Дело № 2а-481/2020
УИД 42RS0003-01-2020-000780-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Вязниковой Л.В.,
при секретаре Авериной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березовском Кемеровской области 3 сентября 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Березовского Кемеровской области к администрации Берёзовского городского округа о признании незаконным бездействия, обязании выполнить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие административного ответчика администрации Березовского городского округа в связи с неисполнением обязанности по определению перечня мест по согласованию с филиалом по г. Березовский Федерального казенного учреждения Уголовно - исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ; обязать администрацию Березовского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить перечень мест по согласованию с филиалом по г. Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ; обязать администрацию Березовского городского округа систематически 1 раз в квартал актуализировать перечень мест по согласованию с филиалом по г. Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой города по обращению начальника филиала по г. Березовскому ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу» Ерофеевой И.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ.
В результате проверки выявлены существенные нарушения законодательства, выразившиеся в бездействии администрации Березовского городского округа по определению мест, в которых осужденные лица могут отбывать наказание в виде исправительных работ.
Проверкой по обращению установлено, что постановлением администрации Березовского городского округа от 09.10.2019 № 798 определен перечень предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, в указанный перечень вошли ООО «Березовский электромеханический завод-1» и ООО « Квартал».
Постановлением администрации Березовского городского округа от 23.01.2020 № 47 в постановление от 09.10.2019 № 798 внесено изменение и из перечня исключено ООО « Квартал».
Таким образом, на территории Березовского городского округа с 23.01.2020 по настоящее время лица, осужденные к исправительным работам, могут отбывать наказание только в ООО «Березовский электромеханический завод-1», где согласно перечня предприятий имеется только 1 рабочее место, которое может быть предоставлено осужденным.
27.01.2020 осужденный Усть-Лабинским районным судом к исправительным работам <данные изъяты>. по направлению Уголовно-исполнительной инспекции явился в ООО «Березовский электромеханический завод-1», однако в трудоустройстве ему было отказано в связи с отсутствием вакансии на момент его обращения.
21.05.2020 филиалом по г. Березовскому ФКУ «Уголовно исполнительная инспекция» было выдано предписание осужденному <данные изъяты>. о необходимости явки для трудоустройства в ООО « БЭМЗ-1», 21.05.2020 администраций ООО « БЭМ31» отказано <данные изъяты> в приеме на работу в связи с отсутствием вакансии.
В связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц указанной категории, то в действиях ООО «Березовский электромеханический завод-1» не усматривается нарушения закона.
Так как другие учреждения, организации, предприятия, на которых возможно отбывание наказания в виде исправительных работ, на территории Березовского городского округа отсутствуют, то наказание <данные изъяты>
<данные изъяты> приговором суда, по настоящее время не отбывается по причинам от них независящим.
Прокурором города на имя главы Березовского городского округа вносилось представление об устранении нарушений уголовного законодательства.
Согласно ответа на представление от 17.04.2020 администрацией Березовского городского округа отказано в удовлетворении представлении прокурора и указано, что органы местного самоуправления не являются органами, исполняющими приговоры судов в части отбытия наказания в виде исправительных работ, а также трудоустройства этих лиц.
Из ответа также следует, что в апреле 2020 года администрацией Березовского городского округа направлены запросы на предприятия и организации о включении их в перечень мест, на которых возможно отбывание наказаний в виде исправительных работ, однако по всем запросам получены отрицательные ответы.
Таким образом, несмотря на проведенную администрацией Березовского городского округа работу по определению перечня мест, на которых возможно отбывание наказания в виде исправительных работ, до настоящего времени перечень таких мест не определен, в нем имеется только одна организация ООО» БЭМЗ -1» с зарезервированным 1 рабочим местом, которое на момент обращения двух, указанных выше осужденных, оказалось занятым. Бездействие администрации Березовского городского округа выразилось в том, что в течение истекшего периода 2020 года не принят нормативный акт с перечнем мест, на которых возможно отбывание наказания в виде исправительных работ.
Действующее постановление № 789 от 06.10.2019 (с изменениями - постановление № 47 от 23.01.2020), которым из перечня двух организаций одна исключена, не является перечнем и не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком государственных полномочий.
В случае вынесения приговоров с назначением наказания в виде исправительных работ в 2020 году исполнение их также будет невозможным (например, в 2019 году 7 лиц было осуждено к исправительным работам).
Документ, определяющий перечень предприятий, организаций, учреждений Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, является актом, рассчитанным на неоднократное применение, содержащим обязательные требования для организаций, на которых возлагается обязанность принять на работу лиц, осужденных к исправительным работам, перечень которых в настоящий момент не определен, а также на право неопределенного круга лиц знать названия таких организаций. Таким образом, указанный документ является нормативным правовым актом.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Неисполнение администрацией Березовского городского округа отдельных государственных полномочий, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, существенно нарушает основы конституционного строя Российской Федерации.
Кроме того, бездействие административного ответчика препятствует достижению цели уголовного законодательства и решению задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
Представитель административного истца помощник прокурора г. Берёзовского Ларькова С.В. в судебном заседании административный исковые требования поддержала, пояснила, что представленный администрацией Берёзовского городского округа перечень организаций, в которых осужденные к наказанию в виде исправительных работ могут отбывать наказание, не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией своих полномочий в данной области, а свидетельствует о формальном подходе к их исполнению. Полагает, что бездействие административного ответчика по определению надлежащего и актуального перечня организаций и предприятий, где осужденные к исправительным работам гарантировано будут трудоустроены, незаконно, поэтому с целью понуждения административного ответчика к принятию мер по определению на территории Берёзовского городского округа мест отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, просила обязать административного ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по определению мест отбывания указанного вида уголовного наказания, формирования объективного перечня организаций, готовых предоставить рабочие места для отбывания осужденными исправительных работ, согласовав в установленном порядке надлежащий список таких мест с органом, осуществляющим исполнение данного вида наказания.
Представители административного ответчика Волкова Н.В., действующая на основании доверенности №0236 от 02.09.2019 сроком на один год, Родак К.В., действующая на основании доверенности № 0245 от 20.05.2020 сроком на один год, административные исковые требования не признали, просят оставить их без удовлетворения.
В представленных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Родак К.В. указала, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, определение в качестве мест отбывания исправительных работ организаций, не подведомственных органам местного самоуправления, возможно только по согласованию с такими организациями.
В целях приведения организации исправительных работ в Березовском городском округе в соответствие с действующим законодательством на 11 предприятий Березовского городского округа 17.09.2019 были направлены запросы о включении их в перечень предприятий Березовского городского округа, на которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания в виде исправительных работ с определением квоты для трудоустройства данной категории лиц.
09.10.2019 было утверждено постановление администрации Березовского городского округа № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» с перечнем предприятий, давших согласие на включение в указанный перечень (ООО БЭМЗ-1 - 1 рабочее место, ООО Квартал - 1 рабочее место).
Заявлений от иных предприятий, выразивших желание на включение в перечень для трудоустройства осужденных к уголовному наказанию в виде исправительных работ, не поступало.
18.12.2019 в администрацию Березовского городского округа поступило заявление от ООО «Квартал» об исключении из перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ. 23.01.2020 года на основании заявления в постановление администрации Березовского городского округа от 09.10.2019 № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» были внесены изменения, Общество с ограниченной ответственностью «Квартал» было исключено из перечня.
Администрацией Березовского городского округа на постоянной основе ведется работа по включению в указанный перечень других организаций и учреждений для отбывания осужденными лицами наказания в виде исправительных работ, 13.04.2020 и 14.04.2020 на 17 предприятий и организаций Березовского городского округа направлены запросы о включении их в перечень предприятий Березовского городского округа, на которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания в виде исправительных работ.
15.04.2020 и 16.04.2020 от 16 предприятий и организаций Березовского городского округа получены отрицательные ответы. Ответ от АО «ХК ТДК» в установленный срок предоставлен не был. 13.05.2020 дополнительно направлены запросы на 4 подрядные организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог и элементов благоустройства на территории Березовского городского округа, по включению их в вышеуказанный перечень. 15.05.2020 от 3 подрядных организаций получены отрицательные ответы. Ответ от ООО «ТК «СЕВЕР» в установленный срок предоставлен не был.
Ни один из вышеперечисленных и изложенных прокурором в обоснование заявленных требований нормативно - правовой акт не содержит указаний на обязанность органа местного самоуправления определять количество мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и не устанавливает порядок определения таких мест.
Постановлением администрации Березовского городского округа от 09.10.2019 № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» (в редакции от 23.01.2020 № 47) утвержден перечень предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ. Администрация Березовского городского округа, приняв указанное постановление, выполнила требования Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в части определения мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, в связи с чем, признаки бездействия отсутствуют.
Администрация Березовского городского округа не может внести в перечень организации, у которых отсутствуют свободные вакантные места для трудоустройства осужденных к наказанию в виде исправительных работ и которые не дали свое согласие на включение в перечень. Считает, что решение суда об обязании администрации Березовского городского округа совершить указанные действия будет заведомо невыполнимым.
Кроме того, полагает, что возложение на администрацию Березовского городского округа обязанности систематически 1 раз в квартал актуализировать перечень мест, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, является незаконным, так как действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению мест отбывания исправительных работ, иных обязанностей в отношении органов местного самоуправления по исполнению наказаний осужденных к исправительным работам законодательными актами не установлено.
Представитель заинтересованного лица филиала по г. Березовский ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу», привлеченного к участию в деле на основании определения Берёзовского городского суда Кемеровской области от 04.08.2020, начальник филиала Ерофеева И.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что в отсутствие регулярной и согласованной работы администрации Берёзовского городского округа, ее надлежащего взаимодействия с предприятиями и учреждениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Берёзовского городского округа, с целью согласования мест отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, так и количества рабочих мест на предприятиях и учреждениях, исполнение уголовно-исполнительной инспекцией данного вида наказания крайне затруднено.
Заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд находит требования прокурора города Березовского Кемеровской области к администрации Берёзовского городского округа о признании незаконным бездействия, обязании выполнить действия подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Судом установлено, что прокуратурой города Берёзовского проведена проверка исполнения законодательства в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ администрацией Берёзовского городского округа.
В результате проверки выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в бездействии администрации Березовского городского округа по определению мест, в которых осужденные лица могут отбывать наказание в виде исправительных работ.
Так, постановлением администрации Березовского городского округа от 09.10.2019 № 798 определен перечень предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, в указанный перечень вошли ООО «Березовский электромеханический завод-1» и ООО « Квартал».
Постановлением администрации Березовского городского округа от 23.01.2020 № 47 в постановление от 09.10.2019 № 798 внесено изменение и из перечня исключено ООО « Квартал».
Таким образом, на территории Березовского городского округа с 23.01.2020 по настоящее время лица, осужденные к исправительным работам, могут отбывать наказание только в ООО «Березовский электромеханический завод-1», где согласно перечня предприятий имеется только 1 рабочее место, которое может быть предоставлено осужденным.
Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
В силу ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В силу ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Таким образом, из анализа данных статей следует, что возложение ст. ст. 39 УИК РФ, ст. 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.7 вышеуказанного Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия. К ним относятся муниципальные районы и органы местного самоуправления городских округов.
С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что к полномочиям администрации Берёзовского городского округа отнесено определение мест отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории Берёзовского городского округа, то есть фактически данным органом определяются организации и предприятия, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, действующим законодательством, на что было обоснованно указано представителем администрации Берёзовского городского округа, не предусмотрено.
Вместе с тем, как следует из просительной части административного иска прокурора, основным требованием административного иска является понуждение администрации Берёзовского городского округа к определению на территории Берёзовского городского округа мест отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются.
Представителем прокуратуры в судебном заседании приведены доводы о том, что на территории Березовского городского округа с 23.01.2020 по настоящее время лица, осужденные к исправительным работам, могут отбывать наказание только в ООО «Березовский электромеханический завод-1», где согласно перечня предприятий имеется только 1 рабочее место, которое может быть предоставлено осужденным.
Кроме того, бездействие администрации Березовского городского округа выразилось в том, что в течение истекшего периода 2020 года не принят муниципальный правовой акт с перечнем мест, на которых возможно отбывание наказания в виде исправительных работ.
При этом, действующее постановление № 789 от 06.10.2019, которым из перечня двух организаций одна исключена, не является перечнем и не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком государственных полномочий. В случае вынесения приговоров с назначением наказания в виде исправительных работ в 2020 году, исполнение их также будет невозможным.
Как указывает административный истец, указанное бездействие препятствует достижению цели уголовного закона и решению задачи исполнения уголовного закона, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Берёзовского городского округа в адрес прокурора г. Берёзовского направлен ответ, из которого следует, что администрацией Березовского городского округа отказано в удовлетворении представлении прокурора и указано, что органы местного самоуправления не являются органами, исполняющими приговоры судов в части отбытия наказания в виде исправительных работ, а также трудоустройства этих лиц, в апреле 2020 года администрацией Березовского городского округа направлены запросы на предприятия и организации о включении их в перечень мест, на которых возможно отбывание наказаний в виде исправительных работ, однако по всем запросам получены отрицательные ответы.
Так, материалами дела подтверждается, что главой Берёзовского городского округа в адрес предприятий и организаций Берёзовского городского округа были направлены предложения о включении организации в перечень организаций, на которых возможно трудоустройство, лиц осужденных к исправительным работам: ООО СП «Барзасское товарищество», АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», ООО «БЭЗ-2», ООО «Конфалье», ООО «БКС», ООО «БДСУ», ООО «Барзасский карьер», ООО «БЭС», ООО «Кемеровский лесхоз», ГБУЗ «Берёзовская городская больница», ПАО «ЦОФ «Берёзовская», ООО «Жилсервис плюс», ООО «УК «Оптима», ИП Тарасова С.П., МУП «МУК», ООО «УК Жилкомсервис», ООО «УК ЖКС г. Берёзовского», ООО «РСУ», АО «ХК ТДК», ООО «ДСК «Оптима», ООО «ДорСпецСервис», ООО «ТК «Север», МУП «Ритуал-Сервич», МКУ по УЖКХ Берёзовского городского округа, ООО «Управдом».
1 рабочее место было предоставлено ООО «БЭЗ-1», заявлений от иных предприятий, выразивших желание на включение в перечень для трудоустройства осужденных к уголовному наказанию в виде исправительных работ, не поступало.
09.10.2019 утверждено постановление администрации Березовского городского округа № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» с перечнем предприятий, давших согласие на включение в указанный перечень (ООО БЭМЗ-1 - 1 рабочее место, ООО Квартал - 1 рабочее место).
18.12.2019 в администрацию Березовского городского округа поступило заявление от ООО «Квартал» об исключении из перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ.
23.01.2020 года на основании заявления в постановление администрации Березовского городского округа от 09.10.2019 № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» были внесены изменения, Общество с ограниченной ответственностью «Квартал» было исключено из перечня.
Письмом от 27.01.2020 начальник филиала по г. Берёзовскому ФКУ УИИ УФСИН России по Кемеровской области просит в целях организации надлежащего исполнения приговоров судов, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, незамедлительно дополнить перечень предприятий и организаций в приеме на работу осужденных к наказанию в виде исправительных работ.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами прокурора о бездействии органа местного самоуправления, поскольку в судебном заседании установлено, что ранее муниципальный правовой акт об определении мест отбывания исправительных работ на территории Берёзовского городского округа был принят, указанный перечень мест, согласованный с УИИ, административным ответчиком был определен, несмотря на то, что на дату рассмотрения настоящего спора, данный перечень составляет только одно предприятие, а несогласование нового перечня, вызвано необходимостью осуществления со стороны ответчика дополнительных мероприятий, направленных на формирования объективного и актуального перечня организаций, готовых принять на работу осужденных к исправительным работам.
При этом, оценивая доводы административного иска на предмет обоснованности остальной части заявленных требований, суд учитывает то, что по смыслу вышеприведенных норм права, места для отбытия осужденными исправительных работ определяются органами местного самоуправления исключительно по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно справке Филиала по г. Березовский ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу», в 2018 году прошло по учету 37 осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Поставлено на учет 26 осужденных, из них привлечены к отбыванию наказания на предприятиях, утвержденных перечнем администрации г. Березовского, 19 осужденных.
В 2019 году прошло по учету 33 осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Поставлено на учет 18 осужденных, из них привлечены к отбыванию наказания на предприятиях, утвержденных перечнем администрации г. Березовского, 16 осужденных.
В отчетном периоде 2020 года прошло по учету 9 осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Поставлен на учет 1 осужденный, из них привлечены к отбыванию наказания на предприятиях, утвержденных перечнем администрации г. Березовского, 0 осужденных.
Согласно постановления № 47 от 23.01.2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Березовского городского округа от 09ДД.ММ.ГГГГ № 798 «Об определении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ» об исключении из перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, ООО «Квартал».
В настоящее время в перечень входит только одно предприятие ООО «БЭМЗ-1», но поступают отказы в трудоустройстве осужденных.
Филиал по г. Березовский ФКУ УИИ неоднократно обращался к главе администрации Березовского городского округа о дополнении перечня предприятий, учреждений, организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ.
По состоянию на 03.09.2020 года необходимы привлечению к отбыванию наказания в виде исправительных работ двое осужденных.
В настоящее время прогнозируется увеличение состоящих на учете в УИИ осужденных к наказанию в виде исправительных работ.
В целях организации надлежащего исполнения приговоров суда осужденных к наказанию в виде исправительных работ необходимо дополнить данный перечень и в дальнейшем администрациям, входящим в перечень, не допускать отказов в приеме на работу осужденных к наказанию в виде исправительных работ.
Судом из материалов дела установлено и не опровергается административным ответчиком, что места отбывания наказания в виде исправительных работ, на которых они должны отбываться, в настоящее время администрацией Берёзовского городского округа с уголовно-исполнительной инспекцией не согласованы, поскольку Перечень предприятий, учреждений и организаций Березовского городского округа, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, содержит только одно предприятие, от которого также имеется отказ в трудоустройстве лица.
В судебном заседании представитель административного истца подтвердила, что в средства массовой информации, в том числе редакция газеты «Мой город», ТРК 12 канал, а также в Городской сервисный центр, Запсибтранс телеком, Сибирские сети, ООО «Полиграфист», РП Ритм, ООО «Втормет», Городской отдел недвижимости, ИП Зелендинов, ИП Рахат, ООО «Бирюза» запросы о предоставлении рабочих мест для осужденных к исправительным работам не направляли.
Следовательно, прийти к выводу об исполнении администрацией Берёзовского городского округа в целом обязанности по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Берёзовского городского округа суд не может.
При этом, процесс согласования перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ не исчерпывается составлением списка работодателей, процесс подготовки которого административным ответчиком как было установлено в судебном заседании носил формальный характер.
Суду предоставлен список предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Березовского городского округа, из которого следует, что не во все предприятия, организации и учреждения направлялись запросы о предоставлении рабочих мест.
С руководителями тех предприятий, учреждений и организации, куда запросы были направлены, необходимая информационная работа по предоставлению рабочих мест осужденным к исправительным работам, не проводилась.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении администрацией Берёзовского городского округа комплекса мероприятий, направленных на проверку наличия у работодателей, которым были направлены запросы о предоставлении рабочих мест осужденным к исправительным работам лицам, предложений об имеющихся у них вакансиях, осуществления переговоров о возможности приема на работу для отбывания наказания осужденных к исправительным работам, и выяснении причин отказа в трудоустройстве лиц для отбывания данного вида уголовного наказания, административным ответчиком не представлено, и из пояснения представителя административного ответчика следовало, что надлежащая работа с субъектами экономической деятельности в рассматриваемой области правоотношений не проводилась.
В то время, как формальное составление списка с указанием возможного перечня мест отбывания осужденными исправительных работ в виде 1 рабочего места в одной организации ООО «БЭМЗ» не позволяет органу, исполняющему данный вид уголовного наказания, беспрепятственно осуществить трудоустройство осужденных к исправительным работам, и как следствие, своевременно и в полном объеме исполнить вступившие в законную силу судебные акты, тем самым, не достигаются цели уголовного наказания, нарушаются права осужденных на порядок, условия и сроки отбывания наказания, а также отдаляются сроки погашения (снятия) судимости.
Поскольку администрацией Берёзовского городского округа, являющейся органом, уполномоченным осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями места отбывания наказания в виде исправительных работ по месту жительства осужденного, требования действующего законодательства в данной части выполнены не надлежащим образом, из доводов представителя административного ответчика следовало, что перечень организаций с указанием места их нахождения, составлен исходя из актуальных на дату составления списка сведений об организациях, и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих в настоящее время предпринимательскую деятельность на территории Берёзовского городского округа, без проведения каких-либо выше обозначенных мероприятий, поэтому суд находит обоснованным требование прокурора г. Берёзовского об обязании администрации Березовского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу увеличить перечень мест по согласованию с филиалом по г. Березовскому Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Кемеровской области, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ, а также об обязании администрации Березовского городского округа 1 раз в квартал актуализировать перечень мест по согласованию с филиалом по г. Березовскому Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Кемеровской области, на которых осужденными лицами отбывается наказание в виде исправительных работ. Следовательно, административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд считает, что устранить нарушения федерального законодательства в течение одного месяца со дня вступления в силу решения будет достаточным. Каких-либо возражений со стороны административного ответчика, касающихся недостаточности указанного прокурором г. Берёзовского срока для устранения выявленных нарушений, не поступило.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.09.2020.