.
.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении <№>
г. Новокуйбышевск 09.09.2024 года
Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Коншу М.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», расположенного по адресу:446214, Самарская область г. Новокуйбышевск, ИНН 6330017980, ОГРН 1026303117994,
УСТАНОВИЛ:
25.07.2024 года, в 15 часов 00 минут Акционерным Обществом «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» при эксплуатации опасного производственного объекта: «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег.№ А53-00291-0007,Самарская обл., г. Новокуйбышевск, территория ОАО Новокуйбышевский нефтехимический комбинат, I класса опасности, допущены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности,всего 48 нарушений.
В связи с выявленными нарушениями в области промышленной безопасности, главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, ОПК и взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Козловым Д.А.25.07.2024 г. в отношении АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» составлен протокол<№> административном правонарушении, по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Средне-Поволжского управления Ростехнадхзора Козлов Д.А., Пиякова С.В. представили письменные возражения на пояснения представителя АО «ННК». В судебном заседании подтвердили факт выявленных нарушений при проведении проверки опасного производственного объекта «Площадка газоразделения и получения изопентана», рег.№ А53-00291-0007I класс опасности. Пояснили, что наличие нарушений требований промышленной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью людей, и применение административного наказания, в виде административного приостановления деятельности ОПО«Площадка газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007I класс опасности, направлено для принятия Обществом реальных оперативных мер, по устранению выявленных нарушений и обеспечению безопасности людей.
В судебном заседании представители АО «ННК» по доверенностям – Волкова О.П.,Зубкова Н.А., Комова Е.В., Тысячнов Е.В., Умнов В.В., Ромаданов А.В., действующие на основании доверенностей, факт наличия установленных нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов не отрицали. Представили письменные пояснения к протоколу об административном правонарушении и дополнения к ним, просили учесть все обстоятельства, указанные в них, а также принцип справедливости и соразмерности наказания, вытекающие из Конституции Российской Федерации и назначить наказание, не связанное с административным приостановлением деятельности ОПО «Площадка газоразделения и получения изопентана», рег. №А53-00291-0007, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В целях устранения выявленных нарушений Обществом разработан план устранения нарушений, с указанием мероприятий, направленных на устранение нарушений, минимально возможных сроков выполнения и назначением лиц, ответственных за выполнение таких мероприятий, а также разработаны и применяются компенсирующие мероприятия. На момент рассмотрения нарушения, указанные в пунктах 26, 42, 47 устранены, нарушения, указанные в пунктах 1, 24, 4, 5, 18, 19, 20, 33, 35, 37, 39, 46, 48 протокола устранены частично, нарушения, указанные в остальных пунктах, находятся на различных стадиях исполнения.
Также указали, что реализация мероприятий по доведению до норм требований промышленной безопасноститребует значительного временногопериода, в связи с чем Обществом разработана целевые программы: «Приведение технологических печей к требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности», «Программа оснащения технологических объектов АО «ННК» компьютерными тренажерными комплексами» которые находятся на стадии выполнения ипредусмотренный частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ максимальный срок административного приостановления деятельности, который составляет 90 суток, по мнению представителей АО «ННК» не позволит в полном объеме устранить выявленные нарушения,что не будет соответствовать цели административного наказания, установленной ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ. В связи с техническими и технологическими особенностями производства приостановление деятельности одного объекта повлечет ограничение, либо приостановление деятельности других объектов Общества. У АО «ННК» имеется мобилизационное задание, и выпускаемая Обществом продукция используется в рамках государственного оборонного заказа, в том числе другими предприятиями для выпуска товаров/продукции.
Изучив административный материал, выслушав участников судебного разбирательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, в целях реализации пункта 11 статьи 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, статьи 97 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 в отношении опасного производственного объекта «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, расположенного по адресу: <Адрес>, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат» эксплуатируемого Акционерным обществом «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» осуществлен постоянный государственный надзор.
По результатам контроля (надзора) 25.07.2024 в 11часов 00 минут выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, допущенные юридическим лицом АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ходе осуществлениягосударственного надзора оформлены протоколы осмотра от 16.07.2024 <№>, от 17.07.2024 <№>, от 22.07.2024 <№>, по результатам надзорных мероприятийвыдано предписание <№> от 25.07.2024 со сроком исполнения 25.10.2024 г., а также в отношении АО «ННК» должностным лицом Средне-Поволжского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2024 <№>, из которого следует, что выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:
- ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, имеющий в своем составе блоки I категории взрывоопасности, не оснащен автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники, отвечающими;
- ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, имеющий в своем составе блоки I и II категории взрывоопасности, не оснащен компьютерными тренажерами для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ;
- Не предусмотрены меры при аварийной разгерметизации химико-технологической системы ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, имеющего в своем составе токсичные вещества (щелочь), а именно: не установлены автоматические быстродействующие запорные и (или) отсекающие устройства со временем срабатывания 12с;
- Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: Сооружение постамента <№> инв. <№> имеет дефекты и повреждения, указанные в Приложении «А», Приложении «В» ЭПБ № 53-ЗС-06077-2021. При этом, согласно п. 10.4 действие настоящего заключения ЭПБ прекращается при не устранении выявленных повреждений в установленные в таблице Б.1 приложения Б сроки (2023);
- Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: сооружение постамент <№> инв. <№> имеет дефекты и повреждения, указанные в Приложении 3, заключения ЭПБ рег. № 53-ЗС-65601-2022;
- Отсутствует система контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений, центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением поз. Н-13А, Н-26, Н-45, Н-49, Н-50, Н-52, Н-53, Н-58, расположенные на установке с технологическими блоками I категории взрывоопасности;
- Не оснащена средствами автоматического отключения подачи отработанной щелочи (NaOH) при достижении заданного предельного уровня или другими средствами, исключающими возможность перелива емкость поз. Е-65;
- Не оснащены средствами сигнализации о перепаде давления между нижней и верхней частями колонн поз. К-1,К-2, К-3, К-4, К-5,К-5А, К-6, К-6А, К-7;
- Отсутствуют поддоны для емкостей поз. Е-23/1,2 объемом 25 м3 каждая (раствор NaOH), вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае их аварийного разрушения. Высота защитного ограждения каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости. Поддоны и площадки с бортами должны быть оснащены стационарными или передвижными устройствами для удаления аварийных проливов и их дальнейшей нейтрализации. Поддоны для открытых складов без сливов в специальную канализацию организации должны быть дополнительно защищены от атмосферных осадков;
- Отсутствует возможность аварийного освобождения ёмкостей поз. Е-23/1,2 объемом по 25 м3 каждая (раствор NaOH) в другие емкости склада, в специальные аварийные системы или оборудование технологических установок. Материал которого коррозионно стоек к эвакуируемому продукту;
- Не оснащены средствами автоматического отключения подачи щелочи (NaOH) при достижении заданного уровня или другими средствами, исключающими возможность перелива емкости поз. Е-23/1,2;
- Отсутствует система контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящие в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений, центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением поз. Н-1, Н-1А, Н-2, Н-3, Н-10, Н-11, Н-20, Н-21, Н-29, Н-32, Н-33, Н-34, Н-41, Н-42, Н-43, Н-44, Н-35А, расположенные на установке с технологическими блоками I категории взрывоопасности;
- Не оснащены центробежные насосы поз. Н-1, Н-11, Н-21, Н-35, Н-35А, Н-36, Н-37, Н-41, Н-44, Н-45 перемещающие сжиженные горючие газы (углеводороды С1-С6) и плунжерные насосы поз. Н-6/1,2, перемещающие горючую жидкость (метанольный спирт): блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходных емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях;
- Без обоснования в проектной документации для нагнетания горючей жидкости (метанольный спирт) применяются плунжерные насосы поз. Н-6/1,2;
- Отсутствует контроль и сигнализация утечки уплотняющей жидкости центробежных насосов с двойным торцевым уплотнением поз. Н-7/1, Н-7/2, Н-10, Н-11, Н-26, Н-29, Н-32, Н-34, Н-35, Н-35А, Н-41, Н-41 перемещающие горючие газы (углеводороды С1-С6);
- не предусмотрены средства автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, и с выдачей сигналов в систему ПАЗ, по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени для контроля загазованности в районе метанольного узла (емкость Е-22, насосы Н-6/1,2);
- Не применяются герметичные насосы и не осуществляются специальные меры безопасности, исключающие попадание взрывопожароопасных веществ на насосное оборудование, расположенное под технологическим оборудованием, расположенным на эстакаде блока теплообменников;
- безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: постамент под Т-19, Т-20, цех <№> отд. <№> имеет дефекты и повреждения, указанные в таблице А.1 Приложения А., Приложении В заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ЗС-13933-2020. При этом, согласно п. 10.4 действие настоящего заключения ЭПБ прекращается при не устранении выявленных повреждений в установленные в таблице Б.1 приложения Б сроки (2023 год);
- Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: несущие колонны, балки перекрытия железобетонного постамента блока теплообменников имеют нарушенное бетонное покрытие, оголение и коррозия металлической арматуры, металлоконструкции не окрашены;
- без внесения изменений в проектную документацию (документацию на техническое перевооружение) и постоянный технологический регламент Ректификация ШУФ (отделение <№> цех <№> «Газоразделение и получение изопентана»), утвержденный главным инженером – первым заместителем генерального директора ФИО1 25 декабря 2020 г., введенный в действие приказом от 25. Декабпя 2020 г. <№>, в технологическую схему включен насос поз. Н-35А и исключен насос Н-34 (отсутствует по факту);
- Без внесения изменений и согласования с разработчиком проекта в проектную документацию на строительство факельного хозяйства, разработанной «ГИПРОНЕФТЕЗАВОД» в 1961 г., шифр К-1Х-408-п.з., в технологическую схему внесены изменения, а именно исключены: газгольдер объемом 6000 м3; газомоторный двухступенчатый компрессор марки 8ГК2/1-14, производительностью 37 м3/мин – 2 шт.; воздушный компрессор марки ВК-25-3; холодильники Т-1, Т-2, Т-3; емкости инв. <№>, <№>; теплообменники инв. <№>; емкости Е-2, Е-4; технологические трубопроводы; насосы Н-1, Н-2;
- Постоянный технологическом регламенте «Блок компримирования газов (отделение <№> цех <№>), утвержденный главным инженером – первым заместителем генерального директора АО «ННК» ФИО2 28 февраля 2022 г., введенный в действие приказом от 28 февраля 2022 г. <№>, разработан без учета проектной документации на ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности;
- Приборы довзрывной концентрация углеводородов на отделении 0201 типа СТМ-10, поз. 0906.1, 0906.2, 0906.3, 0906.4, 0906.5, 0906.6, 0906.7, 0906.8, настроенные на 40 % НКПР в соответствии с постоянным технологическим регламентом «Блок компримирования газов (отделение <№> цех <№>), утвержденный главным инженером – первым заместителем генерального директора АО «ННК» ФИО2 28 февраля 2022 г., введенный в действие приказом от 28 февраля 2022 г. <№>, не соответствуют требованием промышленной безопасности (срабатывание должно осуществляться при 20% НКПР);
- Отсутствует автоматическое регулирование давления топливного газа, подаваемого на дежурные горелки, и расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора;
- Отсутствуют устройства дистанционного розжига и непрерывного дистанционного контроля наличия пламени факельные стволы № 9, № 10 и № 11;
- Отсутствует автоматическая непрерывная подача в начало факельного коллектора продувочного газа (топливного газа);
- Отсутствуют средства контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости центробежный насос с двойным торцевым уплотнением поз. Н-3, перекачивающий углеводородный конденсат (горючую жидкость);
- Отсутствует система контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений, центробежный насос с двойным торцевым уплотнением поз. Н-3, расположенный на установке с технологическими блоками I категории взрывоопасности;
- Отсутствуют обоснования в проектной документации для перемещения воспламеняющих газов (фракции углеводородов С1-С6) применения метода передавливания технологическим газом в факельной системе;
- Не оснащен центробежный насос поз. Н-3, перемещающий углеводородный конденсат (горючая жидкость): блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях;
- В отделении 0201 отсутствует система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ), обеспечивающая защиту персонала, технологического оборудования и окружающей среды в случае возникновения на управляемом объекте нештатной ситуации, развитие которой может привести к аварии, и выполняющая следующие функции: автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации; автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам режима безопасного ведения процесса); автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и (или) в используемых ею средствах технического и программного обеспечения; автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ; обеспечение безопасной остановки или перевод взрывоопасного технологического процесса в безопасное состояние по заданной программе при превышении предельно допустимых значений параметров процесса; автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и (или) выбора режима работы системы ПАЗ; автоматический контроль управляющих действий оператора, выдача предупреждающих сообщений о неправильных действиях и их регистрация при выполнении пусковых, эксплуатационных и остановочных операций; автоматическое определение первопричины и последовательности срабатывания системы ПАЗ;
- Не предусмотрены средства автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, и с выдачей сигналов в систему ПАЗ, по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени для контроля загазованности на площадке факельного хозяйства в районе факельных стволов № 9, № 10 и № 11;
- Не демонтировано выведенное из действующей технологической системы технологическое оборудование, расположенное в здании компрессорной и насосной, входящих в состав блока I категории взрывоопасности, а именно: насосы Н-1, Н-2, подводящие к ним (от них) трубопроводы; газомоторные двухступенчатые компрессоры марки 8ГК2/1-14 (2 шт.), подводящие к ним (от них) технологические трубопроводы; емкость Е-4;
- Система аварийной вентиляции не оснащена средствами автоматического включения при срабатывании установленных в помещении насосной сигнализаторов довзрывных концентраций или газоанализаторов при превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ система аварийной вентиляции;
- В помещении управления (операторной), в которой находятся электроприборы, предусмотрено водяное отопление, а не воздушное отопление и установки для кондиционирования воздуха;
- В отделении 0202 отсутствует система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ), обеспечивающая защиту персонала, технологического оборудования и окружающей среды в случае возникновения на управляемом объекте нештатной ситуации, развитие которой может привести к аварии, и выполняющая функции: автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы автоматизации; автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам режима безопасного ведения процесса); автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и (или) в используемых ею средствах технического и программного обеспечения; автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ; обеспечение безопасной остановки или перевод взрывоопасного технологического процесса в безопасное состояние по заданной программе при превышении предельно допустимых значений параметров процесса; автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и (или) выбора режима работы системы ПАЗ; автоматический контроль управляющих действий оператора, выдача предупреждающих сообщений о неправильных действиях и их регистрация при выполнении пусковых, эксплуатационных и остановочных операций; Автоматическое определение первопричины и последовательности срабатывания системы ПАЗ;
- Не демонтировано выведенное из действующей технологической системы технологическое оборудование, расположенное в здании насосной, входящих в состав блока I категории взрывоопасности, а именно: таль ручная в районе насоса поз. Н-3;
- Отсутствуют блокировки, исключающие пуск или прекращающие работу центробежных насосов поз. Н-1, Н-2 и Н-5, применяемых для нагнетания горючих жидкостей (пентана, гексана) при отсутствии перемещаемой жидкости в их корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений;
- В помещении управления (операторной), в которой находятся электроприборы, предусмотрено водяное отопление, а не воздушное отопление;
- Отсутствуют средства контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости на центробежных насосах с двойным торцевым уплотнением поз. Н-1, Н-2, Н-3 и Н-5, перекачивающих горючую жидкость (пентан, гексан);
- Отсутствует система контроля состояния подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений, центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением поз. Н-1, Н-2, Н-3 и Н-5, расположенные на установке с технологическими блоками I категории взрывоопасности;
- В постоянном технологическом регламенте «Хранение и передача полуфабрикатов (отделение <№> цеха <№>)», утвержденном главным инженером – первым заместителем АО «ННК» ФИО1 16 августа 2018 г., введенным в действие приказом от 16 августа 2018 г. <№>, наряду с уставками защиты по опасным параметрам не указаны границы критических значений;
- Нагревательные трубчатые печи поз. П-10/1,2 не оснащены: сигнализаторами погасания пламени, надежно регистрирующими наличие пламени в форсунке, или комбинированными блочными горелками с запальными устройствами, обеспечивающими постоянное горение форсунки в автоматическом режиме. Количество дежурных горелок и сигнализаторов погасания пламени, их место установки обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение); предохранительными запорными клапанами или другими автоматическими запорными устройствами, установленными на трубопроводах газообразного топлива к основным и дежурным горелкам дополнительно к общему отсекающему устройству на печь, срабатывающими при снижении давления газа ниже допустимого или при аварийной остановке печи;
- Отсутствует противоаварийная автоматическая защита топочного пространства нагревательных печей поз. П-10/1,2: системами регулирования заданного соотношения топлива, воздуха и водяного пара; блокировками, прекращающими поступление газообразного топлива и воздуха при снижении их давления ниже установленных параметров (автономно), а также при прекращении электро- (пневмо-) снабжения контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее - КИПиА); средствами сигнализации о прекращении поступления топлива, а также воздуха при его принудительной подаче в топочное пространство; средствами контроля за уровнем тяги и автоматического прекращения подачи топливного газа в зону горения при остановке дымососа или недопустимом снижении разрежения в печи, а при компоновке печных агрегатов с котлами-утилизаторами - системами по переводу на работу агрегатов без дымососов; средствами автоматической подачи инертного газа в топочное пространство и в змеевики при прогаре труб, характеризующемся: падением давления нагреваемого продукта на выходе из печи ниже регламентированного значения; повышением температуры над перевальной стенкой; изменением содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи относительно регламентированного;
- Отсутствует противоаварийная автоматическая защита нагреваемых элементов (змеевиков) нагревательных печей поз. П-10/1,2: аварийным освобождением змеевиков печей от нагреваемого жидкого продукта при повреждении труб или прекращении его циркуляции; блокировками по отключению подачи топлива к дежурным и основным горелкам при прекращении подачи сырья, превышении предельно допустимой температуры сырья на выходе из печи, срабатыванием прибора погасания пламени; средствами автоматического отключения подачи сырья и топлива в случаях аварий в системах змеевиков; средствами сигнализации о падении давления в системах подачи сырья;
- В помещении управления (операторной), в которой находятся электроприборы, предусмотрено водяное отопление, а не воздушное отопление и установки для кондиционирования воздуха;
- Отсутствуют блокировки, исключающие пуск или прекращающие работу центробежных насосов поз. Н-7/1,2, Н-7а/1, применяемых для нагнетания горючих жидкостей (пентан) при отсутствии перемещаемой жидкости в их корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений;
- Не демонтировано выведенное из действующей технологической схемы технологическое оборудование, расположенное в здании насосной, входящей в состав блока I категории взрывоопасности, а именно: насосы Н-85/1,2, подводящие к ним (от них) трубопроводы; насосы б/н- 3 шт.
Акционерное общество «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 КоАП РФ, поскольку эксплуатирует опасные производственные объекты.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Статьей 8 указанного закона, установлены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. Согласно пункту 2 статьи 8, отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлены требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, согласно которым, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 533 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» установлены требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах.
В соответствии с пунктом 9 правил № 533, ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО.
Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации).
Внесенные изменения не должны допускать нарушения работоспособности и безопасности всей технологической системы.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 533, для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, предупреждения аварий и ликвидации их последствий на технологических объектах с блоками I и II категории взрывоопасности все рабочие и инженерно-технические работники, непосредственно занятые ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят курс подготовки с использованием современных технических средств обучения и отработки таких навыков (компьютерные тренажеры, учебно-тренировочные полигоны). Компьютерные тренажеры должны содержать максимально приближенные к реальным динамические модели процессов и реальные средства управления (функциональные клавиатуры, графические экранные формы).
Отработка практических навыков на компьютерных тренажерах должна обеспечивать освоение технологического процесса и системы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и специфических нештатных ситуациях, и авариях.
Программы для отработки навыков пуска, нормального функционирования, плановой и аварийной остановки производства (объекта) создаются на основании технологических регламентов на производство продукции и других технологических нормативов и ПМЛА.
Отработка практических навыков работников и инженерно-технических работников, эксплуатирующих технологические блоки III категории взрывоопасности, проводится по программам и технической документации (ПМЛА, технологические регламенты на производство продукции, технологические инструкции по ведению и аварийной остановке технологических процессов).
В соответствии с пунктом 53 Правил № 533, насосы, применяемые для нагнетания сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны оснащаться: блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях.
В соответствии с пунктом 57 Правил № 533, перемещение СГГ, ЛВЖ и ГЖ методом передавливания осуществляется с помощью инертных газов; при соответствующем обосновании в проектной документации (документации на техническое перевооружение) передавливание сжиженных газов осуществляется собственной газовой фазой.
В соответствии с пунктом 73 Правил № 533, колонны ректификации горючих жидкостей должны быть оснащены средствами контроля и автоматического регулирования уровня и температуры жидкости в кубовой части, температуры поступающих на разделение продукта и флегмы, а также средствами сигнализации об опасных отклонениях значений параметров, в том числе перепада давления между нижней и верхней частями колонны, определяющих взрывобезопасность процесса.
В соответствии с пунктом 91 Правил № 533, нагревательные трубчатые печи должны быть оборудованы:
основными и дежурными (пилотными) горелками, оснащенными запальными устройствами, индивидуальной системой топливоснабжения. Дежурные горелки могут быть установлены в одном корпусе с основными горелками, если это предусмотрено конструкцией горелки (комбинированные блочные горелки);
сигнализаторами погасания пламени, надежно регистрирующими наличие пламени в форсунке, или комбинированными блочными горелками с запальными устройствами, обеспечивающими постоянное горение форсунки в автоматическом режиме. Количество дежурных горелок и сигнализаторов погасания пламени, их место установки обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение);
предохранительными запорными клапанами (далее - ПЗК) или другими автоматическими запорными устройствами, установленными на трубопроводах газообразного топлива к основным и дежурным горелкам дополнительно к общему отсекающему устройству на печь, срабатывающими при снижении давления газа ниже допустимого или при аварийной остановке печи.
Включение в работу указанных предохранительных устройств осуществляется только по месту их установки после выполнения всех подготовительных регламентированных операций по подготовке к пуску в работу (розжигу) печи (продувка топочного пространства печи паром или инертным газом, линий подачи газообразного топлива - инертным газом со сбросом на свечу).
Порядок пуска в работу (розжиг) печей, в том числе и после аварийной остановки, устанавливается в технологическом регламенте на производство продукции и инструкциях по пуску.
В соответствии с пунктом 92 Правил № 533, ПАЗ топочного пространства нагревательных печей обеспечивается:
системами регулирования заданного соотношения топлива, воздуха и водяного пара;
блокировками, прекращающими поступление газообразного топлива и воздуха при снижении их давления ниже установленных параметров (автономно), а также при прекращении электро- (пневмо-) снабжения контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее - КИПиА);
средствами сигнализации о прекращении поступления топлива, а также воздуха при его принудительной подаче в топочное пространство;
средствами контроля за уровнем тяги и автоматического прекращения подачи топливного газа в зону горения при остановке дымососа или недопустимом снижении разрежения в печи, а при компоновке печных агрегатов с котлами-утилизаторами - системами по переводу на работу агрегатов без дымососов;
средствами автоматической подачи водяного пара или инертного газа в топочное пространство и в змеевики при прогаре труб, характеризующемся:
падением давления нагреваемого продукта на выходе из печи ниже регламентированного значения;
повышением температуры над перевальной стенкой;
изменением содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи относительно регламентированного.
Параметры срабатывания блокировки по аварийному включению подачи пара или инертного газа в змеевик определяются в проектной документации (документации на техническое перевооружение). Система противоаварийной автоматической защиты должна быть снабжена противоаварийной сигнализацией параметров и сигнализацией срабатывания исполнительных органов.
При осуществлении каталитических процессов, применяемых в нефтеперерабатывающих и нефтехимических производствах, подача пара в змеевики печей не допускается.
Технические решения по противоаварийной автоматической защите топочного пространства и змеевиков при прогаре труб нагревательных печей обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение).
В соответствии с пунктом 93 Правил № 533, противоаварийная автоматическая защита нагреваемых элементов (змеевиков) нагревательных печей обеспечивается:
аварийным освобождением змеевиков печей от нагреваемого жидкого продукта при повреждении труб или прекращении его циркуляции;
блокировками по отключению подачи топлива к дежурным и основным горелкам при прекращении подачи сырья, превышении предельно допустимой температуры сырья на выходе из печи, срабатыванием прибора погасания пламени;
средствами автоматического отключения подачи сырья и топлива в случаях аварий в системах змеевиков;
средствами сигнализации о падении давления в системах подачи сырья.
В соответствии с пунктом 144 Правил № 533, факельные системы должны быть оснащены средствами сигнализации (с выводом сигналов в помещение управления), срабатывающими при достижении следующих параметров:
минимально допустимого расхода продувочного газа в коллекторе или газовом затворе;
минимально допустимого давления или расхода топливного газа на дежурные горелки;
погасания пламени дежурных горелок;
максимально допустимого уровня жидкости в сепараторах, сборниках конденсата;
минимально допустимого уровня жидкости в факельных гидрозатворах;
максимально допустимой температуры газов, поступающих в газгольдер;
наличия горючих газов и паров в количестве 20 процентов от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПР) в помещениях компрессорной, гидрозатвора с дублированием звукового и светового сигналов и расположением указанных средств сигнализации над входной дверью, а также на наружных установках в местах размещения газгольдеров, сепараторов, насосов.
Средства сигнализации разрежения не требуются, если произведение разности плотностей воздуха (килограмм на кубический метр) и продувочного газа на высоту факельного ствола (метр) не превышает 100.
В соответствии с пунктом 145 Правил № 533, в конструкции факельной установки должно быть предусмотрено автоматическое регулирование давления топливного газа, подаваемого на дежурные горелки, и расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора.
В соответствии с пунктом 148 Правил № 533, факельная установка должна быть укомплектована устройствами дистанционного розжига и непрерывного дистанционного контроля наличия пламени.
В соответствии с пунктом 151 Правил № 533, для предупреждения образования в факельной системе взрывоопасной смеси должна предусматриваться автоматическая непрерывная подача в начало факельного коллектора продувочного газа (топливного, природного газов или азота (инертного газа), в том числе получаемых на технологических установках и используемых в качестве инертных газов).
В соответствии с пунктом 179 Правил № 533, технологическое оборудование взрывопожароопасных производств не должно размещаться:
над и под вспомогательными помещениями;
под эстакадами технологических трубопроводов с опасными веществами, кроме случаев, когда осуществляются специальные меры безопасности, исключающие попадание опасных веществ на оборудование, установленное под ними;
над площадками открытых насосных и компрессорных установок, кроме случаев применения герметичных насосов или, когда осуществляются специальные меры безопасности, исключающие попадание взрывопожароопасных веществ на оборудование, установленное под ними.
Специальные меры безопасности должны обосновываться результатами анализа опасностей технологических процессов и количественным анализом риска аварий на ОПО в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 180 Правил № 533 оборудование, выведенное из действующей технологической системы, должно быть демонтировано, если оно расположено в одном помещении с технологическими блоками I и (или) II категории взрывоопасности, во всех остальных случаях оно должно быть изолировано от действующих технологических систем.
В соответствии с пунктом 190 Правил № 533, для нагнетания ЛВЖ и ГЖ должны применяться центробежные насосы бессальниковые с двойным торцевым уплотнением, а в обоснованных случаях - с одинарным торцевым уплотнением с дополнительным уплотнителем. Для сжиженных углеводородных газов должны применяться центробежные герметичные (бессальниковые) насосы или центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением типа тандем. В качестве затворной жидкости должны использоваться негорючие и (или) нейтральные к перекачиваемой среде жидкости.
При обосновании в проектной документации (документации на техническое перевооружение) для нагнетания ЛВЖ и ГЖ при малых объемных скоростях подачи, в том числе в системах дозирования, разрешается применение поршневых, плунжерных, мембранных, винтовых и шестеренчатых насосов.
При выборе насосов должны учитываться требования ТР ТС 012/2011 и настоящих Правил, а также требования технических документов производителя.
Технические решения по выбору типа и вида насосного оборудования принимаются проектной организацией при разработке проектной документации (документации на техническое перевооружение) ОПО, с учетом физико-химических свойств, обращающихся в технологическом процессе и технологической схеме ЛВЖ и ГЖ.
В соответствии с пунктом 191Правил № 533,центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением должны оснащаться системами контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости. При утечке уплотняющей жидкости последовательность операций по остановке насосов, переключению на резерв и необходимость блокировок, входящих в систему ПАЗ, определяется разработчиком проекта.
В соответствии с пунктом 192 Правил № 533,в установках с технологическими блоками I и II категории взрывоопасности центробежные компрессоры и насосы с торцевыми уплотнениями должны оснащаться системами контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений. Последовательность операций по остановке компрессоров и насосов и переключению на резерв определяется разработчиком проекта.
Конструкция компрессоров и насосов должна предусматривать установку датчиков контроля температуры подшипников.
За уровнем вибрации должен быть установлен периодический или постоянный приборный контроль.
В соответствии с пунктом 226 Правил № 533, ОПО, имеющие в своем составе объекты с технологическими блоками I и II категорий взрывоопасности, должны оснащаться автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 227 Правил № 533, автоматизированные системы управления технологическими процессами (далее - АСУТП) на базе средств вычислительной техники должны соответствовать требованиям технического задания и обеспечивать:
постоянный контроль за параметрами технологического процесса и управление режимами для поддержания их регламентированных значений;
регистрацию срабатывания и контроль за работоспособным состоянием средств ПАЗ;
постоянный контроль за состоянием воздушной среды в пределах объекта;
постоянный анализ изменения параметров в сторону критических значений и прогнозирование возможной аварии;
срабатывание средств управления и ПАЗ, прекращающих развитие опасной ситуации;
срабатывание средств локализации и ликвидации аварий, выбор и реализацию оптимальных управляющих воздействий;
проведение операций безаварийного пуска, остановки и всех необходимых для этого переключений;
выдачу информации о состоянии безопасности на объекте в вышестоящую систему управления, а также в систему дистанционного контроля промышленной безопасности.
Информация о событиях, связанных с отклонениями от параметров, определяющих взрывоопасность технологического процесса в соответствии с требованиями пункта 218 настоящих Правил, должна архивироваться (с записью в журнале событий) в АСУТП эксплуатирующей организации.
Записи в журналах событий должны храниться в течение трех месяцев.
В соответствии с пунктом 229 Правил № 533, системы ПАЗ должны обеспечивать защиту персонала, технологического оборудования и окружающей среды в случае возникновения на управляемом объекте нештатной ситуации, развитие которой может привести к аварии.
В соответствии с пунктом 231 Правил № 533, система ПАЗ выполняет следующие функции:
автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации;
автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам режима безопасного ведения процесса);
автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и (или) в используемых ею средствах технического и программного обеспечения;
автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ;
обеспечение безопасной остановки или перевод взрывоопасного технологического процесса в безопасное состояние по заданной программе при превышении предельно допустимых значений параметров процесса;
автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и (или) выбора режима работы системы ПАЗ;
автоматический контроль управляющих действий оператора, выдача предупреждающих сообщений о неправильных действиях и их регистрация при выполнении пусковых, эксплуатационных и остановочных операций;
автоматическое определение первопричины и последовательности срабатывания системы ПАЗ.
В соответствии с пунктом 242 Правил № 533, в проектной документации (документации на техническое перевооружение), технологических регламентах на производство продукции и перечнях систем ПАЗ взрывоопасных объектов наряду с уставками защиты по опасным параметрам должны быть указаны границы регламентированных значений параметров и границы критических значений параметров.
В соответствии с пунктом 253 Правил № 533,для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок должны предусматриваться средства автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин, и с выдачей сигналов в систему ПАЗ.
Места расположения и тип средств автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией для контроля загазованности в рабочей зоне производственных помещений и открытых наружных установок устанавливаются и обосновываются в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками средств (приборов), указанных в паспортах производителя.
При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.
В соответствии с пунктом 276 Правил № 533, в помещениях управления следует предусматривать:
воздушное отопление и установки для кондиционирования воздуха (устройство водяного отопления в помещениях управления, не имеющих электронных приборов, обосновывается в проекте). Воздух, подаваемый в помещения управления, должен быть очищен от газов, паров и пыли и соответствовать требованиям по эксплуатации установленного оборудования и санитарным нормам;
теплые и неэлектропроводные полы, кабельные каналы и двойные полы, соответствующие требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
световую и звуковую сигнализацию о загазованности производственных помещений и территории управляемого объекта.
В соответствии с пунктом 317 Правил № 533, системы аварийной вентиляции должны быть оснащены средствами их автоматического включения при срабатывании установленных в помещении сигнализаторов довзрывных концентраций или газоанализаторов при превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500 утверждены Федеральные нормы и Правила безопасности химически опасных производственных объектов, которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах, на которых в соответствии с подпунктами "б", "д", "е", "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (далее - химически опасные вещества).
В соответствии с пунктом 17 Правил безопасности № 500, для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО при аварийной разгерметизации химико-технологической системы необходимо предусматривать следующие меры:
на объектах I и II классов опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с;
на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с;
на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.
В соответствии с пунктом 255 Правил безопасности № 500, емкости для хранения кислот и щелочей должны быть оснащены средствами измерений, контроля и регулирования уровня этих жидкостей с сигнализацией предельных значений уровня и средствами автоматического отключения их подачи в емкости при достижении заданного предельного уровня или другими средствами, исключающими возможность перелива.
В соответствии с пунктом 267 Правил безопасности № 500, емкостное оборудование для использования кислот и (или) щелочей объемом 1000 л и более должно быть оснащено поддонами, вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае его аварийного разрушения. Высота защитного ограждения каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости.
Поддоны и площадки с бортами должны быть оснащены стационарными или передвижными устройствами для удаления аварийных проливов и их дальнейшей нейтрализации. Поддоны для открытых складов без сливов в специальную канализацию организации должны быть дополнительно защищены от атмосферных осадков.
Как следует из материалов, приложенных к протоколу об административном правонарушении<№> 25.07.2024 года, составленному в отношении юридического лица – АО «ННК», вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается: приказом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <№> «Об утверждении графика осуществления постоянного надзора» от 25.06.2024, протоколами осмотра от 16.07.2024 <№>, от 17.07.2024 <№>, о 22.07.2024 <№>, требованием о предоставлении документов и (или) их копий имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований от 02.07.2024 <№> письменных объяснений, предписанием от <№> от 25.07.2024 г.
Выявленные нарушения зафиксированы указанными документами и фотоматериалом.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором протокола об административном правонарушении в отношении АО«ННК», согласно которому Общество допустило нарушения требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного опасного производственного объекта.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для вывода суда о наличии в действиях АО «ННК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.
Изучив административный материал, судья пришел к выводу о виновности АО «ННК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Смягчающим административную ответственность АО «ННК» обстоятельством является то, что Обществом факт выявленных нарушений не оспаривается, предпринимаются мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Санкция части 1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие, порядок и основания (исчерпывающий перечень) административного приостановления деятельности юридического лица приведены в ст. 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается, в частности, при наличии угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии; заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.
В силу положений ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, п. 18.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10), п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 17.01.2013 № 1-П) конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел о привлечении лица к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания.
Таким образом, по характеру правоограничительного воздействия на юридические лица административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, является мерой исключительной, назначается судом в случае, если имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения, отсутствуют основания для применения иных видов наказаний, в том числе при условии, если менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, обязанность доказывания наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, возлагается на орган (должностное лицо), составивший протокол об административном правонарушении.
По выявленным нарушениям Обществом проводится работа, направленная на устранение выявленных нарушений, часть которой начата до проведения проверки, до устранения нарушений предпринимаются компенсирующие мероприятия, при этом для устранения данных нарушений Ростехнадзором выдано предписание.
В п. 23.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечалось, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Пунктами1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 41, 47 вменяются нарушения, в части оснащения ОПО: автоматизированными системами, включая системы управления, на базе электронных средств контроля; средствами автоматического включения/отключения оборудования (насосы, емкости); средствами автоматического регулирования давления; системами противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ); системами контроля с сигнализацией; блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насосов, что является нарушением п. 13, 192, 73, 53, 191, 253, 145, 148, 151, 226, 227, 229, 231, 317Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №533 устанавливающихтребования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах и пунктов 17, 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500, устанавливающих требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах.
Реализация запланированных мероприятий требует значительного временного периода, предусматривает поэтапное их выполнение с соблюдением цепочки процедурных и технических мероприятий.
Средний срок устранения нарушений, требующих внесение изменений в проектную документацию составляет минимум 3 года. А при изготовлении оборудования длительного цикла срок увеличивается на период изготовления такого оборудования, который может составлять более 3 лет. При этом, в зависимости от оборудования, с учетом текущих санкционных ограничений и увеличения нагрузки на российскую промышленность, сроки по замене оборудования длительного цикла, на текущий момент, оцениваются более длительными по сравнению с расчетными.
По указанным пунктам исполнение находится на этапе формирования технического задания на разработку проектной документации.
Обществом полностью устранены нарушения, указанные в:
- пункте 26 Протокола «Отсутствует автоматическая непрерывная подача в начало факельного коллектора продувочного газа (топливного газа)». Обществом оснащено начало факельного коллектора автоматической непрерывной подачей продувочного газа (топливного газа). Расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора реализован постоянно, через дроссельную шайбу в соответствии с расчетом, на ОПО осуществляется непрерывная подача продувочного газа в факел низкого давления и ручное стравливание из трубопровода единой топливной сети (ЕТС) предприятия через дроссельную шайбу. Давление в трубопроводе ЕТС поддерживается клапаном поз. 8010, что подтверждается технической документацией <№>;
- пункте 47 Протокола «Отсутствуют блокировки, исключающие пуск или прекращающие работу центробежных насосов поз. Н-7/1,2 Н-7а/1, применяемых для нагнетания горючих жидкостей (пентана) при отсутствии перемещаемой жидкости в их корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений». Осуществлено оснащение блокировками исключающие пуск или прекращающие работы насосов Н-7/1,2 Н-7а/1 при отсутствии перемещаемой жидкости в их корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений, что подтверждается Приказом от 27.04.2023 №559 «О вводе в эксплуатацию объекта», паспортом систем ПАЗ отд. <№> цеха <№> утв. 30.01.2023 Главным инженером-первым заместителем генерального директора ФИО2.
Частично устранены нарушения по следующим пунктам Протокола:
- пункт 1 ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007, I класса опасности, имеющий в своем составе блоки I категории взрывоопасности, не оснащен автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники. В разработке находится проект на оснащение АСУТП 0103 в части полевого КИП (Приложение №4),
- пункт 24 «Отсутствует автоматическое регулирование давления топливного газа, подаваемого на дежурные горелки, и расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора». Расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора реализован постоянно, через дроссельную шайбу в соответствии с расчетом, что подтверждается технической документацией <№> –ТХ.РР
Пунктами 4, 5, 18, 19, 33, 35, 37, 39, 46, 48 Протокола вменяются нарушения требований промышленной безопасности, применяемым к зданиям сооружениям в процессе их эксплуатации (техническое обслуживание, текущий ремонт, демонтаж оборудования), что является нарушением п. 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктов 180, 276 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №533.
Обществом частично устранены:
пункт 5 Протокола «Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: сооружение постамента №1 инв. №Н1511 имеет дефекты и повреждения, указанные в Приложении № 3, заключения экспертизы промышленной безопасности рег.№53-ЗС-65601-2022»;
пункт 19 Протокола «Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации не обеспечивается посредством технического обслуживания, текущих ремонтов здания или сооружения, а именно: несущие колонны, балки перекрытия железобетонного постамента блока теплообменников имеют нарушенное бетонное покрытие, оголение и коррозия металлической арматуры, металлоконструкции не окрашены», а именно: подготовлены дефектные ведомости <№>, <№>, <№>.
Остальные пункты находятся на этапе формирования технических заданий на разработку проектной документации (выведенное из действующей технологической системы оборудование), разработки дефектных ведомостей на ремонт сооружения/демонтаж оборудования с последующим заключением договоров.
Устранение Обществом нарушений, указанных в пунктах 14, 20, 21-23, 29, 42 Протокола, связанные с приведением в соответствие с требованиями промышленной безопасности проектной документации на опасном производственном объекте, находятся на различных этапах:
выполнен полностью пункт 42 «В постоянном технологическом регламенте «Хранение и передача полуфабрикатов (отделение <№> цеха <№>)», утвержденном главным инженером – первым заместителем генерального директора АО «ННК» ФИО1, введенным в действие приказом от 16.08.2018 <№>, наряду с уставками защиты по опасным параметрам не указаны границы критических значений параметров» выполнен в полном объеме, а именно: скорректирован постоянный технологический регламент «Хранение и передача полуфабрикатов (отделение <№> цеха <№>)», что подтверждается Приказом АО «ННК» от 31.05.2024 <№> «О введении в действе Изменений №2 в Постоянный технологический регламент АО «ННК» <№> «Хранение и передача полуфабрикатов (отделение <№> цеха <№>)», отчетом «Определение (расчет) границ критических значений параметров технологических объектов АО «ННК» (Приложение №8);
- выполнен в части пункт 20 «Без внесения изменений в проектную документацию (документацию на техническое перевооружение) и постоянный технологический регламент Ректификация ШУФ (отд. <№> цех <№>) «Газоразделение и получение изопентана»), утв. Главным инженером - первым заместителем генерального директора ФИО1, введенный в действие приказом от 25.12.2020 <№>, в технологическую схему включен насос поз. Н-35А и исключен насос Н-34 (отсутствует по факту)» уже разработана техническая документация <№>.
По остальным пунктам Протокола исполнение находится на этапе формирования технических заданий на разработку проектной документации и внесения изменений в технологические регламенты.
Для устранения нарушений, предусмотренных пунктами 9, 10, 17, 43-45 Протокола, в части оборудования печей в соответствии с установленными правилами промышленной безопасности выполнен пред проект «Приведение к требованиям ФНиП печей П-10/1,2 отделения <№>, цеха <№> АО «ННК», разработана целевая программа «Приведения технологических печей к требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» от 23.04.2024, которая находится в стадии реализации.
До устранения нарушений Обществом разработаны компенсирующие мероприятия, включая: актуализацию программы оснащения технологических объектов компьютерными тренажерными комплексами; увеличение количества периодических проверок работоспособности КИП и А, СБ и ПАЗ; осуществление ограждения периметра, на котором наиболее высока вероятность разрушения строительных конструкций с последующим травмированием людей, с установкой информационной таблички «Внимание!»; во время эксплуатации насосов обеспечен контроль технологическим персоналом за состоянием температуры подшипников с использованием штатного пирометра; сокращены сроки межремонтного пробега и диагностики корпуса и прилегающих трубопроводов; изданы распоряжения: об ограниченном заполнении емкостей, о выводе из эксплуатации насосов поз. Н-6/1,2 до внесения изменений в проектную документацию, об исключении из технологической схемы насоса поз.Н-34; до монтажа стационарных средств автоматического газового контроля применяется мобильное средство газового контроля БМ-25 в периметре ограждения метанольного узла; при контроле воздушней среды применяются, газоанализаторы и штатные радиостанции. Подробно компенсирующие мероприятия изложены в Плане мероприятий по безопасной эксплуатации технологического оборудования цеха <№>, и <№> АО «ННК».
В целом, для устранения всех выявленных нарушений Обществом разработан План мероприятий по их устранению, с указанием мероприятий, направленных на устранение нарушений, минимально возможных сроков выполнения и назначением лиц, ответственных за выполнение таких мероприятий.
Реализация мероприятий по большей части нарушений по доведению до норм требований промышленной безопасности требует временных затрат и состоит из нескольких этапов.
Предлагаемый Ростехнадзором вид административного наказания в виде административного приостановления деятельности не позволит в полном объеме устранить выявленные нарушения, поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ максимальный срок приостановления деятельности составляет 90 суток.
Суд принимает во внимание, что, исходя из особенностей процесса производства все производственные объекты АО «ННК» неразрывно связаны друг с другом технически и технологически. Данное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании. Приостановление деятельности ОПО «Площадка цеха газоразделения и получения изопентана», рег. № А53-00291-0007I класс опасности приведет к ограничению или приостановлению деятельности иных объектов Общества, что повлечет прекращение выпуска большого спектра производимой продукции, поставляемой, в том числе, для третьих лиц и производства продукции в рамках государственного оборонного заказа, а также невозможностью принятия на переработку широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), принимаемых на переработку от АО «Отрадненский газоперерабатывающий завод» и АО «Нефтегорский газоперерабатывающий завод», что также негативно скажется на деятельности указанных предприятий.
Указанный государственным инспектором довод о произошедших ранее авариях на других опасных производственных объектах АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» судом не принимается, поскольку аварии произошли на иных ОПО, имеют иные причины и нарушения, не связанные с нарушениями, указанными в Протоколе, следовательно, не может быть принят во внимание в качестве доказательства в рамках настоящего дела в целях привлечения к административной ответственности.
При назначении административного наказания юридическому лицу АО «ННК» в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, принимая во внимание принятие со стороны АО «ННК» мер к устранению выявленных нарушений, а также, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, исходя из положений статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, то с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о назначении АО «ННК» наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – в размере 300 000 рублей.
Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Руководствуясь ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», расположенное по адресу: 446214, Самарская область г. Новокуйбышевск, ИНН 6330017980, ОГРН 1026303117994, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Разъяснить правонарушителю, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ судья направит соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Документ (квитанцию), свидетельствующий об оплате административного штрафа, лицо, привлекаемое к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Кроме того, неуплата административного штрафа в установленный срок на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение 10 суток.
В окончательной форме постановление изготовлено 09.09.2024 года.
Судья /подпись/ М.А. Коншу