Решение по делу № 2-2052/2014 ~ М-91761/2014 от 14.08.2014

19 августа 2014 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданское дело № 2-2052/2014

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Рой Е.Н.

с участием прокурора Фанибарова Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева С.А. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района от 07 августа 2014 года № 828 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Васильеву С.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения»,

УСТАНОВИЛ:

Васильев С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района от 07 августа 2014 года № 828 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Васильеву С.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения».

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решением территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района от 07 августа 2014 года № 828 ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 в связи с тем, что в документах, предоставленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации обнаружены документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В подписных листах и заявлении о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужское городское поселение 3 созыва по одномандатному избирательному округу № 8 неверно указаны сведения о судимости: отсутствует наименование уголовного закона и наименование статей по которым Васильев С.А. был осужден.

В документах кандидата отсутствует документ, подтверждающий изготовление подписных листов.

Васильев С.А. считает решение территориальной избирательной комиссии № 828 от 07 августа 2014 года необоснованным, поскольку подписные листы им изготовлены за счет средств избирательного фонда. Оплата по договору состоялась 30 июля 2014 года. Сведения о судимости внесены им в подписные листы и заявление на основании справки полиции.

Заявитель просит суд признать решение территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района от 07 августа 2014 года № 828 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Васильеву С.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения» незаконным и обязать территориальную избирательную комиссию Лужского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

Представитель заявителя Захарова М.В., действующая на основании доверенности от 13 августа 2014 года, удостоверенной по месту работы заявителя, считает заявление законным и обоснованным.

Интересы Территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района представляет Лаас О.В.., которая считает, что Васильеву С.А. было обоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в соответствии с нормами пунктов 24 и 25 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В представленном в избирательную комиссию заявлении и подписных листах указанны неполные сведения о судимости: отсутствует указание на уголовный закон и наименование статей. Также заявитель не отчитался перед избирательной комиссией о целевом расходовании средств избирательного фонда, в том числе о виде средств потраченных на изготовление подписных листов. Считают, что у избирательной комиссии не было оснований предлагать заявителю устранять выявленные недостатки в представленных документах.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, требования Васильева С.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичную норму права содержит и п. 2 ст. 20 Областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» № 20-ОЗ от 15 марта 2012 года.

Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 9 статьи 24 Областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» № 20-ОЗ от 15 марта 2012 года основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 24 Областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» № 20-ОЗ от 15 марта 2012 года при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Из материалов дела усматривается, что решением совета депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области № 394 от 24 июня 2014 года на 14 сентября 2014 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Лужское городское поселение третьего созыва.

Васильев С.А. выдвинутый в порядке самовыдвижения в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования Лужское городское поселение третьего созыва, 10 июля 2014 года представил в территориальную избирательную комиссию Лужского муниципального района заявление о согласии баллотироваться. В дальнейшем в избирательную комиссию им были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района № 828 от 07 августа 2014 года Васильеву С.А. отказано в регистрации в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования Лужское городское поселение третьего созыва по одномандатному округу № 12.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Как следует из предоставленных доказательств 10 июля 2014 года Васильевым С.А. заключен с <наименование> договор специального избирательного счета кандидата.

<дата> между Васильевым С.А. и <наименование> заключен договор на изготовление подписных листов.

<дата> между Васильевым С.А. и <наименование> заключен договор на приобретение канцелярских товаров.

Оплата указанных договоров произведена Васильевым С.А. <дата> путем списания денежных средств с избирательного счета Васильева С.А..

Таким образом, основания для отказа в регистрации по данному основанию не соответствует положениям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года № 20-ОЗ «О муниципальных выборах в Ленинградской области», выдвижение кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Закона Ленинградской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 4 ст. 23 указанного Закона Ленинградской области установлено, что при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего Областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.

Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.

Согласно истребованным из территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Лужское городское поселение Лужского района Ленинградской области документам Васильев С.А. представил в территориальную избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку, согласно которому он собрал 14 подписей.

04 августа 2014 года территориальная избирательная комиссия признала достоверными 14 подписей избирателей.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подп. «и» п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11 ст. 23 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года № 20-ОЗ «О муниципальных выборах в Ленинградской области» также предусмотрено, что основания признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона.

Суду были предоставлены ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Васильева С.А., протокол об итогах сбора подписей от 04 августа 2014 года, из которых следует, что количество представленных подписей избирателей составило 14, количество проверенных подписей - 14, количество достоверных подписей избирателей - 14.

Из представленных трех подписных листов кандидата в депутаты Совета депутатов Васильева С.А. видно, что в сведениях о судимости кандидата в депутаты не указан уголовный закон и наименование статей, что влечет в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 и пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей, представленных кандидатом Васильевым С.А. в поддержку своего самовыдвижения в депутаты Совета депутатов.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

Из формы подписного листа в приложении 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе, которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.

Пунктом 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что сведения о судимости кандидата – это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

В определении от 11 мая 2012 года № 658-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Как указано в пункте 14 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

Данный подписной лист не содержит необходимых сведений и имеет форму, не соответствующую форме, установленной в приложении № 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

При этом суд отмечает, что подписной лист - это отдельный лист бумаги. Законом не допускается иное оформление подписного листа. Скрепление листов необходимо при их сдаче в избирательную комиссию, при этом каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 8 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии со ст. 23 Областного закона Ленинградской области от 15 марта № 20-ОЗ «О муниципальных выборах в Ленинградской области» при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего Областного закона сведений о кандидате, избирательном объединении, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения (часть 4), проверке подлежат все представленные подписи, внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Соответствующая избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (часть 5).

Во всех подписных листах и заявлении кандидата в депутаты Васильева С.А. в сведениях о судимости не указано наименование статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также закон, на основании которого он был осужден.

Данные обстоятельства в соответствии с подпунктами «г» и «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ являются основаниями для признания подписей избирателей и во всех подписных листах недействительными.

При таких обстоятельствах решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Васильева С.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Лужское городское поселение Лужского района Ленинградской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Васильева С.А. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района от 07 августа 2014 года № 828 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Лужского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Васильеву С. А., выдвинутому в порядке самовыдвижения» отказать.

На решение суда в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий         подпись

2-2052/2014 ~ М-91761/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев С. А.
Другие
Территориальная избирательная комиссия Лужского муниципального района
Суд
Лужский городской суд
Судья
Киселева Светлана Николаевна
14.08.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2014[И] Передача материалов судье
15.08.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2014[И] Судебное заседание
19.08.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2016[И] Дело оформлено
05.12.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее