Дело №2-2310/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дербент 08 сентября 2021 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Наврузова В.Г., при секретаре судебного заседания Алимирзоевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сеидова Мирабаса Мирбабаевича об установлении факта, имеющего юридическое значение - об установлении, что жилое помещение, расположенное по адресу: РД, <адрес изъят>, ул.С.Д.Курбанова, <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 74 кв.м., является отдельным жилым домовладением,
УСТАНОВИЛ:
Сеидов М.М. обратился в Дербентский городской суд РД с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение - об установлении, что жилое помещение, расположенное по адресу: РД, <адрес изъят>, ул.С.Д.Курбанова, <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 74 кв.м., является отдельным жилым домовладением.
В обоснование заявления указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РД, <адрес изъят>, ул.С.Д.Курбанова, <адрес изъят>. Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на квартиру от 19.08.2011г., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации <номер изъят>. Жилое помещение принадлежащее истцу на праве собственности, является отдельным индивидуальным жилым домом, но никак квартирой. При оформлении права собственности на вышеуказанные домовладение была допущена ошибка в отношении статуса его жилого помещения, расположенного по адресу: РД, <адрес изъят>, ул.С.Д.Курбанова, <адрес изъят>. Он письменно обратился к главе администрации ГО «<адрес изъят>» по вопросу изменения статуса его жилого помещения из квартиры в частное домовладение. Однако, письмом от 11.08.2021г. за исх. <номер изъят> ему разъяснено, что изменено статуса жилого помещения предполагает изменение режима его использования и возможно исключительно двумя способами: путем перевода из жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. В данном случае назначение жилого помещения не меняется, сохраняется цель его использования - для проживания граждан. Истцу было предложено обратиться в суд. Фактически принадлежащее ему жилое помещение является отдельным обособленным домовладением с отдельными входами, отдельными инженерными коммуникациями, автономным отоплением, водоснабжением, водоотведением, газификацией и электрификацией. Из технического паспорта на его домовладение видно, что в доме отсутствуют помещения общего пользования, что не позволяет признать данный дом многоквартирным домом, все части помещения в указной квартире являются частями единого жилого дома. В данном случае, изменить статус его жилого помещения иначе как в судебном порядке не представляется возможным. Установление юридического факта изменение статуса его жилого помещения - квартиры в частный жилом дом необходимо для реализации его жилищных прав, установленных ст.ст.209-210 ГК РФ. В данном случае истец лишен возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в качестве титульного собственника индивидуального жилого дома. Между тем, фактически истец самостоятельно осуществляет все права собственника в отношении всего жилого дома, так как все обязательства, связанные с текущим, капитальным ремонтом всего дома и его частей, он несет за счет собственных средств.
Заявитель Сеидов М.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица - администрация ГО «<адрес изъят>» и Управление Росреестра по РД извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, своих представителей не направили.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учётом требований ст.67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно части 1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 288 ГК РФ определяет, что права владение, пользования и распоряжения жилым помещением в соответствии с его назначением принадлежат собственнику жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст.292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В силу ст.ст. 3, 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, включая частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
Согласно ч.ч.4,5 ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Из ст.16 ЖК РФ следует, что квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в Жилищном кодексе РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
Как указано в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. <номер изъят>, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под «индивидуальным домом» понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
По смыслу приведенных положений закона, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещение общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст.44 ЖК РФ, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Ст.289 ГК РФ, предусматривает, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Согласно ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 05-АА <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежит квартира, с условным номером 05-05-03/001/2011-299, площадью 74 кв.м., расположенная по адресу: РД, <адрес изъят>.
Судом установлено, что фактически жилое помещение - <адрес изъят>, расположенная по адресу: РД, <адрес изъят>, принадлежащая истцу является отдельным обособленным домовладением с отдельным входом, отдельными инженерными коммуникациями, водоснабжением, водоотведением и электроснабжением. Данное обстоятельство также подтверждается имеющимися в материалах дела фотоснимками жилого помещения, экспертным исследованием <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, жилое помещение именуемое «<адрес изъят>» расположенное по адресу: РД, <адрес изъят>, является обособленным индивидуальным жилым домом.
Также из материалов дела усматривается, что в отдельно стоящем одноэтажном жилом доме принадлежащем истцу, являющимся объектом индивидуального жилищного строительства, отсутствует общее имущество, данный жилой дом не содержит в себе элементы общего имущества, не имеет мест общего пользования, следовательно, не включает в себя элементов многоквартирного дома.
В связи с чем, по мнению суда, указанный объект недвижимости по своим характеристикам является жилым домом, поскольку содержит в себе все его признаки и не является квартирой, поскольку не является структурно-обособленным помещением в многоквартирном доме и не имеет мест общего пользования, а предназначен для проживания индивидуального жильца или определенной семьи.
Описание спорного жилого помещения, содержащееся в ч.2 ст.16 ЖК РФ, полностью соответствует характеристикам объекта недвижимости, который принадлежит истцу, в связи с чем, его требования об изменении статуса жилого помещения являются правомерными.
Поскольку собственность на объект недвижимости у истца установлена, то удовлетворение заявленного требования об изменении статуса недвижимости будет носить правоподтверждающий характер. Таким решением будет подтверждено право истца на тот объект недвижимости, которым в действующем правовом регулировании являлась ранее приобретенная им квартира.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение принадлежащее истцу на праве собственности, является индивидуальным жилым домом в понимании ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ. Реконструкции, переустройства и тому подобное в данном жилом доме на момент рассмотрения дела судом не выявлено.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование о признании квартиры, расположенной по адресу: РД, <адрес изъят>, жилым домом, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Указанное решение является основанием для внесения в ЕГРН корректировки, связанной с изменением статуса жилого помещения находящегося в собственности у Сеидова Мирабаса Мирбабаевича, расположенного по адресу: РД, <адрес изъят> наименования «квартира» на наименование «индивидуальный частный дом».
Руководствуясь ст.ст.194-199, 264 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Сеидова Мирабаса Мирбабаевича об установлении юридического факта удовлетворить.
Установить факт, что жилое помещение, расположенное по адресу: РД, <адрес изъят>, ул.С.Д.Курбанова, <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 74 кв.м., принадлежащее на праве собственности Сеидову Мирабасу Мирбабаевичу, является отдельным жилым домовладением,
Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН корректировки, связанной с изменением статуса жилого помещения находящегося в собственности у Сеидова Мирабаса Мирбабаевича, расположенного по адресу: РД, <адрес изъят> наименования «квартира» на наименование «индивидуальный частный дом».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 08 сентября 2021 года.
Судья В.Г.Наврузов