Решение от 15.08.2023 по делу № 8Г-14961/2023 [88-18939/2023] от 18.05.2023

УИД 77RS0№-11

Дело №Г-14961/2023 [88-18939/2023]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2023 года    <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Буториной Ж.В.,

судей Васева А.В., Зуевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршакова Алексея Ивановича к ФГКУ "Росвоенипотека" о признании незаконным решения, обязании погашения задолженности,

по кассационной жалобе Паршакова Алексея Ивановича на решение Савеловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Буториной Ж.В., объяснения представителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России – Шелкова С.В., возражавшего против доводов жалобы,

установила:

истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения, выраженного в письменном ответе на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ об обязании погасить остаток задолженности по кредитному договору №-MKASPR-0005-10 от ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств; просил возложить на ответчика обязанность отменить оспариваемое решение и повторно рассмотреть вопрос о погашении остатка задолженности по кредитному договору за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является бывшим военнослужащим ПУ ФСБ по <адрес> и участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в ПУ ФСБ с выслугой более 20 лет и основанием увольнения с правом использования накоплений. ДД.ММ.ГГГГ между Паршаковым А.И. и ЗАО «ФИО2 <данные изъяты>» заключен кредитный договор, по которому истцу были предоставлены денежные средства на приобретение жилого помещения. В связи с исключением из списков личного состава у Паршакова А.И. возникло право на исключение из участия в системе жилищного обеспечения военнослужащих. Согласно графику ежемесячных платежей по кредиту, последний платеж приходится на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец полагал, что обязанность государства по платежам за пределами срока военной службы возникает с момента исключения его из списков личного состава части, т.е. с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемым письмом руководителя ФКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ № НИС-44900, истец уведомлен о том, что после закрытия его именного накопительного счета, погашение обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ему следует производить за счет собственных денежных средств.

Решением Савеловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Паршакова А.И. к ФГКУ «Росвоенипотека» о признании незаконным решения отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, вынести по делу новый судебный акт, указав, что выводы судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требований истца возможно не достаточно мотивированы, а обстоятельства по делу возможно не достаточно исследованы судами.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом, в том числе путем своевременного опубликования информации о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы на общедоступном сайте 2kas.sudrf.ru в сети Интернет. Дело рассмотрено в порядке ст.167, ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ, для отмены судебных постановлений первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке не имеется.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций не усматривается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", установив, что действиями ответчика каких-либо нарушений прав и законных интересов истца допущено не было, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы кассационной жалобы выводы судов нижестоящих инстанций не опровергают, не содержат ссылок на нарушение судами норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом правового регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, в том числе выделяемых из федерального бюджета, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Отношения, связанные с формированием и использованием средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ, накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Указ Президента РФ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны РФ.

Во исполнение Указа Президента РФ пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.

Участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) - военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ).

Таким образом, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - участники НИС относятся к специальной категории военнослужащих, которые обеспечиваются жильем исключительно с помощью накопительно-ипотечной системы.

В соответствии ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования); предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет. Таким образом, приобретение жилого помещения за счет средств целевого жилищного займа (далее - ЦЖЗ) является одним из способов реализации военнослужащим-участником НИС своего права на жилищное обеспечение по накопительно-ипотечной системе.

Кроме того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе, является одной из форм реализации его права на жилище.

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона № 117-ФЗ целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период.

Порядок формирования накоплений и их размер определяются Федеральным законом № 117-ФЗ и Правилами формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Правила).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ, размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Согласно п. 6 Правил размер ежемесячных поступлений на ИНС участника НИС устанавливается исходя из 1/12 годового размера, утвержденного федеральным бюджетом на соответствующий год, с учетом долгосрочного прогноза индексов-дефляторов (увеличения этого размера) на последующие годы.

В соответствии с законодательством о НИС военнослужащий сам принимает решение, каким образом он реализует свое право на жилищное обеспечение. А именно, он может копить средства на своем именном накопительном счете, которые будут находится в доверительном управлении и приносить ему дополнительных доход от инвестирования, а после наступления у него права на использование накоплений получить их и использовать на приобретение жилья или иные цели. Либо военнослужащий может до наступления у него права на использование накоплений получить от государства целевой жилищный заем на приобретение жилья. Решение о том, в какой момент заключать договор ЦЖЗ (через три года участия в НИС или позднее, накопив достаточно средств на именном накопительном счете), участник НИС принимает самостоятельно.

В случае приобретения жилья на более позднем этапе службы участник НИС использует только средства накоплений, учтённых на его именном накопительном счете, либо небольшую сумму ипотечного кредита, а в случае приобретения жилья на раннем этапе службы участник НИС вынужден использовать большую сумму ипотечного кредита. При этом участник НИС должен понимать, что чем больше ипотечный кредит, тем больше средств ЦЖЗ будет направлено на погашение начисленных процентов и меньше на погашение основного долга по кредиту. Размер кредита и кредитную программу ФИО2, от которой зависят параметры кредита, в том числе процентная ставка, участник НИС выбирает самостоятельно из числа кредитных программ ФИО2, предоставляющих ипотечные кредиты в рамках НИС.

Пунктом 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", предусмотрено основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета исключение военнослужащего из реестра участников НИС.

Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС.

Как установлено судами и следует из представленных суду доказательств, не оспаривалось истцом, Паршаков А.И., в соответствии со ст.9 Федерального закона №- ФЗ был включен в установленном порядке в реестр участников НИС, его именной накопительный счет был открыт ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Росвоенипотека» и Паршаковым А.И. был заключен договор целевого жилищного займа № (далее ЦЖЗ).

ЦЖЗ предоставлялся: в размере <данные изъяты> руб. на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита, выданного ЗАО «ФИО2 <данные изъяты>» для приобретения в собственность жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на ИНС Паршакова А.И., и для погашения обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для

жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Паршакова А.И.

В соответствии с п.6 Договора целевой жилищный заем был предоставлен и погашался в порядке, установленном Федеральным законом №117-ФЗ и Правилами предоставления целевых жилищных займов.

С условиями предоставления кредита и порядком его погашения истец был ознакомлен при заключении кредитного договора

На дату закрытия именного накопительного счета у Паршакова А.И. из-за разницы между суммой накоплений (3 <данные изъяты>.), на которую он имел право за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и суммой денежных средств <данные изъяты> предоставленных учреждению по договору ЦЖЗ образовалась задолженность перед ФГКУ «Росвоенипотека» в размере <данные изъяты> руб.

Оспариваемым письмом руководителя ФКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, со ссылкой на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которым истец уведомлен о том, что после закрытия его именного накопительного счета, сумма задолженности по договору ЦЖЗ от ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., разъяснено, что погашение указанной задолженности истцу следует производить за счет собственных денежных средств.

Истцом указанное требование ответчика было исполнено ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительных требований о погашении задолженности в ином размере, в том числе, указанном в исковых требованиях в размере <данные изъяты> руб., истцу не предъявлялось.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным суды правомерно не установили.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, что является необходимым для достижения задач гражданского судопроизводства (часть вторая ст.12 ГПК РФ). Это правомочие суда, будучи следствием принципа судейского руководства процессом, выступает процессуальной гарантией закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на судебную защиту.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении" разъяснено, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ вопрос о том, каковы правоотношения сторон и какой закон должен быть применен по данному делу, определяется судом при принятии решения.

Именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).

Из приведенных положений гражданского процессуального закона, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что суд должен принять решение по всем заявленным истцом требованиям, исходя из обстоятельств и оснований, указанных истцом. При этом в решении должны быть приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении или об отказе в удовлетворении по каждому из заявленных истцом исковых требований.

Суды первой и апелляционной инстанций названные требования норм гражданского процессуального закона выполнили, разрешили спор в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Исходя из характера заявленных истцом требований, т.е. избранного способа защиты права, с учётом закрепленных законом за ответчиком полномочий и установленных судом обстоятельств по делу, суды, исследовав представленные по делу доказательства в совокупности, в соответствии с положениями ст.67 ГПК, и не установив со стороны ответчика нарушений права истца на жилищное обеспечение, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Кассационная жалоба истца не содержит доводов, опровергающих выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца заявленных к ответчику, решение которого не свидетельствует о возложении обязанности по погашению задолженности по ЦЖЗ от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. на истца, равно как и отказа ответчика от исполнения обязательств по жилищному обеспечению истца, возложенных на ответчика федеральным законодательством.

В целом, изложенные в кассационной жалобе доводы сформулированы в форме предположений о нарушении судами норм материального или процессуального закона, без конкретизации позиции истца по рассмотренному спору, в связи с чем, на основании ч.1 ст.379.7, ч.3 ст.390 ГПК РФ подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-14961/2023 [88-18939/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Паршаков Алексей Иванович
Ответчики
Рукводитель ФГКУ "Росвоенипотека"
Другие
Управление специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России
АО "Банк ДОМ.РФ"
Паршаков Алексей Иванович
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее