Решение по делу № 33-12394/2016 от 05.09.2016

Судья Патрушева Т.В.

Дело № 33- 12394

Г.Пермь 17 октября 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего: Киселевой Н.В.

Судей Кузнецовой Г.Ю., Симоновой Т.В.

При секретаре Араслановой О.Р.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 17.10.2016 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.07.2016 года, которым постановлено:

Обязать Правительство Пермского края предоставить Кожевникову Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в границах Чайковского муниципального района Пермского края.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., просившей оставить решение суда без изменения; проверив материалы дела, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Чайковский городской прокурор, действующий в интересах Кожевникова Е.Ю., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о возложении обязанности по предоставлению Кожевникову Е.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах Чайковского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что в связи с обращением Кожевникова Е.Ю., прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Кожевников Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 03.04.2015 года решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району Кожевников Е.Ю. включен в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании прокурор, истец Кожевников Е.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Правительство Пермского края, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ ПК «Управление капитального строительства» представителей в судебное заседание не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Кожевникова Е.Ю. на предоставление жилья на территории Чайковского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Чайковский городской прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кожевников Е.Ю., дата рождения, как лицо, отнесенное к категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для признания их неверными судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Кожевников Е.Ю. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Кожевников Е.Ю. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достиг 18 лет.

Не оспаривая право Кожевникова Е.Ю. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Кожевникова Е.Ю. на предоставление жилья территорией Чайковского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Кожевникова Е.Ю. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Чайковский муниципальный район Пермского края, где он проживал ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Кожевникову Е.Ю. жилого помещения в границах Чайковского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в границах территории Чайковского муниципального района закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у Кожевникова Е.Ю. в месте его жительства, что является недопустимым.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.07.2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12394/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожевников Е.Ю.
Чайковский городской прокурор
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Минсоцразвитие Пермский край
ТУ МСР ПК по ЧАйковскому МР
Министерство строительства и ЖКХ ПК
ГКУ ПК Управление капитального строительства
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кузнецова Галина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
17.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее