Решение по делу № 2а-97/2020 от 13.12.2019

дело а-97/2020

                                                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                      27 января 2020 года

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД к административному ответчику Собранию депутатов МО «сельсовет Нововикринский» о признании бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский», выразившееся в неприведении устава муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", незаконным и обязании Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» привести устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке,

         У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РД обратился в суд с административным иском в защиту интересов МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД к административному ответчику Собранию депутатов МО «сельсовет Нововикринский» о признании бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский», выразившееся в неприведении устава муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", незаконным и обязании Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» привести устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке, по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> во исполнение Указания прокурора Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации надзора за законностью и соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального законодательства», поручения прокуратуры Республики Дагестан от 29.08.2019г. , приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., не приведен в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с учетом внесенных в названный Федеральный закон в 2019 году изменений и дополнений (далее - ФЗ №131-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 01.05.2019г №87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения и дополнения в абзац первый части 2 ст.17 ФЗ №131-ФЗ, регламентирующие право органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ.

Этим же законом в часть вторую ст.25 ФЗ №131-ФЗ внесены изменения, регламентирующие порядок организации и проведения схода граждан.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в ст. 40 ФЗ №131-ФЗ внесены изменения в часть 7.1, регламентирующие запреты и ограничения депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также эта статья закона дополнена частью 7.3-1, регламентирующей применение в отношении указанных лиц мер ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнен словами "20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),".

Вместе с тем по данным проверки и согласно информации Управления МЮ РФ по РД от 08.11.2019г. устав МО «сельсовет Нововикринский» на момент проверки не был приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, вследствие чего отдельные положения устава МО «сельсовет Нововикринский» находятся в несоответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ.

В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.

Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит с том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.

Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

Считает, что бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» <адрес>, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «сельсовет Нововикринский», следует признать незаконным.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 уточнил исковые требования просил суд обязать Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» привести устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 18.03.2019г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.

Заинтересованное лицо глава МО «сельсовет Нововикринский» ФИО3 в судебном заседании возражал в удовлетворении административно исковых требований прокурора в части бездействия, поскольку ни администрация ни Собрание депутатов МО «сельсовет Нововикринский» не бездействовала, а в части приведения устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский» в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке, не возражает.

Административный ответчик председатель Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД ФИО4 в судебном заседании участия не принимал, письменным заявлением через канцелярию суда просил дело рассмотреть без его участия и обязался внести соответствующие изменения и дополнения в самые короткие сроки.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> во исполнение Указания прокурора Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации надзора за законностью и соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального законодательства», поручения прокуратуры Республики Дагестан от 29.08.2019г. , приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г., не приведен в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с учетом внесенных в названный Федеральный закон в 2019 году изменений и дополнений (далее - ФЗ №131-ФЗ).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 уточнил исковые требования просил суд обязать Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» привести устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 18.03.2019г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.

Суд соглашается с уточненными требования представителя административного истца, поскольку Устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 18.03.2019г. на сегодняшний день приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, вследствие чего отдельные положения данного устава находятся в несоответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ.

Федеральным законом от 01.05.2019г №87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения и дополнения в абзац первый части 2 ст.17 ФЗ №131-ФЗ, регламентирующие право органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ.

Этим же законом в часть вторую ст.25 ФЗ №131-ФЗ внесены изменения, регламентирующие порядок организации и проведения схода граждан.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в ст. 40 ФЗ №131-ФЗ внесены изменения в часть 7.1, регламентирующие запреты и ограничения депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также эта статья закона дополнена частью 7.3-1, регламентирующей применение в отношении указанных лиц мер ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнен словами "20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),".

Вместе с тем по данным проверки и согласно информации Управления МЮ РФ по РД от 08.11.2019г. устав МО «сельсовет Нововикринский» на момент проверки не был приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, вследствие чего отдельные положения устава МО «сельсовет Нововикринский» находятся в несоответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ.

В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.

Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит с том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.

Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

Поскольку прокурором <адрес> РД были заявлены требования о приведении устава муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 14.08.2017г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.11.2017г. в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в последующем указанные требования уточнены, поскольку заинтересованным лицом главой администрации МО «сельсовет Нововикринский» ФИО3 представлен измененный и дополненный устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 18.03.2019г.,

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Собрание депутатов МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД не бездействовала во исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. был принят новый устав, а потому суд считает необходимым отказать в признания бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» незаконным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора <адрес> ФИО5 в защиту интересов Республики Дагестан к МО «сельсовет Нововикринский» подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, районный суд

                                  Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» привести устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 30.01.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 18.03.2019г., в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Нововикринский», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.

    В остальной части отказать полностью.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

    Судья                            М.М. Гаджимурадов

2а-97/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Каякентского райоан РД
Ответчики
Собрание депутатов муниципального образования " село Новоикринкий"Каякентского района РД
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Гаджимурадов Магомедгаджи Магомедович
Дело на странице суда
kajakentskiy.dag.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Подготовка дела (собеседование)
31.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.01.2020Судебное заседание
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее