РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 25 октября 2017 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2017 г.
г.Выборг 25 октября 2017 года
Дело N 2-2869/2017
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гомзякова А.Г.,
при секретаре Ковалевой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов,
установил:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Выборгская целлюлоза» (далее – ОАО «Выборгская целлюлоза», Общество) об обязании ОАО «Выборгская целлюлоза» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, незаконно размещенных на территории Ломоносовского участкового лесничества в квартале 508 выдела 27 (географические координаты: N59° 40"22,54" N 29° 35"20.32").
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки названного лесного участка обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, объемом 5 куб. м, морфологический состав отходов: мусор. Указанный земельный участок используется ОАО «Выборгская целлюлоза» для заготовки древесины по договору аренды лесного участка, заключенному с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области. В связи с чем просил обязать ответчика ликвидировать указанную свалку.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования изменил, предъявив их к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, от иска к ОАО «Выборгская целлюлоза» отказался, поскольку 30 июня 2017 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ОАО «Выборгская целлюлоза» было подписано соглашение о расторжении договора N 109/3-2010-09 от 17.09.2010, лесной участок ОАО «Выборгская целлюлоза» передан Комитету по природным ресурсам по акту приема-передачи от 30.06.2017, в связи с чем определением суда от 30 августа 2017 года производство по делу в этой части было прекращено. Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В этой связи, с учетом уточненных исковых требований в ходе производства по делу, отказа от исковых требований к ОАО «Выборгская целлюлоза», окончательно прокурор просил суд обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов, незаконно размещенных на территории Ломоносовского участкового лесничества в квартале 508 выдела 27 (географические координаты: N59° 40"22,54" N 29° 35"20.32").
Представитель процессуального истца по доверенности помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А. в судебном заседании заявленные прокурором Ломоносовского района Ленинградской области требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель третьего лица ОАО «Выборгская целлюлоза» Султанова К.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение по делу на усмотрение суда.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Ломоносвского муниципального района Ленинградской области в квартале 508 выдела 27 (географические координаты: N59° 40"22,54" N 29° 35"20.32") Ломоносовского участкового лесничества – филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» (далее - ЛОГКУ «Ленобллес») выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки о нарушении лесного законодательства от 30.01.2017 и сторонами не оспаривалось.
Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс РФ, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В Правилах санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют меры санитарной безопасности только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности (пункт 3).
Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство), которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Пункты 66 - 68 Руководства предусматривают, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 1, 11, ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ), правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П, ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 84 Лесного кодекса РФ и ст. 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области являются обоснованными.
При рассмотрении дела было установлено, что свалка расположена на территории лесного фонда, в пределах Ломоносовского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», доказательств обратного суду представлено не было.
В соответствии ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4 Устава ЛОГКУ «Ленобллес» собственником имущества и учредителем учреждения является Ленинградская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Утверждение Устава учреждения отнесено к совместной компетенции комитета по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (часть 1).
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенного лесного законодательства и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о возложении на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области по ликвидации несанкционированной свалки.
При этом, в силу ст. 206 ГПК РФ, исходя из принципа разумности, с учетом предполагаемой длительности и сложности необходимых работ для исполнения ответчиком возложенной обязанности по очистке земель лесного фонда от захламления, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из материалов дела усматривается, что прокурором в интересах неопределенного круга лиц были заявлены требования неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления неимущественного характера государственная пошлина взыскивается с физических лиц в размере 300 рублей.
В связи с этим с ответчика в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов, незаконно размещенных на территории Ломоносовского участкового лесничества в квартале 508 выдела 27 (географические координаты: N59° 40"22,54" N 29° 35"20.32") специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
Взыскать с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков