Дело № 2а-4719/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 19 августа 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца Гавриша Ю.А., административного ответчика Гучевой А.В.,
представителя заинтересованного лица Пирожникова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО "Камчатскэнерго" к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО Гучевой Анне Владимировне, УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права от 17 июня 2021 года, вынесенного в рамках исполнительного производства № 2721/21/41017-СД
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО Гучевой А. В., УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права от 17 июня 2021 года, вынесенного в рамках исполнительного производства № 2721/21/41017-СД.
В обоснование указав, что на исполнении в МОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО находится исполнительное производство №2721/21/41017-СД в рамках которого 17 июня 2021 года вынесено постановление об обращении взыскания на имущественное право должника. Постановлением судебный пристав-исполнитель обязал ПАО "Камчатскэнерго" произвести перечисление денежных средств на депозитный счет УФССП в неустановленном размере и произвел запрет на расчеты ПАО "Камчатскэнерго" с третьими лицами всех других договоров. ПАО "Камчатскэнерго" считает постановление от 17 июня 2021 года неисполнимым, необоснованным и незаконным, поскольку постановление вынесено с нарушением требований предусмотренных ст. 76 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не содержит конкретных сведений о размере дебиторской задолженности подлежащей взысканию. ПАО "Камчатскэнерго" не может идентифицировать имущественное право, на которое обращено взыскание, оспариваемое постановление нарушает права ПАО "Камчатскэнерго" свободно распоряжаться своим имуществом и на свободу экономической деятельности.
Представитель административного истца Гавриш Ю.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО Гучева А.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что в межрайонном ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО на исполнении находится сводное исполнительное производство № 2721/21/41017-СД, включающее в себя 44 исполнительных производства в отношении должника КГУП "Камчатский водоканал" в пользу взыскателей различной очередности на общую сумму задолженности 199 304 389,53 рублей. Постановлением от 17 июня 2021 года на основании ст. 75 Федерального закона "Об исполнительном производстве" удовлетворено ходатайство взыскателя Управления Федеральной налоговой службы Камчатскому краю от 10 июня 2021 года об обращении взыскания на имущественные права должника по договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных между КГУП "Камчатский водоканал" и ПАО "Камчатскэнерго". ПАО "Камчатскэнерго" стороной в рамках исполнительного производства не является, доказательств нарушения прав и интересов административного истца не представлено.
Представитель заинтересованного лица КГУП "Камчатский водоканал" Пирожников Д.В. в судебном заседании не высказал позицию по делу.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № 2721/21/41017-СД, суд приходит к следующему.
Административный истец получил обжалуемое постановление, согласно штемпелю 17 июня 2021 года, подал жалобу на постановление в порядке подчиненности 21 июня 2021 года, в суд обратился 28 июня 2021 года, таким образом срок обращения в суд, предусмотренный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст.122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" административным истцом не пропущен.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закона) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из абз. 2 п.1 и абз. 2, 4, 5, 11, 14 п.2 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах", п. 1, 2, 11 и 17 части 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель при осуществлении принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному их исполнению.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона).
Перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебные приставы-исполнители в процессе исполнения требований исполнительных документов, а также меры принудительного исполнения указаны в статьях 64, 68 Закона, и не является исчерпывающим.
В силу положений ст. 64, 68 Закона судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
В целях надлежащего исполнения возбужденного исполнительного производства статья 68 Закона предусматривает меры принудительного исполнения, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 68 Закона мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) указал, что само по себе принятие судебным приставом-исполнителем постановления об обращении взыскания на имущественное право управляющей организации на получение денежных средств, поступающих от собственников помещений платежному агенту, не противоречит действующему законодательству.
Частью 2.1 ст. 75 Закона предусмотрено, что обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.
Согласно части 1 статьи 76 Закона обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
В судебном заседании установлено, что в межрайонном ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО на исполнении находится сводное исполнительное производство №2721/21/41017-СД в отношении КГУП "Камчатский водоканал" на общую сумму задолженности 199 304 389,53 рублей.
На основании ст. 50 Закона в адрес УФССП России по Камчатскому краю от взыскателя УФНС России по Камчатскому краю 09 июня 2021 года поступило ходатайство о применении к должнику мер принудительного исполнения в виде взыскания на принадлежащие должнику имущественные права по договорам холодного водоснабжения и водоотведения с Товариществами собственников жилья, управляющими компаниями.
По состоянию на 17 июня 2021 года задолженность по сводному исполнительному производству составляет 79 416 194,74 рублей.
Задолженность КГУП "Камчатский водоканал" перед УФНС России по Камчатскому краю составляет 43 423 958,22 рублей.
Постановлением от 17 июня 2021 года № 41017/21/45061 на основании ст. 14, 75 Закона обращено взыскание на имущественные права, а именно на денежные средства, поступающие по договорам заключенным между КГУП "Камчатский водоканал" и ПАО Энергетики и Электрофикации "Камчатскэнерго" путем внесения (перечисления) денежных средств на депозитный счет МОСП по ИОИП УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО (п.1,3 постановления).
Как следует из п. 2 постановления ПАО Энергетики и Электрофикации "Камчатскэнерго" запрещено перечислять денежные средства третьим лицам.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление, действия (бездействие) нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц нормативным правовым актам; отсутствие полномочий судебного пристава-исполнителя на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемого действия (бездействия); нарушение порядка принятия оспариваемого постановления, совершения оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя не могут быть признаны незаконными.
Решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, с учетом установленных обстоятельств суд полагает, что основания для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя Гучевой А.В. от 17 июня 2021 года по сводному исполнительному производству № 2721/21/41017-СД у суда отсутствуют.
Довод административного истца о несоблюдении судебным приставом-исполнителем требований ст. 76 Закона является необоснованным и не нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела.
Суд учел, что обращение взыскания на имущественные права, а именно денежные средства, поступающие по договорам заключённым между "ПАО "Камчатскэнерго" и должником КГУП "Камчатский водоканал" ограничено определенными договорами, номера и дата заключения которых отражена в оспариваемом постановлении, в связи с чем довод ПАО "Камчатскэнерго" о недопустимости применения п. 2 оспариваемого постановления является необоснованным.
Доказательств нарушения обжалуемым постановлением прав и свобод ПАО "Камчатскэнерго" в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
На основании изложенного, заявленные ПАО "Камчатскэнерго" требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ПАО "Камчатскэнерго" к судебному-приставу исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО Гучевой Анне Владимировне, УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права от 17 июня 2021 года, вынесенного в рамках исполнительного производства № 2721/21/41017-СД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 сентября 2021 года.
Судья