Дело № 2а-2490/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 ноября 2018 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Морозовой Е.Г.,
при секретаре Волковой Ю.М.,
СЃ участием административного истца Харламова Р.Рђ., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» Рё заинтересованного лица Призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Челябинской области Крохалева Р.Рџ., представителя административного ответчика Военного комиссариата Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі.Челябинска Ахметзянова Р .РЁ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Харламова Р. Рђ. Рє Призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, Военному комиссариату Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі.Челябинска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» Рѕ признании незаконным заключения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Харламов Р.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, Военному комиссариату Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі.Челябинска, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 24 апреля 2018 РіРѕРґР° РІ части признания его РЅРµ прошедшим военную службу РїРѕ призыву, РЅРµ имея РЅР° то законных оснований.
В обоснование административного иска указал, что на воинском учете состоял с 2007 года. В 2008 года поступил на очную форму обучения в <данные изъяты>, получил отсрочку от призыва; по окончании обучения по <данные изъяты>, а в 2015 году – в <данные изъяты> указанного учреждения. От исполнения воинской обязанности не уклонялся, по врученным повесткам являлся, постоянно проживал по месту регистрации, работал в учреждениях <данные изъяты>, ведущих воинский учет; повестки на мероприятия, связанные с призывом, в юридически значимый период ему не вручались.
Административный истец Харламов Р.Рђ. РІ судебном заседании административный РёСЃРє поддержал РІ полном объеме.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Тракторозаводского и Ленинского районов г.Челябинска Ахметзянов Р.Ш. в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.104-105), указывая на неисполнение административным истцом обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», по явке в военкомат, сообщению об изменении в образовании, работе, составе семьи.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» Рё заинтересованного лица Призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Челябинской области Крохалев Р.Рџ. РІ судебном заседании административный РёСЃРє РЅРµ признал, РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ РёСЃРєРµ отказать РїРѕ основаниям, указанным РІ письменных возражениях, ссылаясь РЅР° то, что РІ 2015 РіРѕРґСѓ решение РѕР± освобождении РѕС‚ прохождения военной службы РІ отношении истца РЅРµ принималось (Р».Рґ.136-137).
Представитель административного ответчика Призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа в судебном заседании, о времени и месте которого извещен, участия не принял
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы административного дела, считает исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пункт 1.1 статьи 28 названного Федерального закона введен в действие Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, совокупность указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет по указанному в пункте 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основанию должна быть установлена совокупность следующих обстоятельств: гражданин состоял на воинском учете; гражданин подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований; такие факты должны иметь место в период после 01 января 2014 года.
Р’ судебном заседании установлено, что Харламов Р. Рђ., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, состоит РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРѕРј учете РІ Военном комиссариате Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі. Челябинска Челябинской области (сейчас - РІ отделе планирования, предназначения, подготовки Рё учета мобилизационных ресурсов) СЃ 23 января 2007 РіРѕРґР°.
Решением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Рі Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 15 декабря 2008 РіРѕРґР° Харламову Р.Рђ. была предоставлена отсрочка РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РґРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 2014 РіРѕРґР° РїРѕ основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ обязанности Рё военной службе» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ обучением РїРѕ очной форме РІ ГОУ Р’РџРћ В«<данные изъяты>В» (Р».Рґ.12).
Решением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 15 октября 2014 РіРѕРґР° Харламову Р.Рђ. была предоставлена отсрочка РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РґРѕ 31 июля 2015 РіРѕРґР° РїРѕ основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ обязанности Рё военной службе» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ обучением РїРѕ очной форме РІ <данные изъяты> ГОУ Р’РџРћ В«<данные изъяты>В» (Р».Рґ.12).
Р’ период СЃ 01 октября 2015 РіРѕРґР° Рё РїРѕ достижению 27 лет (07 декабря 2017 РіРѕРґР°) Харламов Р.Рђ. подлежал призыву РЅР° военную службу, так как РІ отношении него РІ указанный период РЅРµ принималось решение Рѕ предоставлении отсрочки РІ прохождении военной службы.
02 декабря 2015 РіРѕРґР° призывной комиссией Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° вынесено решение, оформленное протоколом в„–, РѕР± освобождении Харламова Р.Рђ. РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. Данное решение принято РЅР° основании итогового заключения врача, руководящего работой врачей специалистов, РѕР± определении категории годности Рє военной службе ««В» - ограниченно годен Рє военной службе» РїРѕ заболеванию В«<данные изъяты>В» РІ соответствии СЃРѕ статьей 72-Р’ Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04 июля 2013 РіРѕРґР° в„– 565.
В листе медицинского освидетельствования от 02 декабря 2015 года (л.д.51об.) имеется запись врача, члена призывной комиссии Челябинской области «с диагнозом, заключением не согласен, представить на КМО».
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Согласно пункту 24 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё призыве РЅР° военную службу Рё лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, получивших отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ (приложение в„– 3), утвержденной Приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Министерства здравоохранения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 мая 2001 Рі. в„– 240/168, Р’ случае несогласия врача - члена призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного РѕС‚ призыва, врач - член призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ листе медицинского освидетельствования делает отметку Рѕ необоснованности диагноза, заключения Рё необходимости направления этого призывника РЅР° контрольное медицинское освидетельствование.
Врачом - членом призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (председателем военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё военного комиссариата субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), РЅР° которого возложено руководство работой РїРѕ контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных РѕС‚ призыва, РІ СЃРїРёСЃРєРµ (приложение в„– 2 Рє настоящей Рнструкции) делается отметка Рѕ необоснованности диагноза, заключения Рё указывается дата прибытия указанных призывников РЅР° контрольное медицинское освидетельствование.
Р’ соответствии СЃ пунктом 26 названной Рнструкции контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных РѕС‚ призыва, проводится РїРѕ плану работы призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить СЏРІРєСѓ указанных призывников РЅР° контрольное медицинское освидетельствование РІ СЃСЂРѕРє, указанный РІ СЃРїРёСЃРєРµ (приложение в„– 2 Рє настоящей Рнструкции).
В представленном Военным комиссариатом Тракторозаводского и Ленинского районов г.Челябинска Списке граждан, освобожденных от призыва на военную службу и признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, от 04 декабря 2015 года, в графе «Отметка об изучении обоснованности диагноза, заключения» имеется отметка «Диагноз, заключение не обоснованы, представить на медицинское освидетельствование в срок до 21 декабря 2018 года» (л.д.140-141).
Харламов Р.Рђ. контрольное медицинское освидетельствование РІ указанный СЃСЂРѕРє Рё РґРѕ окончания призыва РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёР».
Между тем, СЃСѓРґ находит несостоятельными РґРѕРІРѕРґС‹ административных ответчиков РѕР± уклонении Харламова Р.Рђ. РѕС‚ прохождения контрольного медицинского освидетельствования. Согласно пункту 26 вышеуказанной Рнструкции именно Военный комиссар обязан обеспечить СЏРІРєСѓ призывника РЅР° контрольное медицинское освидетельствование РІ СЃСЂРѕРє, указанный РІ СЃРїРёСЃРєРµ.
Материалы административного дела РЅРµ содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих Рѕ том, что Харламов Р.Рђ. вызывался РЅР° контрольное медицинское освидетельствование, равно как Рё Рѕ том, что ему вообще было известно Рѕ несогласии врача призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Челябинской области СЃ заключением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Рі.Челябинска.
Более того, РІ последней графе названного СЃРїРёСЃРєР° (Р».Рґ.151) стоит РїРѕРґРїРёСЃСЊ должностного лица (без указания фамилии, имени Рё отчества) Рё дата – 15 января 2016 РіРѕРґР°. Данное обстоятельство свидетельствует Рѕ том, что Военным комиссариатом Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі.Челябинска РІ СЃСЂРѕРє призыва (РґРѕ 31 декабря 2015 РіРѕРґР°) вообще РЅРµ принимались меры РїРѕ обеспечению прохождения Харламовым Р.Рђ. контрольного медицинского освидетельствования.
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Однако в рассматриваемом случае призывной комиссией Челябинской области решение призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа одновременно с принятием иного решения не отменялось.
Заключением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, оформленным протоколом в„– РѕС‚ 24 апреля 2017 РіРѕРґР°, Харламов Р.Рђ. признан РЅРµ прошедшим военную службу РїРѕ призыву, РЅРµ имея РЅР° то законных оснований (Р».Рґ.40).
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утвержденной приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° в„– 400, предусмотрено, что после создания призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ее председатель совместно СЃ военным комиссаром разрабатывает график работы этой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РІ соответствии СЃ которым РІ военном комиссариате составляются именные СЃРїРёСЃРєРё призывников РїРѕ РґРЅСЏРј РёС… СЏРІРєРё РЅР° заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Вызову РЅР° призывную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ подлежат РІСЃРµ призывники, РєСЂРѕРјРµ пользующихся отсрочкой РѕС‚ призыва РЅР° военную службу Рё РЅРµ подлежащих призыву РЅР° военную службу. РџСЂРё этом РІ первую очередь РЅР° РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой РѕС‚ призыва РЅР° военную службу Рё потерявшие это право, Р° также РїРѕ различным основаниям ранее РЅРµ призванные РЅР° военную службу или РЅРµ отправленные Рє месту ее прохождения. Оповещение граждан Рѕ СЏРІРєРµ РІ военный комиссариат РЅР° мероприятия, связанные СЃ призывом РЅР° военную службу, осуществляется повестками согласно приложению в„– 30 Рє данной инструкции РІ соответствии СЃ именными списками Рё РЅР° протяжении всего периода подготовки Рё проведения мероприятий, связанных СЃ призывом граждан РЅР° военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями а должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
РР· изложенного следует, что именно РЅР° военный комиссариат (РёРЅРѕР№ уполномоченный орган или должностное лицо) РІ силу приведенных положений законодательства возложена обязанность РїРѕ надлежащему осуществлению мероприятий, направленных РЅР° организацию призыва РЅР° военную службу, РІ том числе РїРѕ своевременному личному вручению РїРѕРґ расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Р’ личном деле призывника Харламова Р.Рђ. имеются три повестки Рѕ СЏРІРєРµ 18 апреля 2016 РіРѕРґР°, 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° Рё 31 мая 2017 РіРѕРґР° (Р».Рґ.35,36). Адрес РІ повестках РЅРµ указан, РїРѕРґРїРёСЃРё Харламова Р.Рђ. отсутствуют. РџСЂРё этом имеется отметка некой Р¤РРћ11 (без указания инициалов Рё должности) Рѕ том, что РґРѕРјР° РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ было.
Таким образом, представленные повестки РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ свидетельствовать Рѕ том, что военным комиссариатом Тракторозаводского Рё Ленинского районов Рі.Челябинска принимались установленные законом меры РІ целях призыва Харламова Р.Рђ. РЅР° военную службу.
Р’ материалах личного дела Харламова Р.Рђ. имеется справка <данные изъяты> в„– РѕС‚ 022 октября 2015 РіРѕРґР° Рѕ том, что Харламов Р.Рђ. СЃ 2015 РіРѕРґР° РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ обучение РІ <данные изъяты> – РЅР° кафедре <данные изъяты> (Р».Рґ.66).
Однако РІ соответствии СЃ пунктом 3 статьи 31 Федерального закона «О РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ обязанности Рё военной службе» военным комиссариатом повестки РїРѕ месту учебы (работы) Харламова Р.Рђ. через должностных лиц организации, ответственных Р·Р° военно-учетную работу, РЅРµ передавались.
Поскольку, как следует РёР· материалов дела, соответствующие установленным требованиям повестки Рѕ необходимости СЏРІРєРё РІ военный комиссариат Харламову Р.Рђ. РЅРµ направлялись, Р° обязанность самостоятельно явиться РІ военкомат Сѓ истца отсутствовала, РІ отношении него мероприятия РїРѕ организации призыва РЅР° военную службу фактически РЅРµ осуществлялись, то Харламов Р.Рђ. РЅРµ прошел военную службу РїРѕ призыву РїРѕ РЅРµ зависящим РѕС‚ него причинам.
Таким образом, решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 24 апреля 2018 РіРѕРґР° Рѕ признании Харламова Р.Рђ. РЅРµ прошедшим военную службу РїРѕ призыву, РЅРµ имея РЅР° то законных оснований, является незаконным.
Как указано в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд вправе удовлетворить административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти или местного самоуправления лишь в том случае, если в судебном заседании будут доказаны факты незаконности данного решения и нарушения названным решением прав или законных интересов административного истца.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Таким образом, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, фактически к гражданину применяются ограничения в правах.
Поскольку оспариваемое решение призывной комиссии является незаконным и нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, создает препятствия к их осуществлению, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШРР›:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным Рё отменить решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Тракторозаводского района Челябинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 24 апреля 2018 РіРѕРґР° Рѕ признании Харламова Р. Рђ. РЅРµ прошедшим военную службу РїРѕ призыву, РЅРµ имея РЅР° то законных оснований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.Г.Морозова