Дело № 2а-257/2020
№ УИД 91RS0016-01-2019-000686-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Первомайское 19 февраля 2020 года
Первомайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Литвиненко Т.В.,
при секретаре Мачихиной Е.О.,
с участием представителя административного истца Биченкова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым к Козлову О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Административный истец МИ ФНС № 2 по Республике Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением к Козлову О.А., в котором просит взыскать с административного ответчика в доход бюджета сумму 4153 руб. 45 коп., в том числе: транспортный налог за 2016 и 2017 годы в сумме 4140 руб. 00 коп. и пеню в сумме 13 руб. 45 коп. Требования мотивированы тем, что Козлов О.А. состоит на налоговом учете как физическое лицо в МИ ФНС России № 2 по Республике Крым с ДД.ММ.ГГГГ. По данным автоматизированных учетов отделения № МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> на Козлова О.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, мощностью <данные изъяты> л.с. В соответствии с положениями п. 3 ст. 362 НК РФ Козлов О.А. обязан был заплатить транспортный налог за 2016 года в сумме 1380 руб. 00 коп., за 2017 года – в сумме 2760 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ было выпущено налоговое уведомление № об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в сумме 4140 руб. 00 коп., которое ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес Козлова О.А. заказным письмом Филиалом ФКУ «<данные изъяты>» ФНС России в <адрес>, которое на основании п. 4 ст. 52 НК РФ считается полученным адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с неуплатой Козловым О.А. транспортного налога в срок указанный в налоговом уведомлении, в адрес должника в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 70 НК РФ было направлено Требование № об уплате налогов, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4153 руб. 45 коп., в том числе недоимка в сумме 4140 руб. 00 коп., пеня в сумме 13 руб. 45 коп., со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Козлов О.А. свои обязательства по уплате задолженности по транспортному налогу не выполнил, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Первомайского судебного района Республики Крым с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Козлова О.А. ДД.ММ.ГГГГ по делу № мировым судьей отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с тем, что требования не являются бесспорными. Согласно данным карточек расчетов с бюджетом указанная задолженность Козловым О.А. не погашена. Административный истец также просит восстановить срок для подачи административного иска.
Представитель административного истца Биченков М.В. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, восстановить срок для подачи административного иска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 102, 150,152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца Биченкова М.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учет физического лица в налоговом органе, Козлов О.А., проживающий по адресу: <адрес>, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с присвоением (применением) ИНН <данные изъяты>.
Согласно Сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица Козлова О.А., ИНН <данные изъяты>, сведения о транспортных средствах: автомобили легковые, марка «<данные изъяты>», мощность <данные изъяты> л.с, год выпуска <данные изъяты>, дата регистрации права владения ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Козлову О.А., ИНН <данные изъяты>, не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо уплатить транспортный налог 4140 руб. 00 коп.; расчет транспортного налога произведен – автомобиль марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> мощность <данные изъяты> л.с, по ставке 15 руб. за налоговый период: 2016 год - в сумме 1380 руб. 00 коп. (6 месяцев), 2017 год - в сумме 2760 руб. 00 коп. (12 месяцев), сумма к оплате 4140 руб. 00 коп.
Согласно Списку №, Козлову О.А. по адресу: <адрес>, отправителем Филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлена заказная корреспонденция с номером идентификатора <данные изъяты> (п. 22 Списка).
Согласно Требованию № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) Козлов О.А. уведомляется о том, что за ним числится недоимка по транспортному налогу в сумме 4140 руб. 00 коп. и пени в сумме 13 руб. 45 коп., срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно дате почтового штампа на Списке № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, Требование № направлено в адрес Козлова О.А. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 2 по Республике Крым обратилась к мировому судье судебного участка № 67 Первомайского судебного района Республики Крым с заявлением № 278 о выдаче судебного приказа в отношении Козлова О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 4140 руб. 00 коп., пени в сумме 13 руб. 45 коп.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Первомайского судебного района Республики Крым по делу № отказано в принятии заявления МИ ФНС № 2 по Республике Крым к должнику Козлову О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, в связи с наличием спора о праве.
Согласно Справке-расчету задолженности, с Козлова О.А., ИНН <данные изъяты>, в порядке ст. 48 НК РФ подлежит взысканию задолженность в общей сумме 4153 руб. 44 коп., в том числе: недоимка по транспортному налогу за 6 месяцев 2016 года в сумме 1380 руб. 00 коп., недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2760 руб. 00 коп, пеня в сумме 13 руб. 45 коп.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками страховых взносов налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Козлов О.А., как налогоплательщик на основании п. 1 ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или не надлежащие исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
При этом, из разъяснений п. 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой Козловым О.А., в установленные законодательством сроки транспортного налога, у него возникла недоимка, а так же начислена пеня. Поскольку в добровольном порядке административным ответчиком обязательства по требованию не исполнены, в связи, с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам.
В силу п. 1 и 2. ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд и сумма превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно представленным документам срок уплаты недоимки и пени по Требованию № от ДД.ММ.ГГГГ Козлову О.А. был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок обращения в суд подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ.
К мировому судье судебного участка № Первомайского судебного района Республики Крым взыскатель МИ ФНС № 2 по Республике Крым с заявление о выдаче судебного приказа в отношении должника Козлова О.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка № Первомайского судебного района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче судебного приказа, в связи с наличием спора о праве. Сведений об обжаловании данного определения не имеется.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право административного истца (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление МИ ФНС № 2 по Республике Крым к Козлову О.А. направлено в суд 5 декабря 2019 года, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока, заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Кроме того, как разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Под уважительными причинами, по смыслу закона, понимается наличие обстоятельств, которые могут быть приняты во внимание, так как зависят не от бездействия налогового органа, а иных объективных причин, например, от непредставления в налоговые органы достоверной информации, необходимой для правильного определения налоговой базы, несвоевременного извещения налоговых органов об отмене судебного приказа, и являются достаточными для оправдания пропуска срока для обращения в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Уважительность причин пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением обоснована постоянным ростом количества администрируемых МИ ФНС № 2 по Республике Крым налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом, большой объем работ по взысканию образовавшейся задолженности, сокращенные сроки на обращение в суд, время, необходимое для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий, а также несвоевременная передача в налоговый орган сведений о наличии задолженности по страховым взносам из Пенсионного Фонда Российской Федерации, что подтверждается представленными и исследованными судом доказательствами.
В связи с чем, суд приходит к выводу о возможности восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца Биченков М.В.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований административного истца, подлежащих удовлетворению.
В связи с полным удовлетворением исковых требований с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд -
р е ш и л:
Пропущенный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым процессуальный срок для подачи административного искового заявления к Козлову О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - восстановить.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым к Козлову О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - удовлетворить.
Взыскать с Козлова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН <данные изъяты>, место жительства: <адрес>, в доход бюджета сумму 4153 (четыре тысячи сто пятьдесят три) руб. 45 коп., в том числе:
- транспортный налог с физических лиц в сумме 4140 (четыре тысячи сто сорок) руб. 00 коп., КБК №;
- пеня по транспортному налогу физических лиц в сумме 13 (тринадцать) руб. 45 коп., КБК №;
на следующие реквизиты:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать с Козлова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН <данные изъяты>, место жительства: <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21 февраля 2020 года.
Председательствующий: