Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года п. Юргамыш
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Плешкова С.Ю.,
при секретаре Фадюшиной О.А.,
с участием представителя административного истца - администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Кондратьевой Н.В.,
административных ответчиков Мелешенко М.Г., Валькова Е.А.,
представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области Даниной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области к начальнику Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Мелешенко Максиму Григорьевичу, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Валькову Евгению Александровичу, ГУ МЧС России по Курганской области о признании незаконным решений и действий,
установил:
Администрация Юргамышского поссовета Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области (далее Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области) Мелешенко М.Г., начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области (далее ОНД и ПР по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области) Валькову Е.А., ГУ МЧС России по Курганской области с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий должностных лиц, в котором указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником ОНД и ПР по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области Вальковым Е.А., на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области Мелешенко М.Г. проведена плановая проверка администрации Юргамышского поссовета,
По её результатам составлен акт № и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
При организации и проведении проверки, оформлении её результатов допущены нарушения законодательства Российской Федерации.
1. П. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994, к вопросам местного значения в области пожарной безопасности относят только осуществление полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а не выполнение или соблюдение требований пожарной безопасности.
В ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностным лицам государственного пожарного надзора не установлено право выдавать предписания органам местного самоуправления, а только гражданам и организациям. На основании ст. 50 ГК РФ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления не относятся к организациям. Поэтому им вправе вносить только предложения об осуществлении мероприятий по пожарной безопасности.
Органы государственной власти Курганской области на основании ст.18 Федерального закона № 69-ФЗ обязаны организовать выполнение и осуществление мер и требований пожарной безопасности.
2. Вальковым Е.А. согласования Прокуратуры Курганской области нарушены и фактически в отношении административного истца осуществлена проверка выполнения требований пожарной безопасности. В плане проверок органов местного самоуправления на 2019 год, опубликованном ГУ МЧС РФ по Курганской области, в качестве цели проверки незаконно указан «контроль за соблюдением обязательных требований в области пожарной безопасности». В публичном паспорте проверки в качестве цели указано «исполнение ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2019 год».
3. Плановая проверка выполнения требований пожарной безопасности на объекте защиты (здании) по адресу: <адрес>, используемого администрацией в своей деятельности, проверка выполнения требований пожарной безопасности на объектах защиты (водоисточниках), которые не принадлежат административному истцу и не используются в процессе осуществления своей деятельности проведена незаконно, так как они не были включены в план проверок.
4. При проведении проверки здания администрации не был использован проверочный лист, что нарушает ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 и п. 30 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре», утверждённом постановлением Правительства РФ № 290 от 12.04.2012.
5. П.п. 16, 55 и 80 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» не устанавливают требования пожарной безопасности к водоисточникам, и не относятся к вопросам местного значения. Незаконно распространять их требования на все водные объекты, расположенные на территории п. Юргамыш, так как они не относятся к источникам противопожарного водоснабжения.
6. Мелешенко М.Г. и Вальковым Е.А. незаконно определён предмет проверки на основании п. 5 Административного регламента, утверждённого Приказом МЧС РФ № 644 от 30.11.2016. Предметом проверки следовало указать исполнение администрацией Юргамышского поссовета нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Была осуществлена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
7. Вальковым Е.А. незаконно осуществлена проверка выполнения СП 1.13130.2009 и СП 8.13130.2009, так как они являются нормативными документами добровольного применения.
8. При оформлении и выдаче предписания нарушен пп. 2 п. 96 Административного регламента, утверждённого Приказом МЧС РФ № 644, так как указаны нарушения требований нормативных документов, хотя должны указываться только нарушения требований нормативных правовых актов.
9. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Юргамышского поссовета незаконно возложена обязанность по выполнению требований пожарной безопасности. Более того, незаконно возложена обязанность по оборудованию противопожарного водопровода в п. Юргамыш, что не относится к её полномочиям.
О нарушении прав в области пожарной безопасности администрации Юргамышского поссовета стало известно после вступления в члены НКО «Союз правозащитников в сфере пожарной безопасности». Начало течения срока давности для подачи административного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Просили признать незаконным решение и действие Мелешенко М.Г. по выдаче распоряжения на проверку № от ДД.ММ.ГГГГ в части цели и предмета проверки.
Признать незаконным решение и действие должностного лица органа федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ Валькова Е.А. по проверке (осмотру и обследованию): водных объектов, которые исполнении своих полномочий по решению вопросов местного значения в области пожарной безопасности администрацией Юргамышского поссовета не используются;
выполнению администрацией Юргамышского поссовета требований пожарной безопасности «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и СП 1.13130.2009, 8.13130.2009 на объектах защиты (водных объектах), которые администрацией Юргамышского поссовета не используются;
выполнения администрацией Юргамышского поссовета требований пожарной безопасности СП 1.13130.2009 и СП 8.13130.2009, которые не указаны в пункте 10 Распоряжения на проверку № от ДД.ММ.ГГГГ;
требований пожарной безопасности в здании, используемом администрацией, в том числе без использования проверочного листа;
выдаче администрации Юргамышского поссовета предписания № от ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным бездействие должностного лица органа федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ Валькова Е.А. о внесении предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в п. Юргамыш в администрацию Юргамышского поссовета.
К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области Першин А.Ю., Правительство Курганской области, Юргамышская поселковая Дума Юргамышского района Курганской области, инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому, Шумихинскому и Юргамышскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Важенина Т.В.
Представитель административного истца - администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Кондратьева Н.В. административные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что в акте проверки и предписании дата их вручения главе администрации проставлена машинописно, поэтому она может быть не ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики Мелешенко М.Г., Вальков Е.А. с административными исковыми требованиями не согласились полностью, по доводам, изложенным в отзывах.
Аналогичные по содержанию возражения поступили от Валькова Е.А. и Мелешенко М.Г. в которых они указали, что в соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ план проверок органов местного самоуправления на 2019 ими с прокуратурой Курганской области не согласовывался. На основании плана проверок выписано распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. В данном распоряжении указана цель и предмет проверки, а также мероприятия по контролю, необходимые для достижения цели.
Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что срок подачи административного искового заявления пропущен. Довод о том, что администрации <адрес> стало известно о нарушении своих законных прав после вступления в члены НКО «Союз правозащитников в сфере пожарной безопасности» несостоятелен. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении администрации Юргамышского поссовета, по результатам которой выданы предписания №, № об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Постановлениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо и юридическое лицо привлечены к административной ответственности в виде предупреждений. Вышеуказанные предписания и постановления обжаловались в суде.
Согласна приказа Росстандарта от 03.06.2019 № 1317 утверждён перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в который входят СП 1.131130.2009 и СП 8.131130.2009.
В акте проверки и в предписании указаны статьи Федерального закона от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", содержащие требования, которые не исполняются администрацией Юргамышского поссовета.
Актуальные правила пожарной безопасности, предусмотренные СП и НПБ 110-03, распространяются на эксплуатируемые объекты независимо от года их постройки, а эксплуатация здания с нарушением указанных требований сама по себе приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Курганской области Данина М.С. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Полагала, что трехмесячный срок на обращение в суд пропущен. Также представила отзыв, согласно которому ст.ст. 1, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 15 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 17 «О пожарной безопасности в Курганской области», к мерам пожарной безопасности, в том числе и к первичным мерам пожарной безопасности, относятся действия по выполнению требований пожарной безопасности. Перечисленные в оспариваемом предписании требования относятся к первичным мерам пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Таким образом, осуществление указанных выше полномочий должны осуществляться органом местного самоуправления поселения за счет средств местного бюджета.
Законом Курганской области от 27 декабря 2018 года № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» средства на указанные цели не предусмотрены.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Курганской области, заинтересованные лица глава Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области Першин А.Ю., инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому, Шумихинскому и Юргамышскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Важенина Т.В., представитель Юргамышской поселковой Думы Юргамышского района Курганской области в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещались своевременно и надлежаще, путем непосредственного вручения уведомления и направления почтой, письменных заявлений или возражений не представили.
С учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Курганской области, заинтересованных лиц главы Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области Першина А.Ю., инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому, Шумихинскому и Юргамышскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Важениной Т.В., представителя Юргамышской поселковой Думы Юргамышского района Курганской области.
Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В судебном заседании установлено следующее: Юргамышскому поссовету Законом Курганской области от 6 июля 2004 года № 419 присвоен статус городского поселения. Территория Юргамышского поссовета определена границами, установленными Законом Курганской области от 14 октября 2004 года № 474 «Об установлении границ муниципального образования Юргамышского поссовета, входящего в состав муниципального образования «Юргамышский район» (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Устава).
В состав территории Юргамышского поссовета входят населенные пункты: д. Ильинка, п. Нива, п. Новый Мир, д. Пермяковка, р.п. Юргамыш, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 2 ст. 4 Устава).
К вопросам местного значения Юргамышского поссовета относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Юргамышского поссовета; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Юргамышского поссовета от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пп. 10, 24 п. 1 ст. 6 Устава).
Структуру органов местного самоуправления Юргамышского поссовета образуют: Юргамышская поселковая Дума; Глава Юргамышского поссовета; Администрация Юргамышского поссовета (ст. 20 Устава).
Юргамышская поселковая Дума является представительным органом местного самоуправления Юргамышского поссовета (п. 1 ст. 21 Устава).
В исключительной компетенции Юргамышской поселковой Думы находятся: утверждение бюджета Юргамышского поссовета на очередной финансовый год и отчета о его исполнении; контроль за исполнением органами местного самоуправления Юргамышского поссовета и должностными лицами местного самоуправления Юргамышского поссовета полномочий по решению вопросов местного значения (п.п. 2, 9 п. 1 ст. 22 Устава).
Администрация Юргамышского поссовета – исполнительно-распорядительный орган Юргамышского поссовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Юргамышского поссовета федеральными законами и законами Курганской области. Администрация Юргамышского поссовета обладает правами юридического лица (п.п. 1, 2 ст. 36 Устава).
К полномочиям Администрации Юргамышского поссовета относятся реализуемые в установленном законодательством и настоящим Уставом порядке: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Юргамышского поссовета (п. 1 ст. 37 Устава).
В должность Главы Юргамышского поссовета с ДД.ММ.ГГГГ вступил Першин А.Ю., что подтверждается решением о вступлении в должность.
Согласно плану проведения проверок органов местного самоуправления Курганской области на 2019 год, размещенного на сайте ГУ МЧС России по Курганской области, в 2019 году была запланирована плановая выездная проверка администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области.
В соответствии с распоряжением начальника Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД ГУ МЧС России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № Мелешенко М.Г., проведена плановая выездная проверка администрации Юргамышского поссовета. Предметом проверки являлось соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности. Ответственным за проведение проверки назначен начальник ОНД и ПР по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области Вальков Е.А. Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение о проведении проверки вручено ДД.ММ.ГГГГ главе Юргамышского поссовета.
В указанные сроки проведена проверка, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом составлен акт с выявленными нарушениями. В этот же день администрации Юргамышского поссовета и её главе Першину А.Ю. выданы предписания: № со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; № об оборудовании п. Юргамыш противопожарным водопроводом до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные акт и предписания выручены главе Юргамышского поссовета Першину А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Юргамышского поссовета привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление вручено ДД.ММ.ГГГГ. Оплата штрафа им произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Данные факты установлены: распоряжением о проведении проверки; актом проверки; предписаниями; постановлением о привлечении к административной ответственности; уведомлением о вручении заказного письма; квитанцией об уплате штрафа.
ДД.ММ.ГГГГ Мелешенко М.Г. освобожден от должности начальника Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области, переведен на должности начальника ОНД и ПР по Мишкинскому, Шумихинскому и Юргамышскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области. Вальков Е.А. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности начальника ОНД и ПР по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области, и переведен на должность старшего дознавателя отдела административной практики и дознания УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области, что подтверждается выписками из приказов: от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.ч. 1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района стало известно о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки и предписания вручены ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют даты их вручения главе Юргамышского поссовета, имеющиеся на документах.
С административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействия должностных лиц и предписания администрация Юргамышского поссовета обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех месяцев, с момента вручения вышеуказанных документов.
Таким образом, административным истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, указанный в ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Ходатайство о его восстановлении не заявлено.
Доводы административного истца о том, что о нарушениях прав стало известно после вступления в члены НКО «Союз правозащитников в сфере пожарной безопасности» (ДД.ММ.ГГГГ) суд находит несостоятельными. Администрация Юргамышского поссовета является органом местного самоуправления, в её штате имеются сотрудники обладающие специальными познаниями в области, права, поэтому суд считает, что течение трехмесячного срока следует исчислять с момента вручения распоряжения, акта проверки и предписаний.
Также суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца, о том, что поскольку в акте проверки и предписании дата вручения главе администрации проставлена машинописно, они могли быть вручены в другие даты. Указанный довод является предположением представителя истца. В случае несогласия с датой вручения, либо в дату отличную от указанной в документах, глава администрации мог поставить иную дату, однако им этого не сделано.
Руководствуясь ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области к начальнику Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Мелешенко Максиму Григорьевичу, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Юргамышскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Валькову Евгению Александровичу, ГУ МЧС России по Курганской области о признании незаконным решений и действий должностных лиц по выдаче распоряжения на проверку, проверке объектов, на соответствие требованиям пожарной безопасности, сводов правил, выдаче предписания, бездействия по не внесению предложений об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности – отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Юргамышский районный суд Курганской области.
Судья: С.Ю. Плешков