47RS0014-01-2022-000002-18
Дело № 2а-489/2022
город Приозерск Ленинградской области 08 февраля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Горбунцовой И.Л.,
при секретаре Калиновой М.А.
с участием административного истца Беляева В.В., представитель административного ответчика Базыкина О.О. действующей на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Вячеслава Владимировича к Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании постановления незаконным и нарушающим права и законные интересы гражданина и обязании принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
установил:
Беляев Вячеслав Владимирович обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, в котором просит суд: признать постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным и нарушающим права и законные интересы Беляева Вячеслава Владимировича; обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принять Беляева Вячеслава Владимировича на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указано, что дом № 1, расположенный по адресу п. Бурнево Приозерского района Ленинградской области, в котором административный истец зарегистрирован по месту жительства, сгорел ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обратился в уполномоченный орган местного самоуправления для постановки на жилищный учет. Однако постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и выпиской из решения заседания общественной комиссии при администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в постановке на учет, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Руководствуясь ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации истец считает, что поскольку он на сегодняшний день не обеспечен жильем, до настоящего момента зарегистрирован по адресу сгоревшей квартиры, у него есть основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец Беляев В.В. просил удовлетворить административный иск, поддержал доводы, изложенные в нем.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Базыкина О.О. в судебном заседании придерживалась доводов, изложенных в отзыве на иск, просила отказать в удовлетворении требований Беляева В.В. В отзыве на административный иск административный ответчик администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на то, что правомерно отказала Беляеву В.В. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК (не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя) (л.д. 31-38).
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Согласно п. 3 ст. 3 областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.
25 января 2006 г. правительством Ленинградской области принято постановлением № 4 «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Судом установлено, что Беляев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является Давидян М.Д.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворен иск Давидяна М.Д. к Беляеву В.В., Дугушину Ю.Г., Беляеву С.В. о выселении. Судом постановлено выселить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дугушина Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Беляева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. При рассмотрении дела судом установлено, что Беляев В.В. продал Давидяну М.Д. указанное жилое помещение, собственником является Давидян М.Д.
Из материалов дела видно, что решение суда не исполнено, как следует из пояснений административного истца, в связи с примирением Беляева В.В. и Давидяна М.Д. Истец до сих пор зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой формы 9.
Жилой <адрес> сгорел, что подтверждается справкой ОНД Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и материалом проверки КРСП-21 от ДД.ММ.ГГГГ
Беляев В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Административный истец дал согласие на проверку представленных сведений. В заявлении о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма административный истец также указал, что относится к категории граждан, имеющим право на обеспечения жилыми помещениями вне очереди, при этом не указав соответствующее основание. К заявлению административный истец приложил копию паспорта, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, копию финансового лицевого счета, копию характеристики жилого помещения ф. 7, копию справки о регистрации ф.9, копию справки о пожаре, копию справки из Приозерского филиала ГКУ ЦЗН Ленинградской области, копию справки из ГУП «ГУИОН».
В представленной административным истцом выписке из решения заседания общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) решением комиссии указано: отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения согласно п. 2.10. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации: не представлены предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК Российской Федерации документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: не представлены справка ФГУП «Леноблинвентаризация» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, архивные справки о регистрации по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие доход за расчетный период, равный двум календарным годам предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет, с целью признания гражданина малоимущим.
Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 09 декабря 2021 г. № 4352 «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Беляеву В.В., зарегистрированному по адресу: <адрес> <адрес>, составом семьи 1 человек, отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2.10 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В постановлении подробно указаны основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, отражен перечень документов, которых административный истец не представил (л.д.88)
Из анализа заявления Беляева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-95) административный истец не просил поставить его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье во внеочередном порядке.
Согласно абзацу 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Поскольку административный истец при обращении в администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях документы, не представил документы, обосновывающие право состоять на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении на основании договора социального найма и для признания его малоимущим, в том числе справку ФГУП «Леноблинвентаризация» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, архивные справки о регистрации по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие доход за расчетный период, равный двум календарным годам предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет, с целью признания гражданина малоимущим, как не представил таких документов и в суд при рассмотрении настоящего дела, оснований полагать ошибочными выводы о наличии оснований для отказа в принятии Беляева В.В. на указанный учет, не имеется.
Доводы административного истца о том, что по поданным аналогичным документам ранее судами был сделан вывод о наличии него права быть принятым на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении суд находит несостоятельными, так как решения судом были приняты по иным основаниям, в том числе по иному заявлению Беляева В.В. и оспаривалось постановления административного ответчика, содержащего в себе другие основания.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что исковые требования Беляева В.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в административном исковом заявлении Беляева Вячеслава Владимировича к Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании постановления незаконным и нарушающим права и законные интересы гражданина и обязании принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2022 года.
Судья И.Л. Горбунцова