отношениям в сфере государственного учета плавучих объектов.
Между тем, согласно ч. 7 ст. 10 КВВТ РФ не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.
В связи с тем, что, в нарушение указанных выше положений закона, внутренние водные пути и береговая полоса Водной базой используется с применением понтонов, которые не отвечают требованиям обеспечения безопасности судоходства, Саратовской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО Водная база «ЧАЙКА-1» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ им рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений закона. Фактическое устранение допущенных нарушений осталось на контроле прокуратуры.
Саратовской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Водной базы, ФАУ «Российское Классификационное Общество», ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направлены запросы о постановке понтонов на учет, осуществлении их классификации и освидетельствования, на которые поступили материалы, согласно которым указанные мероприятия Водной базой не осуществлены.
Прокуратурой вновь ДД.ММ.ГГГГ в адрес Водной базы, ФАУ «Российское Классификационное Общество», ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направлены аналогичные запросы. Согласно поступившим сведениям, понтоны, принадлежащие Водной базе, по-прежнему не поставлены на учет в Реестр плавучих объектов, не классифицированы и не освидетельствованы.
Таким образом, спустя более чем 5 месяцев Водной базой не выполнены мероприятия, направленные на обеспечение безопасности судоходства при осуществлении деятельности с использованием принадлежащих ей плавучих объектов - понтонов.
Между тем, постановлением Саратовского территориального отдела Госморречнадзора МТУ Ространснадзора по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ ООО Водная база «ЧАЙКА-1» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ по факту использования понтонов с нарушением требований Технического регламента, что угрожает причинением вреда жизни и (или) здоровью граждан, в связи с чем ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Как следует из п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением установленных законом требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.
Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем.
С учетом изложенных обстоятельств, использование Водной базой в хозяйственной деятельности плавучих объектов - понтонов, не является безопасным, угрожает причинением вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу судоводителей, которые используют данные понтоны для целей судоходства, в связи с чем деятельность ООО Водная база «ЧАЙКА-1», связанная с использованием понтонов с нарушением требований закона, подлежит приостановлению, а такие плавучие объекты - удалению из акватории внутренних водных путей до постановки их на учет в Реестре плавучих объектов, их освидетельствования и классификации в установленном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Приостановить деятельность ООО Водная база «ЧАЙКА-1», связанную с использованием несамоходных понтонов с бортовыми номерами: 1776сб, 1777сб, 1778сб, 1779сб, 1780сб, 1781сб, 1782сб, 1783сб, 1784сб, 1785сб, расположенных по адресу: <адрес>, на 3-м км, ответвляющемся от основного судового хода <адрес> водохранилища на 2163 км по Атласу единой глубоководной системы европейской части России, ч. 2, географические координаты: N 51.3003, Е 46.5052, до постановки их на учет в Реестре плавучих объектов, их освидетельствования и классификации в установленном законом порядке.
Обязать ООО Водная база «ЧАЙКА-1» удалить из акватории внутренних водных путей несамоходные понтоны с бортовыми номерами: 1776сб, 1777сб, 1778сб, 1779сб, 1780сб, 1781сб, 1782сб, 1783сб, 1784сб, 1785сб, расположенные по адресу: <адрес>, на 3-м км, ответвляющемся от основного судового хода <адрес> водохранилища на 2163 км по Атласу единой глубоководной системы европейской части России, ч. 2, географические координаты: N 51.3003, Е 46.5052, до постановки их на учет в Реестре плавучих объектов, их освидетельствования и классификации в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Верно
Судья ФИО6
Секретарь ФИО4