Решение по делу № 12-417/2022 от 30.08.2022

Дело № 12-417/2022

64RS0045-01-2022-007330-22

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2022 года                                                                                     г. Пенза

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Ирушкина С.П.,

с участием представителей Саратовской таможни - уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Саратовской таможни Корякова К.В.,

главного государственного таможенного инспектора правового отдела Саратовской таможни Брызгалина Е.Ю.,

рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Филимоновой Т.Ф. на постановление и.о. заместителя начальника Саратовской таможни № 10413000-421/2022 от 01.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Филимоновой Т.Ф.,

установил:

Постановлением и.о. заместителя начальника Саратовской таможни          № 10413000-421/2022 от 01.07.2022 Филимонова Т.Ф. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута штрафу в размере 150000 руб.

Филимонова Т.Ф. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просила его отменить. Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, указав, что таможенным органом выявлен факт совершения ею незаконной валютной операции, выразившейся в осуществлении расчета с нерезидентом – гражданином Республики Таджикистана Нарзиевым З.Р. за проданный товар (бывшая в эксплуатации буровая установка, модель УРБ-ЗАМ), путем принятия от нерезидента наличной валюты Российской Федерации в сумме 200000 руб. по расписке в получении денежных средств. Данные обстоятельства послужили основанием для составления таможней протокола об административном правонарушении от 15.06.2022, вынесения оспариваемого постановления от 01.07.2022. Нарзиев З.Р. не сообщил ей, что постоянно проживает на территории Республики Таджикистан и является нерезидентом. Визуально определить, что покупатель является гражданином иностранного государства, а тем более нерезидентом, невозможно. У нее при совершении обычной сделки купли-продажи, в отношении принадлежащей ей на праве собственности вещи, отсутствовали основания для того, чтобы предусмотреть безналичный порядок оплаты. Она не знала и не принимала участия в таможенном декларировании товара. Из материалов дела с учетом характера и фактических обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе размера валютной операции, не усматривается от ее бездействия последствий, повлекших существенные нарушения охраняемых общественных правоотношений. Просит освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничиться устным замечанием, постановление должностного лица изменить.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филимонова Т.Ф., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель Саратовской таможни - уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Саратовской таможни Коряков К.В. в судебном заседании указал о наличии в действиях Филимоновой Т.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она заключила договор купли-продажи, в результате получила от нерезидента РФ Нарзиева З.Р. наличные денежные средства в размере 200000 руб. в счет оплаты за товар, при этом, не проведя указанную операцию через счет в уполномоченном банке.

Главный государственный таможенный инспектор правового отдела Саратовской таможни Брызгалин Е.Ю. поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу Филимоновой Т.Ф.

Выслушав Корякова К.В., Брызгалина Е.Ю., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ).

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, физические лица, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона    № 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

При этом валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования либо в качестве выгодоприобретателя наследственного фонда (статья 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации);

4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;

7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода;

10) получения физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты при оплате и (или) возмещении им юридическими лицами - резидентами расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также погашения такими физическими лицами - резидентами юридическим лицам - резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из постановления должностного лица от 01.07.2022 между Филимоновой Т.Ф. и гражданином Таджикистана Нарзиевым З.Р., являющимся нерезидентом, 31.05.2021 заключен договор купли-продажи бывшей, согласно которому Филимонова Т.В. продала бывшую в эксплуатации буровую установку, а Нарзиев З.Р. её купил.

Согласно расписке от 31.05.2021 оплата за буровую установку, проданную по адресу: Адрес , произведена путем передачи наличных денежных средств в размере 200000 руб. Филимоновой Т.Ф.

Из ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области от 01.09.2021 следует, что Нарзиев З.Р. по имеющимся учетам УВМ ГУ МВД России по Саратовской области, состоящим на миграционном учете по месту пребывания, зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации не значится, с заявлением о выдаче вида на жительство не обращался.

Тем самым, Нарзиев З.Р. на основании пунктов 6, 7 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ находился в статусе нерезидента.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Филимоновой Т.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности по указанной норме.

Факт совершения Филимоновой Т.Ф. административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2022; сведениями о наличии счетов и выписками по ним от ПАО Росбанк от 13.07.2021 № 205/27959, ПАО «Совкомбанк» от 12.07.2021 № 463, ПАО АКБ «Авангард» от 08.07.2021 № 710/11081, Банка ВТБ (ПАО) от 07.07.2021 № 24487/422672, АО «Альфа-Банк» от 13.07.2021, АО «Тойота Банк» от 06.07.2021, АО «Россельхозбанк» от 09.07.2021; договором купли-продажи от 31.05.2021, заключенного между Филимоновой Т.Ф. и Нарзиевым З.Р.; распиской от 31.05.2021 о получении Филимоновой Т.Ф. денежных средств в сумме 200000 руб. от Нарзиева З.Р. за бывшую в эксплуатации буровую установку, модель УРБ-ЗАМ; сведениями Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области от 01.09.2021 в отношении Нарзиева З.Р.; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе Филимоновой Т.Ф. от 23.11.2000; актом проверки                  № 10413000/150622/0000028 от 15.05.2022 и другими доказательствами, имеющимися в деле.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Представленным доказательствам по делу дана надлежащая юридическая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что Филимонова Т.Ф. допустила нарушение Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», должностное лицо Саратовской таможни пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Филимоновой Т.Ф. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Саратовской таможни правильно определены юридически значимые обстоятельства, дело рассмотрено полно и всесторонне.

    Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не имеется.

    Доводы об отсутствии у Филимоновой Т.Ф. сведений о гражданстве Нарзиева З.Р. опровергаются материалами дела, а именно, договором купли-продажи от 31.05.2021, где в разделе VI. «Адреса и реквизиты сторон» указан покупатель - Нарзиев З.Р., его паспорт № 655135368 выдан ШВКД дар. Нохияи республики Таджикистан 10.07.2019 года.

    Доводы о том, что Филимонова Т.Ф. не знала и не принимала участие в таможенном декларировании товара, не имеют правового значения при рассмотрении поданной жалобы.

Вопреки доводам жалобы, принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований, позволяющих признать совершенное Филимоновой Т.Ф. административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.

Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления от 01.07.2022 было предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 13.07.2022 № 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в санкцию части 1 указанной статьи внесены изменения, вступившие в силу с 24.07.2022, предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С учетом данных изменений, размер назначенного Филимоновой Т.Ф. административного штрафа следует снизить с 150000 руб. (75 % от суммы незаконной валютной операции) до 40000 руб. (20 % от суммы незаконной валютной операции).

Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение Филимоновой Т.Ф., в отношении которой вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление и.о. заместителя начальника Саратовской таможни             № 10413000-421/2022 от 01.07.2022, которым Филимонова Т.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб. (75 % от суммы незаконной валютной операции), изменить, уменьшив размер административного штрафа до 40000 руб. (20 % от суммы незаконной валютной операции).

В остальной части постановление оставить без изменения.

Жалобу Филимоновой Т.Ф. удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 суток.

Судья                                             С.П. Ирушкина

12-417/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Филимонова Татьяна Федоровна
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Ирушкина Светлана Павловна
Статьи

15.25

Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
31.08.2022Материалы переданы в производство судье
15.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
15.10.2022Вступило в законную силу
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее