Дело № 2а-142/2019
25RS0020-01-2019-000138-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» июня 2019 г. Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Лукашенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича к депутату муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <данные изъяты> Сидоренко Михаилу Александровичу о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета,
установил:
Административный истец Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. обратился в суд с административным иском о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Сидоренко М.А.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии Лазовского муниципального района от 18.09.2015 № «О регистрации избранных депутатов муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района третьего созыва» Сидоренко М.А. зарегистрирован избранным депутатом муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района третьего созыва.
На основании поступившей в Администрацию Приморского края информации и.о. прокурора Приморского края, департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» депутатом муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Сидоренко М.А., в ходе которой установлен факт непредставления им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года.
Просит прекратить досрочно полномочия депутата муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Сидоренко М.А. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебное заседание представитель административного истца Макаренко В.В., действующий на основании доверенности, не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлён, направил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела по существу в его отсутствие.
Административный ответчик Сидоренко М.А. суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлен, в поступившем заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие и указал, что декларацию за 2017 год он отправил, намерений скрывать доходы не имел, просил не лишать его полномочий, не оставлять поселение без действующей власти.
Заинтересованное лицо - департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлен, и.о. директора депертамента В.А. Исаченко в предоставленном отзыве просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя департамента и указал о согласии с доводами административного искового заявления о досрочном прекращении полномочий депутата Сидоренко М.А., административное исковое заявление поддержал в полном объёме.
Заинтересованное лицо - муниципальный комитет Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлен, его представитель в суд не прибыл, в поступившем в суд обращении председатель муниципального комитета Беневского сельского поселения Сидоренко М.А. указал, что депутаты осознали допущенные ошибки и впредь не будут нарушать требования действующего законодательства, при лишении мандатов семи депутатов вся работа органов власти поселения на определенное время будет парализована, денежные средства в размере 750 тыс.руб. в бюджете поселения на 2019 год на проведение выборов не предусмотрены, срок полномочий депутатов муниципального комитета Беневского сельского поселения истекает в 2020 году, в единый день голосования в сентябре 2020 года будут проведены выборы нового состава, просил не лишать действующих депутатов полномочий.
Принимая во внимание, что судом предприняты достаточные меры по надлежащему извещению участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего государственные гарантии его осуществления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу п. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 данной статьи несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо государственной власти субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абз. 2 ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ в случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, предоставляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругом (супругой) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 01 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Из представленных материалов следует, что решением территориальной избирательной комиссии Лазовского района № от 18 сентября 2015 года Сидоренко Михаил Александрович зарегистрирован избранным депутатом Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района третьего созыва по десятимандатному избирательному округу.
В соответствии с приказом Губернатора Приморского края № 4-мк от 21 января 2019 года, на основании поступившей в администрацию Приморского края информации и.о. прокурора Приморского края от 27.09.2018 №дсп «О выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции» департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения депутатом муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края Сидоренко М.А. ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
22 января 2019 года департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края уведомил Сидоренко М.А. о начале проверки по соблюдению ограничений, запретов, исполнению обязанностей, установленных вышеуказанными федеральными законами за отчетный период 2017 года.
В своем объяснении, поступившем в департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края 12 марта 2019 года Сидоренко М.А. указал о принятом в декабре 2017 года им и рядом депутатов решении о выходе из состава муниципального комитета в связи с недоверием и бездействием председателя муниципального комитета <данные изъяты>, не выполнением главой администрации поселения своих служебных обязанностей, о чем было написано соответствующее заявление, с декабря 2017 года по май 2018 года муниципальный комитет фактически не работал, на заседании комитета 06.06.2018 в присутствии главы Лазовского муниципального района решили продолжить работу, избрали председателем муниципального комитета его (Сидоренко М.А.) и о том, что он подготовил декларацию за 2017-2018 г.г.
Депутатами муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района в департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края направлено обращение, в котором разъясняются причины непредставления ими в установленный срок сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в связи с длительным не рассмотрением их заявлений о выходе из состава сельского поселения из-за возникшего конфликта при осуществлении своих полномочий и о подготовке деклараций за 2017, 2018 годы (получено департаментом 06.03.2019).
В ходе проведенной проверки установлено, что депутатом муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района Сидоренко М.А. не представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2017 года, что отражено в докладе департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 20.03.2019 года о результатах проверки соблюдения Сидоренко М.А. обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
14 марта 2019 года председателем муниципального комитета Беневского сельского поселения в департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края направлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на депутатов Беневского сельского поселения, в том числе Сидоренко М.А. и его дочь ФИО7
Из информации департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 20 июня 2019 года № следует, что 19 марта 2019 года в департамент по профилактике от депутатов Сидоренко М.А. и других поступили справки о доходах на себя, своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период 2017 года, подготовленные 01 марта 2019 года, которые были направлены депутатами после получения ими уведомлений о проведении проверки.
Из справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Сидоренко М.А. и ФИО7 за отчетный период с 01 января 2017 по 31 декабря 2017 года следует, что они предоставлены в муниципальный комитет Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> 22 и 25 февраля 2019 года, получены департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Приморском крае 19 марта 2019 года.
В ходе судебного заседания установлен факт нарушения депутатом муниципального комитета Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района <адрес> Сидоренко М.А. обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, а именно не предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в срок, указанный в законе.
Несмотря на выявленное нарушение, суд принимает во внимание и ситуацию о сложении депутатами муниципального комитета Беневского сельского поселения своих полномочий в декабре 2017 года, о принятом депутатами решении 06.06.2018 продолжить свою работу и то, что Сидоренко М.А. предоставил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на себя и свою дочь, предоставил в установленный срок указанные сведения за 2018 год, что позволяет сделать суду вывод об отсутствии у административного ответчика умысла на уклонение от подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░