№ 3а-192/2021
10OS0000-01-2021-000293-45
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2021 г.г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Волковой Е.А., представителя административного истца Домрачева А.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлениюРакутина И.В.
о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения»
и №15«Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения»в части,
у с т а н о в и л:
Решениями Совета Прионежского муниципального района
от 17 сентября 2019 г. №14 и № 15 соответственно утверждены Генеральный плани Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.
Административный истец Ракутин И.В. обратился в суд
с административным иском о признании недействующими названных нормативных правовых актов в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабженияземельного участка с кадастровым номером (...) земельного участка
с кадастровым номером (...), расположенныхв с. (...) Прионежского района Республики Карелия.
В обоснование требований административный истец сослался
на противоречие указанных нормативных правовых актов Федеральному законуот 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее -ГрК РФ),СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 14 марта 2002 г. № 10 (далее -СанПин2.1.4.1110-02), поскольку зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в границах которой находится вышеуказанный земельный участок, установленав отсутствие
у административного ответчика соответствующих полномочий, определена
в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключениясоответствии ее границ и ограничений использования земельных участков в границах зоны санитарным правилам.
Административный истец указывает, что является арендатором указанных земельных участков, оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, поскольку препятствуют приобрести ихв собственность.
В судебном заседании представительадминистративного истца поддержал административный искпо изложенным в нем основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В возражениях на иск Совет Прионежского муниципального района иск не признал, указал, что установленная законом процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена.
Заинтересованное лицо администрация Прионежского муниципального района в отзыве на административный иск поддержала позицию административного ответчика Совета Прионежского муниципального района, изложенную в возражениях на иск, оставив при этом разрешение спора по существу на усмотрение суда.
Заинтересованные лица, Управление Роспотребнадзорапо Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, администрация Заозерского сельского поселения в отзывах на иск оставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело
в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения представителяадминистративного истца, заключение прокурора,полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит
к следующим выводам.
Установлено, что Ракутину И.В. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), площадью
1509 кв.м., расположенный по адресу: (...). Земельный участок расположен
в юго-восточной части кадастрового квартала (...), а также земельный участок с кадастровым номером (...), площадью
1493кв.м., расположенный по адресу: (...). Земельный участок расположен
в восточной части кадастрового квартала (...).
Письмами от 18 августа 2021 г. № (...) и № (...) (соответственно) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало РакутинуИ.В. в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...)
в собственность без проведения торгов по мотивам отнесения их документами территориального планирования Заозерского сельского поселения к территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что на основании оспариваемых решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 № 15 осуществлено территориальное зонирование земельных участков, правообладателем которых является Ракутин И.В., административный истец является лицом, имеющим право на обращение
в суд с настоящим административным иском.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному делу № 3а-240/2019.
Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство
о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях,
об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения
не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны
в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории
для жилищного строительства, строительства промышленных объектов
и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗводные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских
и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия
на человека.
Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение
о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов,
вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений,
а также территорий, на которых они расположены. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов,
а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6, 1.13СанПин 2.1.4.1110-02).
Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0020103:38 и 10:20:0020103:39отражены на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденными оспариваемыми решениями Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 и № 15 соответственно, в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.При этом
в картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения имеет место совпадение границ первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, что является недопустимым и создает правовую неопределенностьпри применении оспариваемых норм.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному иску ФИО о признании не действующими решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого и второгопоясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельного участка
с кадастровым номером (...), оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими со дня вступления решения суда
в законную силу в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка
с кадастровым номером (...) (административное дело № 3а-240/2019).
Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты
с нарушением компетенции органа и процедурой установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.
В нарушение приведенных выше норм проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (оз. Логмозеро в с. Заозерье) не разрабатывался,
в установленном порядке границы и режим данной зоны санитарной охраны Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия
не утверждались, положительные санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.
Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены
к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению
в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части
не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для их признания
недействующими в части.
Определяя момент, с которого вышеназванные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы
права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими в части
с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании статьи 111 КАС РФпонесенные административным истцом при подаче административного иска судебные расходыпо уплате государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Ракутина И.В. удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда
в законную силу решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва Совета от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15
«Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы первого и второго поясовзоны санитарной охраны источника питьевого водоснабженияземельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...).
Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Ракутина И.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 28 октября2021 г.