№ 21-20/2015
РЕШЕНИЕ
14 мая 2015 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Управления службы судебных приставов по Республике Алтай Новиковой Ю.А. на постановление заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Алтай ФИО2 № от <дата> и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Алтай по делу об административном правонарушении № от <дата> Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> постановление оставлено без изменения, жалоба представителя УФССП по Республике Алтай Новиковой Ю.А. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Алтай представитель УФССП по Республике Алтай Новикова Ю.А. просит состоявшиеся по делу постановления изменить, снизив размер назначенного наказания.
Изучив и проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя УФССП по Республике Алтай Новикову Ю.А. ознакомившись с доводами, содержащимися в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в правилах пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении в период с <дата> и по <дата> в помещениях Отдела судебных приставов по г. Горно-Алтайску, являющегося структурным подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, расположенных но адресу: <адрес> проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, которой установлено, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай допустило нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами Противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Факт нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые установлена ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ были подтверждены протоколами № по делу об административном правонарушении, с указанием выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, распоряжением о проведении плановой проверки от <дата> №, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №, из которого следует, что были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами соблюдения законодательства о пожарной безопасности, предписанием № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности другими материалами дела, которые были оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм пожарной безопасности, а также свидетельствующих о том, что УФССП по Республике Алтай приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) УФССП по Республике Алтай состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частями 1 и 4 статьи 20.1 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П "По делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкции части 1 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривают административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно тот факт, что УФССП по Республике Алтай в устранило выявленные нарушения, прихожу к выводу о возможности снизить назначенное наказание.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела снижение УФССП по Республике Алтай административного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Алтай ФИО2 № от <дата> и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, вынесенные в отношении УФССП по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежат изменению путем снижения размера назначенного УФССП по Республике Алтай административного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену вынесенных решений в ходе производства по настоящему делу, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Новиковой Ю.А. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Алтай ФИО2 № от <дата> и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: снизить размер ранее назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
В остальной части состоявшееся по делу решение оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай С.Н. Чертков