Решение по делу № 2-6691/2018 от 25.09.2018

Дело № 2-6691/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рі. Челябинск                      03 октября 2018 РіРѕРґР°

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Млкеян Г.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой ЕВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов за 2015 год и возложении обязанности совершить действия по возврату, излишне уплаченных страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Степанова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска (далее - УПФР в Центральном районе г. Челябинска) о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов за 2015 год, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности совершить действия по возврату, излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 93532,84 рублей (с учетом уточнения исковых требований – л.д. 133-136).

В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения. Являлась плательщиком страховых взносов, не производящим выплат физическим лицам. ДД.ММ.ГГГГ при обращении к ответчику УПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов за 2015 год, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в перерасчете страховых взносов за 2015 год. Полагает, что с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П УПФР обязано произвести перерасчет страховых взносов за 2015 год и вернуть излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год.

Истец Степанова Е.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о месте и времени его проведения, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца - Худякова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении уточненного иска настаивала.

Представитель ответчика УПФР в Центральном районе г. Челябинска - Рожкова С.П. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, указанным в письменном отзыве.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением судьи - Шатилова Я.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменном отзыве.

Представитель ответчика ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, привлеченный к участию в деле определением судьи, в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени его проведения, представил письменные возражения, просил о рассмотрении дела без его участия.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Согласно налоговой декларации за 2015 год доход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 65647333 рублей, расход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 61603016 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.В. обратилась с заявлением к ответчику УПФР в Центральном районе г.Челябинска с просьбой произвести перерасчет страховых взносов за 2015 год и вернуть излишне уплаченные страховые взносы.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца было направлено письмо, в котором сообщалось об отсутствии переплаты и отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 и п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2016 года определялся Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фон Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ вышеперечисленная категория страхователей уплачивала соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, страховые взносы начисляются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 указанного закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частями 2 и 8 статьи 16 названного закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статья 346.15 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30 ноября 2016 года, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно сведениям УФНС по Челябинской области, сумма полученного дохода истицей за расчетный период 2015 год составила 65647333 рублей, т.е. более 300 000 рублей. Следовательно, размер страховых взносов Степановой Е.В. на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате за 2015 год был определен на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 14 ФЗ № 212 и составил за 2015 год: фиксированная часть в размере 18610,80 рублей + часть, исчисленная от суммы дохода, в размере 130275,60 рублей, всего 148886,40 рублей.

Степанова Е.В. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2015 год и страховые взносы, исчисляемые из суммы доходов свыше 300 000 рублей за 2015 год уплатила в полном объеме двумя платежами: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 70000 рублей и ДД.ММ.ГГГГ на сумму 78886,40 рублей, что подтверждается выпиской УПФР. Сведения о начисленных страховых взносах за 2015 год отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В обоснование требований о возврате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование истец ссылался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30 ноября 2016 год, которое не содержит каких-либо оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, в связи с чем, сформулированная в нем правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в силу части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации и части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 2 декабря 2016 года.

Относительно лиц, не являющихся участниками конституционного судопроизводства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет пересмотр основанных на данных нормативных положениях обязательств, а также судебных актов только в тех случаях, когда они либо не вступили в законную силу, либо вступили в законную силу, но не исполнены или исполнены частично (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года № 4-0, от 05 февраля 2004 года № 78-0, от 27 мая 2004 года № 211-0, от 12 мая 2006 года № 135-0, от 01 июня 2010 года № 783-0-0, от 25 января 2012 года № 178-0-0).

Поскольку обязанность истца по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год исполнена Степановой Е.В. до 02 декабря 2016 года, оснований для перерасчета и возврата излишне уплаченных страховых взносов не имеется.

Кроме того, в силу п. 22 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Из чего суд делает вывод, что в силу прямого указания закона возврат не должен быть произведен, даже при наличии излишне уплаченных сумм, если сведения об этих суммах уже отражены в лицевом счете застрахованного лица.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Степановой Е.В. все суммы уплаченных страховых взносов за 2015 год учтены в состав сведений индивидуального учета и разнесены на лицевом счете истца в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается выпиской из лицевого счета.

Более того, в силу ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов могут быть приняты лишь на уровне отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, а реализованы управлениями налоговых органов по субъектам РФ.

Как следует из представленного в материалы дела письменного отзыва и пояснений представителя ОПФР по Челябинской области, Степанова Е.В. с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней за 2015 год, с учетом применения норм Постановления №27-п в установленном порядке не обращалась, ОПФР по Челябинской области не выносило решение относительно предмета спора. Доказательств обратного стороной истца не представлено, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Степановой ЕВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов за 2015 год и возложении обязанности совершить действия по возврату, излишне уплаченных страховых взносов – отказать.

    РќР° настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба РІ Челябинский областной СЃСѓРґ РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ его принятия РІ окончательной форме, через Центральный районный СЃСѓРґ Рі. Челябинска.

Председательствующий:        Рї/Рї Р®.Рќ. Резниченко

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

08.10.2018

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Г.А. Млкеян

Решение вступило в законную силу «___»_________2018г.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь:

2-6691/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанова Е.В.
Ответчики
ОПФР в Челябинской области
УПФР в Центральном районе г.Челябинска
ИФНС по Центральному району г.Челябинска
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
25.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2018Передача материалов судье
25.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2018Судебное заседание
08.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2018Дело оформлено
19.12.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.12.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
03.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее