УИД 11RS0012-01-2021-000416-57 Дело № 2-203/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
31 мая 2021 года гражданское дело по иску Налимовой Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Коми (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии, периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения
установил:
Налимова Н.В. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с иском о включении в стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии, периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента обращения. Заявленные требования мотивированы тем, что обращалась в ГУ УПФ РФ в Прилузском районе (межрайонное) за досрочным назначением пенсии. Решением УПФР от 06.11.2020 года № в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. При этом, в стаж работы с тяжелыми условиями труда не засчитан период с 13.01.2009 по 31.10.2011 годов. Не согласившись с данным решением, Налимова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Налимова Н.В. не присутствует, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела; для участия в деле направила представителя.
Представитель истца Яровикова Н.А., действующая на основании доверенности от 02.12.2020 года, в суде требования доверителя уточнила, просила назначить страховую пенсию истцу с момента обращения за ней; на удовлетворении иска с учетом уточнений настаивает.
Представитель ответчика Потапова С.А., действующая по доверенности от 18.01.2019 года, в суде с требованиями Налимовой Н.В. не согласна по основаниям, указанным в возражениях.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Налимовой Н.В., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указано в части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется в т.ч. Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2 от 1991 г.), согласно которому право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые в Учреждениях здравоохранения и социального обеспечения (раздел XXIV 22600000), непосредственно обслуживающие больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка (позиция 2260000в), в домах-интернатах для психически больных (позиция 2260000г) – младший медицинский персонал.
Согласно п. 1 Указания Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение", при разрешении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, следует руководствоваться следующим:
Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов (проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.).
При этом в указанном акте приведен примерный перечень видов деятельности младшего медицинского персонала относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно- гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Кроме того, данным актом определен и примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в числе которых поименована «палатная-санитарка», «младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
В соответствии с "Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников", утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 20.12.2012 N 1183н", должность «санитара» относится к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал).
Согласно пункта 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Материалами дела установлено, что 26 октября 2020 года Налимова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 06.11.2020 № Налимовой Н.В. отказано в установлении пенсии ввиду недостаточности требуемого стажа работы в тяжелых условиях труда.
Документами, имеющимися в материалах пенсионного дела, подтвержден стаж работы истца: страховой стаж (календарно) – 27 лет 03 месяца 16 дней; страховой стаж (с учетом льготного исчисления) – 31 год 00 месяцев 24 дня; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 25 лет 02 месяца 04 дня; стаж работы с тяжелыми условиями (с учетом льготного исчисления) – 07 лет 08 месяцев 06 дней; ИПК – 41,11, при этом в стаж истца с тяжелыми условиями труда ответчиком не включен период работы с 13.01.2009 по 31.10.2009, оспариваемый истцом.
Не согласившись с решением УПФР, Налимова Н.В. обратилась в суд с иском, в котором просит включить в стаж с тяжелыми условиями труда период работы с 13.01.2009 по 31.10.2009 в должности санитарки 4-5 отделения в ГУ РК «Кунибском психоневрологическом интернате», назначить досрочную страховую пенсию с момента за её обращением.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица установлено, что Налимова Н.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 19.11.1997 года.
В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно трудовой книжки, Налимова Н.В. 17.08.1999 принята на должность рабочей по ремонту и стрики спецодежды в Кунибский психоневрологический интернат; 03.04.2003 переведена на должность санитарки по сопровождению; 13.01.2009 должность санитарки по сопровождению переименована на санитарку 4-5 отделения; 01.01.2011 4-5 отделение переименовано в отделение медико-социальной реабилитации; 17.11.2011 ГУ Республики Коми «Кунибский психоневрологический интернат» переименовано в ГБУ Республики Коми «Республиканский Кунибский психоневрологический интернат»; с 18.10.2019 ГБУ Республики Коми «Республиканский Кунибский психоневрологический интернат» переименовано в ГБУ Республики Коми «Сила жизни».
Уставом Государственного учреждения Республики Коми «Кунибский психоневрологический интернат», утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 10.01.2008 № 20 установлено, то учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основой цели своей деятельности.
Учреждение создано для осуществления медико-социальных функций и предназначено для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании (п. 2.1).
Основными целями создания и деятельности учреждения являются: материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них условий жизни, приближенных к домашним, благоприятного микроклимата; организация ухода (надзора) за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; восстановление или сохранение личностного и социального статуса и т.д. (п. 2.2).
В соответствии со справкой ГУ РК «Республиканский Кунибский интернат» Сила жизни» от 27.05.2021 № 648 в 2009 году в ГУ РК «Кунибский ПНИ» проживало 253 получателя социальных услуг. Все получатели социальных услуг страдали хроническими заболеваниями психиатрического профиля.
Исходя из штатных расписаний за 2009 - 2010 годы 4-5 отделение являлось структурным подразделением ГК РК «Кунибский ПНИ». Должность Налимовой Н.В. в штатных расписаниях поименована «санитарка».
Приказом ГУ РК «Кунибский психоневрологический интернат» от 13.01.2009 года № 19 «О переименовании должностей» в 4-5 отделении должность «санитара-сопроводителя» переименована в «санитарку».
Функциональные обязанности, права и ответственность санитарки ГУ РК «Кунибский психоневрологический интернат» определены в должностной инструкции, утверждённой директором учреждения 01.11.2010 года, подписанной истцом.
Так, в должностные обязанности истца, как санитарки, входили обязанности по влажной уборке комнат, помещений отделения; после приема пищи промывание поверхностей тумбочек, столов, сбор использованной посуды; чистка раковин, ванн, унитазов; поддержание чистоты дверей; мытье рук лежачим проживающим перед приемом пищи, помощь в чистке зубов, умывании, расчесывании; следить за чистотой памперсов и белья, их своевременная смена; поддерживать в чистоте стаканы, ложки проживающих; принимать участие в транспортировке проживающих; содержать в чистоте предметы индивидуального ухода проживающих, мочеприемники, плевательницы, подкладные круги и судна, грелки, пузыри для льда и т.д.; проводить туалет умершего, транспортировать в морг через 2 часа; вежливо и внимательно выслушивать просьбы проживающих, соблюдать этику при общении с проживающими; знать всех больных по фамилиям, особенности их поведения и держать на особом счету больных с эпилептическими припадками, склонных к побегам, отказам от еды, порче белья, умело предупреждать эти попытки.
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в законную силу с 01 января 2014 года, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3).
Из положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ следует, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
На основании заключения измерения и оценки условий труда, проведенной в ГУ РК «Кунибский ПНИ» в апреле 2009 года, для должности «санитара (по сопровождению)» установлен класс условий труда – 3.1, т.е. вредные условия труда.
Согласно лицевых счетов истцу в 2009, 2010 годах выплачивалась надбавка за вредные условия труда.
Более того, 12.05.2020 работодателем выдана уточняющая справка, согласно которой в период с 13.01.2009 по 31.10.2011 Налимова Н.В. работала санитаркой 4-5 отделения в течение полного рабочего дня. Работа была связана с непосредственным обслуживанием психических больных.
Таким образом, занятость истца в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда и без совмещения профессий подтверждается записями в её трудовой книжке, иными документами, согласно которых истец работала в указанные периоды по упомянутой профессиям, совмещений с другими профессиями не имелось.
Отсюда, учитывая, что Налимова Н.В. в спорный период работала в должности санитарки, относящейся к младшему медицинскому персоналу, в системе социального обеспечения, в её должностные обязанности входило непосредственное обслуживание психических больных в интернате, у суда имеются основания для включения указанного периода в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда.
Рассматривая требования Налимовой Н.В. о назначении пенсии с момента обращения, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления не имеется.
Из объяснений представителя ответчика следует, что при зачете в стаж работы истца с тяжелыми условиям труда периода с 13.01.2009 по 31.10.2011, стаж с тяжелыми условиями труда на момент обращения составит 10 лет 05 месяцев 25 дней, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, у суда имеются основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии с момента за её обращением, с 26 октября 2020 года.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Налимовой Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии, периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить в стаж Налимовой Н.В. в связи с тяжелыми условиями труда период работы в должности санитарки 4-5 отделения с 13.01.2009 года по 31.10.2011 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) назначить Налимовой Н.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 26 октября 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий