Решение по делу № 2-439/2023 от 09.01.2023

Дело № 2-439/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау                             02 мая 2023 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,

с участием представителя истца Мукаевой Р.Х. – Гильченко Б.О., действующего на основании доверенности от <...>,

представителя ответчика Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Валеевой Э.С., действующей на основании доверенности <...> от <...>,

представителя третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Субхангуловой Д.Я., действующей на основании доверенности <...> от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маукаевой Р.Х. к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

                    УСТАНОВИЛ:

Маукаева Р.Х. обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан, мотивируя свое требование тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой, выданной <...>». Как установлено ст. 109.1 (часть 1) Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <...> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Однако, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, в связи с чем, нарушены ее права и законные интересы.

Маукаева Р.Х. просит обязать Администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района <...> Республики Башкортостан, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, орган опеки и попечительства Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан.

В судебное заседание истец Маукаева Р.Х., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, сведений о причинах неявки суду не представила, не просила об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Гильченко Б.О. в судебном заседании исковое требование поддержал, просил его удовлетворить, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнил, что Маукаева Р.Х. является сиротой, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган опеки и попечительства. Маукаева Р.Х. находилась под попечительством <...>», однако, орган опеки и попечительства не осуществлял контроль за своевременной подачей законным представителем Маукаевой Р.Х. заявления о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Маукаева Р.Х. не обеспечена жильем.

Представитель ответчика Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан Валеева Э.С. в судебном заседании исковое требование не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, дополнила, что истцом не представлено доказательств, что она обращалась в соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по какому-либо месту своего жительства.

Представитель соответчика Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Субхангулова Д.Я. в судебном заседании не согласилась с исковым требованием Маукаевой Р.Х., просила в его удовлетворении отказать, пояснила, что истцом не доказан сам статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку отец не лишен родительских прав, не доказана нуждаемость в жилом помещении. Маукаева Р.Х. вправе была сама обратиться с соответствующим заявлением в возрасте с 18 до 23 лет.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лица.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от <...> <...>, ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <...>), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до <...>), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от <...> № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от <...> № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>) при рассмотрении вопроса о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, следует выяснять являются ли уважительными причины, в силу которых заявитель своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут, в том числе, являться ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Аналогичная правовая позиция содержится и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>).

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <...> или после <...> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Судом установлено, что истец Маукаева Р.Х. родилась <...>, родителями истца являлись А., умершая <...>, и Б., умерший <...>.

Маукаевой Р.Х. <...> исполнилось 18 лет, <...> – 23 года.

Из протокола совместного заседания представителей Ермолаевского поселкового совета Администрации рабочего комитета Куюргазинского совхоза следует, что ходе обсуждения вопроса об устройстве детей умершей А. выступал Б. (отец Маукаевой Р.Х.), который показал, что он с бывшей женой Асией не живет в течение 9 лет, детей взять на воспитание не может, потому что нет жилищно-бытовых условий, где он живет, а жена, с которой он живет, не хочет взять детей на воспитание.

На основании решения исполкома <...> Совета народных депутатов Башкирской АССР <...> от <...> и путевки <...> от <...> Маукаева Р.Х. была помещена в ГБУ Кумертауский детский дом РБ.

Согласно справке ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Детство» <...> от <...>, Маукаева Р.Х. с <...> по <...> являлась воспитанницей ГБУ Кумертауский детский дом РБ и находилась на полном государственном обеспечении. С <...> по <...> Маукаева Р.Х. обучалась в Кумертауской школе-интернат <...> <...>, находилась на полном государственном обеспечении. <...> Маукаева Р.Х. по окончании 9 класса выбыла в финансовый техникум <...>.

Из справки Администрации муниципального образования Комсомольский сельсовет <...> <...> от <...> усматривается, что Маукаева Р.Х. действительно была зарегистрирована и проживала с <...> годы по <...>.

С <...> по настоящее время Маукаева Р.Х. зарегистрирована по адресу: <...>, что подтверждается справкой администрации сельского поселения Пугачевский сельсовет муниципального района <...> РБ <...> от <...>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <...>, жилой дом, расположенный по адресу: <...>, с <...> принадлежит на праве собственности В.

Из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений от <...> следует, что Маукаева Р.Х. не имеет в собственности либо ином вещном прав недвижимое имущество.

Допрошенный ранее в судебном заседании свидетель Г. показала, что является родной сестрой Маукаевой Р.Х. После смерти мамы их распределили в интернат <...>. До 9 класса Р. была в интернате. После интерната Р. приехала к ней в <...>, потом уехала к сестре. После техникума Р. уехала в <...> к средней сестре и вышла замуж. Там они прожили 5 лет, после вновь приехали в <...>. Когда Р. было 18 лет, они обращались к директору совхоза по поводу возврата дома, в котором они жили, предлагали обратиться в суд, но дом не вернули. Когда они проживали в <...>, то обращались в опеку, чтобы их поставили на учет. Они сами не разбирались, куда им нужно было обращаться. Недавно только они узнали, что имеют право получить жилье как дети-сироты. Никто из них жилье не получал.

Допрошенный ранее в судебном заседании свидетель Д. показала, что с Маукаевыми жили с <...> годы соседями в <...>, общались, у них было 10 детей. После того, как мать умерла, всех детей распределили в интернат и детский дом. Р. приезжала, когда ей было 18 лет. После детского дома и техникума Р. домой не возвращалась, жила в <...>, потом в <...>. Жилье предоставляли Маукаевым в 1973 году по месту работы, потом забрали.

Согласно ответу на запрос суда Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан <...> от <...>, Маукаева Р.Х., <...> г.р., проживающая по адресу: <...>, не обращалась в Администрацию муниципального района <...> Республики Башкортостан с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; не находится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не получала меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилье по месту ее жительства: <...>.

Таким образом, судом установлено, что до достижения возраста 23 лет истец Маукаева Р.Х. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения поставлен не был, с соответствующими заявлениями в орган местного самоуправления не обращалась, доказательств обратному, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, стороной истца суду не представлено.

На момент рассмотрения настоящего дела истец Маукаева Р.Х. достигла возраста 46 лет.

В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая заявленные исковые требования, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд исходит из того, что истец Маукаева Р.Х. до достижения возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Исходя из приведенных выше правовых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Башкортостан, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Судом установлено, что до достижения возраста 23 лет истец Маукаева Р.Х. не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не состояла и на данный момент не состоит.

В настоящее время истец Маукаева Р.Х. не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку достигла возраста 46 лет.

При этом включение в список детей-сирот для обеспечения жильем носит заявительный характер. Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратилась в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, стороной истца суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Таким образом, обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на опекуне (попечителе) и органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. Вместе с тем, доказательств ненадлежащего исполнения как органами опеки и попечительства, так и ГБУ Кумертауский детский дом РБ и Кумертауской школой-интернат <...> <...>, своих обязанностей по защите прав несовершеннолетней Маукаевой Р.Х., их виновное бездействие, повлекшего лишение Маукаевой Р.Х. права на обеспечение жилым помещением, суду не представлено. Кроме того, истец Маукаева Р.Х. не была лишена возможности с 18 до 23 лет самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет, в случае юридической неграмотности обратиться за разъяснениями правовых положений законодательства к адвокатам либо юристам, однако, таким правом не воспользовалась. При этом Маукаева Р.Х. недееспособной не признана, а сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (1995 год), а также исполнения 23 лет (2000 год), до обращения с иском в суд (<...>), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ее на учет нуждающейся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.

Объективные и исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению истца Маукаевой Р.Х. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением до достижения им 23 лет, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Маукаева Р.Х. не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения ее жилым помещением, в связи с чем, в удовлетворении искового требования Маукаевой Р.Х. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

    В удовлетворении искового требования Маукаевой Р.Х. к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий

2-439/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Маукаева Римма Хамзовна
Ответчики
Администрация муниципального района Куюргазинский район
Администрация ГО г. кумертау
Другие
Отдел опеки и попечительства
Гильченко Богдан Олегович
Отдел опеки и попечительства Администрации муниципального района Федоровский район РБ
Суд
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Куприянова Екатерина Леонидовна
Дело на странице суда
kumertauskiy.bkr.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
10.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Подготовка дела (собеседование)
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
02.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее