Дело №2а-203/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 19 октября 2020 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Вдовенко А.В.
при секретаре Рябининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Саликову В.Т. о взыскании недоимки по транспортному налогу и соответствующей пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Саликову В.Т. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 240 руб., и пени по транспортному налогу, начисленной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 103,20 руб.
В обоснование требований указано, что Саликов В.Т. является плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ему по сведениям ГИБДД следующих транспортных средств: ВАЗ 2121, р/з <данные изъяты>; ВАЗ 21061, р/з <данные изъяты>; ВАЗ 21061, р/з <данные изъяты>. Сумма транспортного налога за 2015 год составила 2 240 руб. В связи с неуплатой налога в установленный срок, начислены пени в размере 103,20 руб. Требование об уплате ответчиком не исполнено, сумма задолженности на сегодняшний день не погашена.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю, будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Саликов В.Т., будучи надлежаще извещённым и получившим направленные судом судебную повестку о явке в судебное заседание на дату 19.10.2020, а также копию административного искового заявления и прилагаемых к данному иску материалов, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, а также в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, а также материалы судебного приказа № суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 названной статьи в ред.Федерального закона от 20.10.2005 №131-ФЗ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учёта, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчётного) периода, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Федеральным законом от 29.12.2015 №396-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, п.3 ст.362 НК РФ дополнен абзацем 3 следующего содержания: если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учёта, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Учитывая, что Федеральным законом от 29.12.2015 №396-ФЗ не придана обратная сила абзацу 3 пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, то порядок расчёта налога, установленный данной правовой нормой, применяется только к правоотношениям, возникшим после вступления в действие указанного закона. Следовательно, при расчёте транспортного налога за 2015 год порядок расчёта, установленный абз.3 п.3 ст.363 НК РФ, неприменим.
В соответствии со статьёй 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых автомобилей, мощностью до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
Согласно информации, предоставленной из органов ГИБДД, судом достоверно установлено, что в 2015 календарном году Саликову В.Т. на праве собственности принадлежали следующие зарегистрированные на его имя транспортные средства:
- с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль марки «ВАЗ 21061», р/з <данные изъяты>, мощностью 72 л.с.;
- с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль марки «ВАЗ 2121», р/з <данные изъяты>, мощностью 80 л.с.;
- с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль марки «ВАЗ 21061», р/з <данные изъяты>, мощностью 72 л.с.
С учётом налоговых ставок, транспортный налог за 2015 год составил: по транспортному средству «ВАЗ 21061», р/з <данные изъяты>, – 720 руб. (12 месяцев владения по ставке 10 руб.); по транспортному средству «ВАЗ 2121», р/з <данные изъяты>, – 800 руб. (12 месяцев владения по ставке 10 руб.); по транспортному средству «ВАЗ 21061», р/з <данные изъяты>, – 720 руб. (12 месяцев владения по ставке 10 руб.).
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации ответчика с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ по следующему адресу: <адрес>. В соответствии с названным налоговым уведомлением, налогоплательщику произведено начисление налога за 2015 год по следующим объектам налогообложения: ВАЗ 21061, р/з <данные изъяты>, в сумме 720 руб.; ВАЗ 2121, р/з <данные изъяты>, в сумме 800 руб.; ВАЗ 21061, р/з <данные изъяты>, в сумме 720 руб.
ДД.ММ.ГГГГ по тому же самому адресу (<адрес>) административному ответчику с соблюдением положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование № об уплате налогов и пеней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на обязанность уплатить транспортный налог по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая порядок взыскания налога за 2015 год, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах (ст.44 НК РФ).
Сведения, необходимые для исчисления транспортного налога, представляются в налоговые органы на основании ст.85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п.3 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учёт (снятия с миграционного учёта) по месту пребывания в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учёт (снятия с миграционного учёта) указанного лица. Постановка же на учёт, снятие с учёта физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса (п.5 ст.83 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в п.п.3, 4 ст.85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме (п.11 ст.85 НК РФ).
В силу ст.363 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).
В силу п.4 ст.52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Кодекса).
В соответствии с п.п.1-3 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок – требования об уплате налога.
Согласно информации, представленной из Миграционного пункта ПП по Быстроистокскому району МО МВД России «Петропавловский», Саликов В.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Далее в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ указанный гражданин где-либо зарегистрирован по месту жительства не был, однако в указанное же время имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Саликов В.Т. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, такие документы направляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления указанных документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Согласно положениям п.2 ст.11 НК РФ, местом пребывания физического лица признаётся место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту их пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учёта и соблюдать настоящие Правила.
Пунктами 10, 12 Правил предусмотрено, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определённый по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений. При этом, органы регистрационного учёта не позднее 3-х рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за приём и передачу в орган регистрационного учёта документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за приём и передачу в орган регистрационного учёта документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учёта по месту жительства (п.15 Правил).
Таким образом, по смыслу закона, в обязанность государственных органов при наличии регистрации гражданина по месту жительства не входит направление корреспонденции по иным возможным местам его пребывания и/или нахождения, если только пребывание этого лица в ином месте не вызвано действиями самих государственных органов (направление в месте лишения свободы по приговору суда за совершение преступления, принудительная госпитализация в лечебное учреждение закрытого типа и т.д.).
Указанное также соотносится и с положениями ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее – ЕГРН), утверждённого действующим до 22.06.2017 приказом Министерства финансов РФ от 30.09.2010 №116н, данный Реестр должен вестись Федеральной налоговой службой и её территориальными органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов (п.2); в Реестре содержатся сведения об организациях и физических лицах, учёт которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (п.3); ведение Реестра включает в себя внесение в него сведений, изменение сведений, содержащихся в Реестре, и исключение из Реестра сведений в сроки, установленные в НК РФ (п.4); Реестр ведётся на электронных носителях с использованием информационных технологий путём ведения государственных баз данных.
При этом, как указано в пункте 3 Приложения к вышеобозначенному Порядку, в состав сведений о физическом лице, содержащихся в ЕГРН, включаются, помимо прочего, сведения об адресе его местожительства (месте пребывания при отсутствии на территории Российской Федерации места жительства).
Кроме того, Концепцией формирования и ведения Единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2017 №1418-р, при осуществлении налоговыми органами налогового администрирования была предусмотрена организация информационного взаимодействия указанных органов с органами, осуществляющими миграционный учёт, обеспечивающих доступ в том числе и к информационным ресурсам о регистрации физических лиц по месту жительства и по месту пребывания.
Таким образом, как следует из вышеприведённого ответа на запрос суда Миграционного пункта ПП по Быстроистокскому району МО МВД России «Петропавловский», в специализированном программном обеспечении относительно Саликова В.Т. содержатся сведения о том, что данный гражданин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, а уже начиная с ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ указанный гражданин где-либо по месту жительства зарегистрирован на территории РФ не был, имея в то же самое время регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Между тем, как на момент направления Саликову В.Т. посредством почтовой связи вышеупомянутых налогового уведомления № (ДД.ММ.ГГГГ), так и требования об уплате налога и пени № (ДД.ММ.ГГГГ), данный гражданин по адресу направления налоговым органом таковой корреспонденции (<адрес>) зарегистрирован ни по месту жительства, ни по месту пребывания не был. Все последующие требования об уплате налогов и пени направлялись Саликову В.Т. налоговым органом посредством почтовой связи по тому же самому адресу, где он не имел регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
Учитывая, что сведения о регистрации Саликова В.Т. в тот или иной временной период как по месту его проживания, так и по месту пребывания имели место быть в адресно-справочной службе до направления вышеуказанных налогового уведомления и требования, а доказательств их направления налогоплательщику Саликову В.Т. по месту последнего адреса его регистрации (<адрес>) или же по адресу пребывания (<адрес>), административным истцом не представлено, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае исполнение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику уведомлений по адресу, где он не был на момент направления таковой почтовой корреспонденции зарегистрирован ни по месту жительства, ни по месту пребывания (<адрес>), нельзя признать надлежащим. Более того, в имеющихся в материалах приказного производства № возражениях Саликова В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ последний также указывает на то, что никаких извещений об имеющейся у него налоговой задолженности он не получал. Помимо этого, судом учитывается и то обстоятельство, что в приказном производстве № в представленных ИФНС сведениях из информационной базы данных отражено, что Саликов В.Т. здесь значится как зарегистрированный по адресу: <адрес>, однако соответствующие налоговые уведомление и требование данному налогоплательщику направлялись по иному адресу: <адрес>.
Поскольку положения закона о направлении налогоплательщику налогового уведомления не соблюдены, обязанность по уплате налога у него не возникла.
По тем же основаниям не подлежат удовлетворению исковые требования в части взыскания пени по транспортному налогу, поскольку обязанность по их уплате у административного ответчика не возникла до получения соответствующего уведомления.
С учётом изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.В. Вдовенко