Дело № 3а-83/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2021 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.

при помощнике судьи Краюхиной А.А.

с участием представителя административного истца Соколовой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Бойков А.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости и налогоплательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца – Соколова М.С. заявленные требования поддержала.

Представители административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, Управления Росреестра по <данные изъяты>, ФГБУ ФКП Росреестра, заинтересованного лица – Администрации <данные изъяты>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по указанному адресу, относящийся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения огородничества, принадлежит административному истцу на праве собственности. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Являясь правообладателем земельного участка, обязанным в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать земельный налог, административный истец вправе оспаривать его кадастровую стоимость, поскольку данная стоимость применяется для целей налогообложения.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты> утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -нп по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Земельный участок, принадлежащий административному истцу, не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории <данные изъяты>. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного земельного участка определена органом кадастрового учета в соответствии со статьей 24.19 данного Федерального закона, Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018года №514, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составила <данные изъяты> руб.

С целью пересмотра кадастровой стоимости истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты>, представив отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ , составленный оценщиком ООО «Олимп» ФИО6, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка на указанную дату определена в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было отклонено несоответствие отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 ФСО , подпункта «в» пункта 22 ФСО .

Оценив представленный отчет об оценке в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям действующего законодательства.

Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков <данные изъяты>, в том числе относящихся к сегменту рынка земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, к которому относится объект оценки, а также земель сельскохозяйственного назначения, сходного с назначением объекта оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.

В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приведены копии объявлений, размещенных в сети «Интернет».

Применение оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков метода количественных корректировок в рамках сравнительного подхода в отчете обосновано, мотивы отказа от использования затратного и доходного подходов оценщиком приведены.

Для расчета рыночной стоимости оценщиком отобрано пять участков-аналогов, находящихся в Бурашевском сельском поселении <адрес>, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам. По итогам проведенного сравнения, с учетом имеющихся отличий, оценщик скорректировал цены предложений и, согласовав полученные результаты, определил итоговую величину рыночной стоимости.

Неоднозначного толкования полученных результатов содержание отчета не допускает.

Представленные Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> письменные возражения относительно отчета об оценке мотивированы доводами об отсутствии обоснования отбора аналогов, отличающихся от оцениваемого участка видом разрешенного использования (ИЖС), а также о возможности подключения коммуникаций у аналога .

Между тем, данные возражения не опровергают сведения, используемые при производстве оценки, а также выводы, содержащиеся в отчете об оценке, достоверность которых ФИО6, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, полностью подтвердила.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 22 ФСО оценщик на странице 34 отчета описал объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах, а на странице 44 обосновал правила их отбора для проведения расчетов. В судебном заседании ФИО6 также пояснила, что аналоги отбирались ею с учетом наибольшей сопоставимости с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, проверяемости информации о характеристиках данных земельных участков, при этом из выборки исключены участки с минимальной и максимальной ценами.

Из показаний ФИО6 также следует, что предложения участков из земель населенных пунктов, предназначенных для ведения огородничества, на дату оценки отсутствовали. Имеющие сходное назначение земельные участки, относящиеся к другой категории - земель сельскохозяйственного назначения, с объектами оценки не сопоставимы, цены на них существенно ниже, в связи с чем во избежание необоснованного занижения рыночной стоимости предложения о продаже таких участков в процессе оценки не использовались. В связи с этим для сравнения были отобраны аналоги, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, цены которых скорректированы с учетом отличия от объекта оценки по данному ценообразующему фактору, обусловленного запретом на строительство, размер соответствующей корректировки оценщиком обоснован.

Отсутствие корректировки на наличие инженерных коммуникаций, в том числе в отношении аналога , оценщиком мотивировано на странице 52 отчета и в судебном заседании тем, что в соответствии с пунктом 20 ФСО рыночная стоимость земельного участка определяется как незастроенного, в связи с чем в процессе оценки исследуется не наличие коммуникаций, а возможность их подведения, которая у объекта оценки и у аналогов с учетом их расположения в населенном пункте имелась.

Основания ставить под сомнение достоверность показаний свидетеля, обладающего специальными знаниями и квалификацией в области оценочной деятельности, предупрежденного об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, суду не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявили.

При таких обстоятельствах, кадастровую стоимость земельного участка следует установить в размере, определенном в представленном истцом отчете об оценке.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> – 30 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

3а-83/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петров Александр Сергеевич
Бойков Андрей Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Другие
Администрация МО Бурашевское сельское поселение Калининского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Парфенова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация административного искового заявления
19.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее