Принято в окончательной форме 14.03.2024
(УИД)76RS0024-01-2024-000176-19
Дело № 2-1179/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Огореловой А.И., с участием
помощника прокурора Ермолычева А.С.,
от ответчика, третьих лиц – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Ярославля к мэрии города Ярославля о возложении обязанностей,
установил:
Заместитель прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости (участок газопровода) – подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29, в течение трех месяцев после постановки на учет указанного объекта недвижимостиорганизовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на данный объект недвижимости.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, в ходе которой установлено, что подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29 не является объектом муниципальной собственности города Ярославль, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Отсутствие контроля за техническим состоянием бесхозяйных газопроводов и их эксплуатация в отсутствие технического обслуживания и ремонта, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, способствуют увеличению риска причинения вреда жизни и здоровья людей, в случае совершения террористических актов, что противоречит основным принципам законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании помощник прокурора Ермолычев А.С. исковые требования поддержал. Против увеличения срока исполнения решения возражал.
Представители ответчика мэрии города Ярославля, третьих лиц КУМИ мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля, АО «Газпром газораспределение Ярославль» в судебном заседании не участвовали, уведомлены надлежаще. Представитель мэрии города Ярославля направил в суд письменный отзыв, в котором просил увеличить срок исполнения решения суда. Представитель третьего лица КУМИ мэрии г. Ярославля направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил увеличить срок для исполнения решения суда, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Судом установлено, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, в ходе которой установлено, что на территории города Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости (участок газопровода) - подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29, который не является объектом муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель и балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено.
В соответствии c пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1990 N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города, организует в границах города электро-тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу пунктов 2.4, 2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805 (далее - Порядок), комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) к категории опасных производственных объектов.
В силу требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №534) и иных нормативных технических документов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов должен выполняться комплекс мероприятий, включающих систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно ч. 3 ст. 5 указанного закона Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
По материалам дела установлено, что до настоящего времени мэрией города Ярославляне приняты какие-либо меры по постановке на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества указанного газопровода низкого давления, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойное газоснабжение, препятствует их своевременному и качественному обслуживанию, защите от неправомерного захвата газовых сетей, а также принятию их в собственность.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на мэрию г.Ярославля суд возлагает обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества - подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29, осуществить передачу подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29 на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение трех месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
При разрешении спора суд учитывает, что обязанность по постановке на учет в установленном порядке указанного имущества мэрией г.Ярославляв письменных отзывах по существу не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ).
С учетом мнения истца, объема работ необходимых для исполнения возложенной на ответчика обязанности, их предполагаемой длительности и сложности, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Оснований для увеличения указанного срока по доводам письменных отзывов не усматривается. Суд учитывает, что допустимых и достаточных доказательств невозможности исполнения решения в установленные прокурором сроки суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора города Ярославля (ИНН 7604008189) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234), осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости (участок газопровода) – подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) в течение трех месяцев после постановки на учет объекта недвижимости (участок газопровода) – подземный газопровод низкого давления протяженностью 23,7 м., расположенный по адресу: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, д. 29, организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева