Дело № 2-308/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Удалова Р.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: заместителя прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд с иском к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Заявленные требования мотивировал тем, что на территории Якшангского сельского поселения располагается общественное кладбище площадью 15 000 кв.м., которое находиться в реестре муниципального имущества Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района. Прокуратурой Поназыревского района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что на территории данного кладбища отсутствует система водоснабжения, отсутствуют мусоросборники. При осуществлении эксплуатации общественного кладбища нарушены требования законодательства о погребении и похоронном деле и законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических норм. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровья населения Якшангского сельского поселения, ухудшающую экологическую обстановку в поселении. По результатам выявленных нарушений прокурором Поназыревского района и.о. главы Якшангского сельского поселения 13 октября 2017 года вынесено представление, по результатам которого нарушения не устранены. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО « О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 N 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», истец просит обязать администрацию Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обеспечить на территории общественного кладбища систему водоснабжения и мусоросборники в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 в срок до 01 июня 2018 года.
В судебном заседании прокурор Михеев Е.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, считает, что правовые основания для удовлетворения искового заявления имеются.
Дело рассматривается в отсутствие ответчика Администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района. Ответчиком представлено в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации. В ходатайстве указано, что ответчик исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 31, 33.1-34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 20(}3 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
Согласно ст. 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее -прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о погребении деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.2882-11) утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 № 84 (далее - Требования).
Согласно п. 1.1 Требований санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В соответствии с п. 1.2 Требований настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
На основании п. 6.2 Требований для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Согласно п. 6.3 Требований для питьевых и, хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
В соответствии с п. 6.4 Требований при отсутствии централизованных систем водоснабжения допускается устройство шахтных колодцев для полива.
На основании п. 6.6 Требований на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Согласно п. 6.7 Требований площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Из материалов дела следует, что на территории Якшангского сельского поселения располагается общественное кладбище площадью 15 000 кв.м., местоположение кладбища: установлено относительно ориентира примерно в 1500 м. от поселка Якшанга на юг, адрес ориентира: _________, Якшангское сельское поселение. На территории данного кладбища отсутствует система водоснабжения и мусоросборники.
ДД.ММ. прокурором Поназыревского района Костромской области исполняющему обязанности главы Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Из справки заместителя прокурора Поназыревского района Костромской области от ДД.ММ. следует, что выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области при осуществлении эксплуатации общественного кладбища на территории сельского поселения, в нарушение требований законодательства о погребении и похоронном деле и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствует система водоснабжения и мусоросборники. Несоблюдение администрацией Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района требований в данной части создают угрозу жизни и здоровья населения Якшангского сельского поселения и ухудшению экологической обстановки в поселении.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком администрацией Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, подлежат возмещению за счет средств бюджета, поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 15 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 1500 ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ 01 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░
*****
*****
*****
*****