Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Латыповой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
26 декабря 2018 года
гражданское дело по иску Королькова ФИО8 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Корольков Е.В. обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска о предоставлении ему вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что он зарегистрирован и ранее постоянно проживал по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ его матери ФИО3 на семью из двух человек: на маму и на него. Данное жилое помещение являлось для них единственным жильем. ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> произошел пожар. В результате пожара жилой дом сгорел полностью, следовательно, ни ремонту, ни реконструкции не подлежит. С ДД.ММ.ГГГГ он и его мать состояли на учете в администрации города Прокопьевска на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На сегодняшний день он один стоит на учете, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Его номер по очереди составляет 214 на ДД.ММ.ГГГГ. Он 19 лет состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, и ничего до сих пор не получил. Постоянного места жительства и жилья в собственности/ пользовании не имеет. Жилой <адрес> в <адрес> был уничтожен в результате пожара в 2004 году, решение МВК о признании жилого дома непригодным для проживания, не принималось, поскольку МВК в администрации города Прокопьевска создана была только в 2006 году. При этом, факт отсутствия заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для проживания, не может служить основанием для ограничения прав истца на получение жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать администрацию города Прокопьевска предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Прокопьевска общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.
Истец Корольков Е.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просит удовлетворить, пояснил, что состоит на учете граждан в администрации города Прокопьевска в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, является малоимущим, постоянного места работы не имеет, в собственности жилья не имеет, приобрести жилье самостоятельно за свой счет не имеет возможности. Проживает по <адрес> у крестной, потому что жить больше негде. Дом по <адрес>, где они проживали с матерью, в 2004 году сгорел. Данное жилье им было предоставлено по договору социального найма. Он перебивается случайными заработками, поэтому просит обязать администрацию города Прокопьевска предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроеннее жилое помещение в черте г. Прокопьевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде квартиры, состоящей из одной комнаты, общей площадью не менее 16 кв.м.
Представитель истца Королькова Е.В. – Маспак Л.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала полностью по изложенным в иске основаниям, пояснила, что дом по <адрес> уничтожен в результате пожара в 2004 году, решение МВК о признании дома непригодным, аварийным и подлежащим сносу не принималось, т.к. дома нет. Просит обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Королькову Е.В. вне очереди по договору социального найма благоустроеннее жилое помещение в черте г. Прокопьевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде квартиры, состоящей из одной комнаты, общей площадью не менее 16 кв.м.
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска Бадыргова М.М., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Корольков Е.П. состоит на учете граждан в администрации города Прокопьевска в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящий момент его номер очереди 214. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. МВК дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу не признавался. Жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам будет предоставлено истцу в порядке очереди. Внеочередное предоставление жилья повлечет нарушение прав граждан, стоящих в очереди ранее, поэтому просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Суд считает, что в данном случае отношения сторон возникли из договора социального найма, носят длящийся характер.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с изложенным, для приобретения права на получение социального жилья во внеочередном порядке по нормам ЖК РФ требуется соблюдение всех условий, установленных этим законом – ст. ст. 49, 52 ЖК РФ.
При условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ) законом предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), в частности, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых помещений (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с ФИО3 был заключен договор социального найма жилого помещения № по адресу: <адрес> на семью из двух человек, на неё и сына Королькова Е.В. (л.д. 6).
Согласно справке УГПН г. Прокопьевска (л.д. 7) жилой дом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сгорел полностью.
Мать истца ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти на л.д. 8).
Согласно справке МУП «Служба единого заказчика» (л.д. 33) Корольков Е.В. зарегистрирован по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из информации администрации города Прокопьевска № от ДД.ММ.ГГГГ решение МВК по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу не принималось. В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013 – 2017 годы» <адрес> не включен в вышеуказанную программу (л.д. 23).
Из акта обследования ГП КО «ЦТИ Кемеровской области, филиал № БТИ г. Прокопьевска» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39) видно, что жилой <адрес> в <адрес> – снесен (отсутствует).
Согласно справке администрации города Прокопьевска (л.д. 12) Корольков Е.В. состоит на учете в администрации города Прокопьевска в качестве нуждающегося в жилом помещении (общая очередь № с ДД.ММ.ГГГГ).
Нуждаемость Королькова Е.В. в улучшении жилищных условий и его имущественное положение подтверждается справками БТИ г. Прокопьевска (л.д. 26, 27) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 24, 25) об отсутствии у него в собственности другого жилого помещения, а также сведениями УПФР г. Прокопьевска о состоянии индивидуального счета застрахованного лица (л.д. 40-41).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Поскольку предоставление жилого помещения в данном случае носит компенсационный характер (предоставление жилого помещения взамен сгоревшего, а не в порядке улучшения жилищных условий), и преследует цель сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем, то жилое помещение истцу должно быть предоставлено равнозначное ранее занимаемому.
Истец ранее проживал в жилом помещении по <адрес>1, которое в результате пожара сгорело полностью, имело общую площадь 16 в.м., состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд обязывает администрацию города Прокопьевска предоставить Королькову Е.В. вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте города Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 16 кв. м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Королькова ФИО9 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Королькову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение в черте гор. Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 16 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме составлено 28.12.2018
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>