Дело №а-38/2019 (88RS0№-14)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре Ботулу В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кокорина Виктора Валентиновича к Администрации Эвенкийского муниципального района, Министерству строительства <адрес> о признании незаконным и отмене решения Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> № от 12.2018 года, которым истцу отказано во включении службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы? дающего право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
у с т а н о в и л:
Кокорин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству строительства <адрес> о признании незаконным и отмене решения Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> № от 12.2018 года, которым истцу отказано во включении службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы? дающего право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Север.
В обоснование требований истец указал, что родился и вырос в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера. На момент постановки на учет общий стаж работы составлял 22 года с учетом службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ из Администрации Эвенкийского муниципального района получил письмо 03/1 от 12.2018 года, из которого следует, что в общую продолжительность стажа работы районах Крайнего Севера, дающего право на получение жилищной субсидии, не засчитывается время его службы в органах внутренних дел со ссылкой на то, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в другие районы <адрес>» указанный вопрос не урегулирован, истцу рекомендовано обратиться в суд. Истец полагает данные действия Администрации незаконными, поскольку иные федеральные законы, а именно- Федеральный закон «О страховых пенсиях», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривают зачет в трудовой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности время службы в органах внутренних дел.
В судебное заседание истец Кокорин В.В., проживающий в <адрес>, а также представитель административного ответчика- Администрации Эвенкийского муниципального района (далее-Администрации ЭМР) Щетинин И.Е., извещенные ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Министерство строительства <адрес>, извещенное ДД.ММ.ГГГГ, своего представителя в суд не направил, предоставив отзыв на иск, ходатайствовало о рассмотрении без участия представителя министерства.
В соответствии со ст.150 Кодекса административном судопроизводстве РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Администрация Эвенкийского муниципального района и Министерство строительства <адрес>, возражая против требований Кокорина В.В., в письменных отзывах со ссылкой на разъяснение директора Департамента реализации инвестиционных программ и проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-ВМ/05 указали, что Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ не содержит прямого указания о зачете в общую продолжительность работы в районах Крайнего Севера времени военной службы, службы в органах внутренних дел. Согласно ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» (ст.20) в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно-полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В статьях 10, 11 данного закона определено понятие «периоды работы и (или) трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж» и понятие «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», в которым, в числе прочих периодов, относится период прохождение военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Таким образом, периоды похождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, не входят в понятие «периоды работы и иной деятельности». На этом основании требования Кокорина В.В. считают необоснованными, просят в их удовлетворении отказать.
Принимая во внимание доводы сторон, изложенные в административном исковом заявлении и отзывах на него, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее-Закон).
Статьей 1 данного Закона предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, одним из условий признания за гражданином права на получение жилищной субсидии является наличие у гражданина общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15-ти лет.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» указанной Государственной программы предусмотрена реализация основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данного основного мероприятия.
Согласно паспорту Подпрограммы государственным заказчиком Подпрограммы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривающий порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера й приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе» (далее<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) предусмотрены дополнительные гарантии на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в пределах Российской Федерации гражданам, выезжающим за пределы Эвенкийского муниципального района», в соответствии со ст.5 которого гражданин, проживающий на территории муниципального района, соответствующий требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", имеет право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в пределах Российской Федерации с учетом членов его семьи, проживающих совместно с ним, за счет средств краевого бюджета (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Порядок определения размера социальных выплат на приобретение (строительство) жилья за счет средств краевого бюджета, а также порядок и условия предоставления социальных выплат в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливаются <адрес> (п.2 ст.5).
Данный порядок установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес>» государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе <адрес>» государственными полномочиями по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительства) жилья в пределах Российской Федерации гражданам, проживающим на территории Эвенкийского муниципального района и выезжающим за пределы Эвенкийского муниципального района, наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Эвенкийского муниципального района.
В соответствии со ст.9 Устава Эвенкийского муниципального района исполнительно-распорядительным органом Эвенкийского муниципального района является Администрация Эвенкийского муниципального района.
Государственные полномочия, переданные органу местного самоуправления, включают в себя, в частности: а) прием и регистрацию заявления и документов от гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом (далее по тексту статьи - заявитель); б) проверку документов заявителя; в) принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; г) направление заявителю уведомления о принятии решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела Кокорин В.В. свою трудовую деятельность начал ДД.ММ.ГГГГ году в должности радиооператора <адрес> узла связи <адрес>вого производственно-технического управления связи, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи с поступлением в Минусинское СПТУ-2. ДД.ММ.ГГГГ был принят водителем 3 класса в Ванаварское строительно-монтажное управление объединения «Востсибгеолстрой». ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи с призывом на службу в ряды Советской Армии, по возвращению со службы продолжил работать в СМУ водителем; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в <адрес>ную больницу. ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в Тунгусско-Чунский РОВД (реорганизованного в Отдел МВД России по <адрес>), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на службе в отделе МВД России по <адрес>, непрерывно проходил службу в органах внутренних дел 20 лет 04 месяца 03 дня, в том числе в местностях приравненных к районам Крайнего Севера- 18 лет 05 месяцев 28 дней, уволен со службы по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ был принят в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Тунгусский» на должность государственного инспектора по охране территории заповедника, до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с данным учреждением (л.д.5-9).
Данные периоды работы истца проходили на территории <адрес> (ранее-Эвенкийский автономный округ).
В соответствии с <адрес>ов, на которую распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке применения Указа Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" -<адрес> (ранее Эвенкийский автономный округ, в состав которого входил <адрес>) является местностью, относящейся к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 данного закона период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.
Из указанного следует, что служба в органах внутренних дел включается в страховой стаж независимо от того уплачивались или нет в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за граждан, проходивших указанную службу, и из каких источников производилось финансирование расходов на страховую часть трудовой пенсии.
Факт прохождения Кокориным В.В. службы в отделе МВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчиками не оспаривается, с достоверностью подтверждается данными трудовой книжки и военного билета, справками Пенсионного фонда и военкомата.
С ДД.ММ.ГГГГ Кокорин В.В. состоит в Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> на учете граждан, претендующих на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры»; на момент постановки на учет стаж его работы в районах Крайнего Севера определен 20 лет 10 месяцев.
Письмом № от 12.2018 года Администрация Эвенкийского муниципального района уведомила Кокорина В.В., что время службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории района Крайнего Севера-в отделе МВД России по <адрес>, исключен из общей продолжительности стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии как рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в другие районы <адрес>», по основанию, что данные периоды службы не входят в понятие «периодов работы и иной деятельности» по смыслу положений ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.ст.10,11 Федерального закона от 17.12.2001№-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», дающих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ, в силу этого он утрачивает право на получение жилищной субсидии как не соответствующий условиям названного закона (л.д.12).
С данным суждением суд согласиться не может ввиду следующего.
В рамках Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера, а не специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера.
Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера составляет 20 лет 10 месяцев, то есть более 15 лет непрерывно, на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей он не имеет жилых помещений, субсидии на эти цели не получал.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом: гражданам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: свыше 35 лет в размере 100% в размере; от 30 до 35 лет- 95%, от 25 до 30 лет-90%, от 20 до 25 лет-85%, от 15 до 20 лет-80%, от 15 до 20 лет-75%.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных как Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ, так и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе».
В силу этого отказ Администрации ЭМР в постановке Кокорина В.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является незаконным, время службы истца в отделе МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера в целях реализации истцом права на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с учетом данного стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
требования Кокорина Виктора Валентиновича удовлетворить.
Решение Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> № от 12.2018 года, которым Кокорину Виктору Валентиновичу отказано во включении времени службы в отделе МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории района Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы? дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ, признать незаконным.
Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района зачесть Кокорину Виктору Валентиновичу в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей? дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", время службы в отделе МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и поставить его на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с пересечением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Л.Н. Джимбеева