Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием прокурора Сибирцевой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах истцов обратился в суд с исковыми требованиями к МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании сумм по трудовому договору. Определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела были объединены в одно производство.
Свои исковые требования, заявленные в интересах истцов, прокурор в исковых заявлениях, в уточнениях к искам, заявленным в интересах ФИО2 и ФИО6, и в судебном заседании мотивировал следующим. Истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19»: ФИО2 в должности сторожа, ФИО3 в должности повара, ФИО4 в должности рабочего по обслуживанию зданий на 1 ставку и подсобного рабочего на 0,5 ставки, ФИО5 в должности уборщика служебных помещений, ФИО6 в должности сторожа.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В данном случае, в период с 01.01.14г. – не менее 5554 рублей, в период с 01.01.2015 г. – не менее 5965 рублей.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ.
Заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, при этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края № 393-п от 13.11.92г. «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.11.92г. районный коэффициент для заработной платы для г. Минусинска и Минусинского района установлен в размере 1,30; при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 г. № 922, при минимальном размере оплаты труда 5554 рубля в месяц, северная надбавка и районный коэффициент с 01.01.14г. должны были начисляться на данную сумму.
Истцам были недоплачены указанные суммы, истцы просят взыскать в их пользу суммы исходя из приведенных расчетов.
ФИО2 с учетом уточнения требований, причитается за ДД.ММ.ГГГГ 6 228 рублей 02 копейки, указанная сумма подлежит доплате.
ФИО3 причитается за декабрь 2014 года и январь, февраль 2015 года 8488 рублей 75 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
ФИО4 причитается ДД.ММ.ГГГГ года 14952 рубля 84 копейки, указанная сумма подлежит доплате.
ФИО5 причитается за ДД.ММ.ГГГГ 5688 рублей 40 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
ФИО6 с учетом уточнений требований причитается за ДД.ММ.ГГГГ 9310 рублей 32 копейки, указанная сумма подлежит доплате.
Указанные суммы прокурор просит взыскать в пользу истцов с ответчиков, полагая их виновными в не исполнении требований действующего законодательства РФ.
Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению, мотивировав свою позицию следующим. Минусинский район не содержится в перечне районов Крайнего Севера и местностей приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих района (в ред. от 24.04.2007 № 245), утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер заработной платы работников МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» рассчитывается в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.09г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в соответствии с которым региональная выплата по муниципальному образованию Минусинский район по состоянию на сентябрь 2014 года составляла 6068 рублей, что выше минимального размера оплаты труда- 5554 рубля. Совокупный размер заработной платы истцов, включая должностной оклад им стимулирующие выплаты, превышает минимальной размер оплаты труда и составляет 6068 рублей, что не противоречит федеральному законодательству РФ. Кроме того, по мнению представителя ответчика, расчеты, приведенные прокурором не соответствуют действительности. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований истцов отказать.
В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявления истцов; расчетные листки истцов; копии паспортов истцов; копии трудовых книжек истцов.
Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства; соглашается с истцами в том, что их трудовые права были нарушены невыплатой работодателем- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» сумм районного и северного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом, суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, данной прокурором в исковых заявлениях, соглашается с расчетами подлежащих выплате истцам денежных сумм. Вместе с тем, прокурором в отношении истцов Фролова А.Г. и Кузмича Н.П. были уменьшены исковые требования. Поскольку письменного согласия истцов на уменьшение исковых требований в суд не представлено, суд, при вынесении решения руководствуется первоначально заявленными требованиями в отношении истцов ФИО2 и ФИО6, считает их подлежащими удовлетворению лишь в части. Представленные прокурором в суд расчеты, приведенные в уточнениях исковых заявлений проверены. При этом, суд соглашается с прокурором в том, что при суммированном учете рабочего времени, установленном для сторожей ответчика коллективным трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, размер оплаты за отработанное сверхурочно время подлежит определению по окончанию периода работы( года), в связи с чем, данные сумы не могут быть взысканы в середине календарного года. В связи с изложенным, суд считает подлежащими удовлетворению требования, заявленные в интересах ФИО2 в размере 6226 рублей 02 копейки, в отношении ФИО6- 9310 рублей 32 копейки.
Оценивая доводы ответчика, суд полагает следующее.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно п. 1 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. № 794 размер процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края установлен в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно представленным расчетным листкам истцов, работодателем- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19», за спорные периоды производилось начисление заработной платы с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30%. Следовательно, расчет подлежащей взысканию в пользу истцов заработной платы с применением надбавки к заработной плате в размере 30% за работу в местностях с особыми климатическими условиями истцами произведен верно.
Доводы ответчика о том, что размер заработной платы работников МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» рассчитывается в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.09г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» и за спорный период региональная выплата по муниципальному образованию Минусинский район составляла 6068 рублей, что выше минимального размера оплаты труда- 5554 рубля, суд полагает несостоятельными, так как в соответствии с нормами трудового законодательства районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного минимального размера оплаты труда и с 01.01.14г. заработная плата истцов должна была составлять 8 886 рублей 40 копеек ( 5554 рубля- минимальный размер оплаты труда + 30% районный коэффициент + 30% надбавка за работу в особых климатических условиях), что выше региональной выплаты 6068 рублей.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» в пользу: ФИО2- 6228 рублей 02 копейки; ФИО3- 8488 рублей 75 копеек; ФИО4- 14952 рубля 84 копейки; ФИО5- 5688 рублей 40 копеек и ФИО6- 9310 рублей 32 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 и ФИО6 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору- отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: