Дело № 2-6016/16 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Калининград обл.
Ленинградский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
председательствующего судьи Зониной И.Н.
при секретаре Погорельцевой Н.В.
с участием истца Пилипенко Б.И., представителей ответчика Байзаковой Ю.Р., действующей на основании доверенности от 15.02.2016 г., Лукашонок Н.М., действующей на основании доверенности от 2.04.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилипенко Б. И. к ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» о признании права на назначение негосударственной (дополнительной) пенсии, обязании назначить и выплачивать негосударственную (дополнительную) пенсию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику, в которых просил обязать назначить и выплачивать ему негосударственную пенсию с момента достижения возраста 58 лет, а именно с 6.05.2011 г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, судебные расходы на представителя в сумме 6500 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что в период времени с 14.04.1992 г. по 31.07.2003 г. работал на предприятии Калининградская Телеграфно-телефонная станция. Впоследствии указанное предприятие было реорганизовано в ОАО «Северо-Западный Телеком». Уволен истец был по сокращению штата (п.2 ст.81 ТК РФ). Согласно внутреннему локально-нормативному акту предприятия ( в настоящее время ПАО «Ростелеком»), работники предприятия, добросовестно выполняющие определенные трудовые обязательства и проработавшие на предприятии непрерывно не менее 10 последних лет, приобретают право на получение негосударственной дополнительной пенсии при наступлении одного из оснований, а именно- увольнение по сокращению численности штата (при стаже работы не менее 10 лет), достижение пенсионного возраста (для мужчин 58 лет). Вместе с тем, ответчиком было отказано в назначении ему негосударственной (дополнительной) пенсии, так как он был уволен по сокращению численности штата в возрасте 50 лет, и что даже при наличии 10-тилетнего стажа работы на предприятии, права на назначение пенсии он не имеет. С такими выводами не согласен, считает, что несмотря на то, что был уволен по достижению 50-тилетнего возраста, в момент исполнения ему 58 лет у него возникло право на получение негосударственной пенсии, а именно 6 мая 2011 г.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что право на получение не государственной пенсии предоставляется работникам ОАО «Электросвязь», правопреемником которого является ответчик на основании принятого на предприятии локального акта о негосударственном пенсионном обеспечении, по условиям которого, право на получение негосударственной пенсии у участника возникает только при наличии трех самостоятельных совокупных условий: достижение пенсионного возраста (мужчины-58 лет), работник должен быть уволен по сокращению штата, наличие 10-тилетнего стажа работы на данном предприятии. Однако, у истца отсутствует одно из перечисленных оснований - он был уволен ранее достижения им пенсионного возраста. При таких обстоятельствах оснований для возникновения права на получение негосударственной пенсии не имеется.
Выслушав пояснения истца и представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно ст. 3 Закона «О негосударственных пенсионных фондах» (далее №75-ФЗ) договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию. Вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Пенсионный взнос - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора. Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Материалами дела установлено, что Пилипенко Б.И. работал в ОАО «Электросвязь» с 14.04.1992 года по 31.07.2003 г., был уволен по сокращению штата по п.2 ст.81 ТК РФ.
Истец был уволен в возрасте 50 лет.
По достижению 58 лет Пилипенко Б.И. обратился к ПАО «Ростелеком» с требованием о назначении ему негосударственной пенсии, однако, ответами от 21.09.2016 г. и 12.11.2013 г. ему было в этом отказано, так как на момент увольнения он не достиг пенсионного возраста.
Как следует из условий заключенного правопредшественником ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОАО «Электросвязь» Калининградской области) и НПФ «Телеком-Союз» Договора о негосударственном пенсионном обеспечении №48/00 от 01.11.2000 года, действовавшего на момент увольнения истца, Фонд принял на себя обязательство осуществлять выплаты Участникам (работникам Общества) негосударственной пенсии в соответствии с Правилами негосударственного обеспечения по пенсионной схеме №1 (Приложение №1 к заключенному Договору, далее Правила). При этом Участник получал право на негосударственную пенсию только при наличии у него пенсионного основания (п.3.1.3, 2.3.1 Договора). В силу положений п. 3.1 Правил Участник Фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии в Фонде при наличии: совокупных условий определенных п.8.1. и одного из пенсионных оснований определенных в п.п.8.2.-8.3. настоящих Правил.В соответствии с разделом 8 Правил основаниями для получения Участником негосударственной пенсии в Фонде, является: наличие, в соответствии с требованиями законодательства: необходимого трудового стажа, достижения установленного пенсионного возраста, наступление инвалидности, для Участников Фонда, являющихся иждивенцами - потеря кормильца. Основанием, для приобретения прав на получение негосударственной пенсии в Фонде, может являться увольнение по сокращению численности (для мужчин - по достижению 58 лет, для женщин - по достижению 53 лет).
Как указывает ответчик, аналогичные правила были закреплены и в Положении о дополнительном пенсионном обеспечении работников ОАО «Электросвязь» Калининградской области, утв. Генеральным директором Общества 30.11.2000 года (далее - Положение).
Таким образом, возражения ответчика в той части, что не достижение на момент увольнения по сокращению штата возраста для мужчин 58 лет исключает назначение негосударственной пенсии, являются правильными и соответствуют условиям локально-нормативного акта.
Указанное условие Правил соответствует положениям ст. 10 №75-ФЗ о том, что пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. При этом пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.
В соответствии с законом №173-ФЗ таким пенсионным основанием назначения пенсии по старости является достижение 60-летнего возраста для мужчин (ст. 7). И в качестве исключения Правилами и Положением (как дополнительное основание) было предусмотрено назначение негосударственной пенсии для сокращающихся работников, достигнувших 58-летнего возраста (мужчин), поскольку в этом случае возможно начисление пенсии досрочно (ст. п. 2 ст. 32 Закона от № 1032-1 «О занятости населения в РФ»). Иными словами, наличие оснований для назначения государственной пенсии к моменту увольнения рассматривалось как императивно обязательное при назначении корпоративной пенсии Общества.
Вместе с тем, как указывалось выше, на момент увольнения по сокращению штата 28.07.2003 года (приказ №195/у от 28.07.2003 года) Пилипенко Б.И. было полных 50 лет, что не давало ему права на получение государственной пенсии, а значит и негосударственной тоже.
Доводы истца о том, что негосударственная пенсия должна быть назначена по достижении 58 лет (через 8 лет после увольнения), является ошибочной, поскольку на тот момент Пилипенко Б.И. уже не являлся Участником по смыслу норм ФЗ № 75-ФЗ и Правил фонда. Представители ответчика в судебном заседании подтвердили, а истец не оспаривал, что ни сам работник, ни Общество не вносило после увольнения соответствующие пенсионные взносы за счет которых и формируются Фондом пенсионные резервы для выплаты пенсий. Иное противоречило бы правовой природе негосударственного пенсионного фонда как некоммерческой организации, осуществляющей аккумулирование пенсионных накоплений за счет получения соответствующих взносов от вкладчика/участника.
Как следует из п. 1.1 Договора №48/00 от 01.11.2000 года, последний был заключен исключительно в пользу Участников, являющихся работниками вкладчика.
Кроме того, на момент достижения Истцом возраста 58 лет (06.05.2011 года), вышеуказанный договор №48/00 был расторгнут, а утвержденная им программа прекратила свое действие. Взамен вкладчиком и фондом заключен Договор №2707/2 от 08.10.2004 года, в соответствии с условиями которого программа НПФ не распространялась на работников, уволенных до 01.10.2004 года (п. 1.5 Программы).
Таким образом, достижение возраста в 58 лет само по себе не дает оснований Пилипенко Б.И. требовать назначения негосударственной пенсии, поскольку для этого требовалась одновременная и одномоментная совокупность нескольких условий - увольнение по сокращению штата, наличие трудового стажа в Обществе не менее 10 лет, достижение возраста 58-ми лет. Участник, который увольнялся из Общества и при этом не отвечал вышеуказанным требованиям, право на негосударственную пенсию утрачивал.
Ответчиком также заявлено ходатайство о пропуске сроке обращения в суд.
В соответствии со ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Ответчик указывает, что срок обращения в суд истцом пропущен, его необходимо исчислять либо с момента увольнении работника, либо с момента достижения им возраста 58 лет, когда он мог считать, что его право на получение негосударственной пенсии нарушено. В суд истец обратился в 2016 г., значительно пропустив установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд.
Истец, заявляя требования, а также в судебном заседании указал, что срок для обращения в суд не пропущен, но указал, что он должен исчисляться с 6.05.2011 г., когда ему исполнилось 58 лет.
Разрешая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока, из анализа положений ст. 205 ГК РФ, ст. 392 ТК РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», каких-либо сведений, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока, имевших место в период этого срока, связанных с личностью истца, препятствовавших обратиться в суд, истцом не указано, таких доказательств не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии таковых и полагает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по названным основаниям.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению как по существу заявленных требований, так и по причине пропуска срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Пилипенко Б. И. к ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» о признании права на назначение негосударственной (дополнительной) пенсии, обязании назначить и выплачивать негосударственную (дополнительную) пенсию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2016 года.
Судья И.Н. Зонина