Решение по делу № 33-1639/2023 от 31.10.2023

Дело № 2-1295/2023                                                                                       Председательствующий Хашагульгова Х.Ю.

Апелляционное определение № 33-1639/2023

21 декабря 2023 г.                                                                                               г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.А.,

судей                               Цурова Х.М. и Плиевой И.М.

при секретаре судебного заседания Дзаитова Н.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Магас в защиту прав и законных интересов Оздоевой Хади Юнусовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным уменьшения размера пенсии и обязании произвести доплату удержанной части страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. на решение Магасского районного суда от 16 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Магас обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах инвалида второй группы Оздоевой Х.Ю., в котором просит признать незаконными действия ОСФР по Республике Ингушетия, выразившиеся в уменьшении размера пенсии Оздоевой Х.Ю. и обязать Экспертный центр ОСФР по Волгоградской области произвести Оздоевой Х.Ю. доплату удержанной части страховой пенсии по старости. В обоснование требований прокурор ссылается на незаконность действий по снижению Оздоевой Х.Ю. размера пенсии, указывая на обоснованность назначения истцу пенсии с учетом справки о заработной плате с 1 декабря 1989 г. по 30 ноября 1994 г., достоверность которой проверена ответчиком на момент назначения пенсии, на длительность получения истцом пенсии, уязвимый статус истца как инвалида второй группы, не имеющей иных средств к существованию.

Решением Магасского районного суда от 16 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Ингушетия Хашиева Л.Ш. ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью. Указывает на то, что стаж работы истца за период с 1989 года по 1994 год в ООО «Юггазторг» на соответствующих видах работы не подтвержден, в ИЛС сведения за этот период отсутствуют.

Оздоева Х.Ю., представитель ОСФР по Волгоградской области, представитель ОСФР по Республике Ингушетия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение старшего помощника прокурора Республики Ингушетия Кульневой А.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьей 8Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведённой в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает порядок сохранения пенсионных прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавших на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавших на момент отказа в назначении пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком доказательств правомерности осуществленных им действий не приведено, в связи с чем пенсионный орган неправомерно ограничил Оздоеву Х.Ю. в пенсионных правах, поскольку решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которым закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений, мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку находит его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующим установленным судом фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела усматривается, что решением Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия истцу в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочно назначена страховая пенсия по старости.

Судебной коллегией установлено и из материалов гражданского дела следует, что Оздоевой Х.Ю. при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста были представлены необходимые документы, подтверждающие наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то есть трудовая книжка установленного образца, справка о заработной плате.

Так, в апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на то, что стаж работы Оздоевой Х.Ю. за период с 1989 года по 1994 год в ООО «Юггазторг» на соответствующих видах работы не подтвержден, в ИЛС сведения за этот период отсутствуют.

Между тем, сведения о трудовой деятельности в период с 1 декабря 1989 г. по 30 ноября 1994 г. в ООО «Юггазторг», указанные в трудовой книжке истца, являющейся согласно вышеуказанным Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, подтверждаются также представленной работодателем - ООО «Юггазторг» справкой 2002 года о заработной плате истца за период с декабря 1989 по ноябрь 1994 года.

Таким образом, доводы жалобы судебная коллегия считает необоснованными, поскольку факт работы истца в спорный период в указанном учреждении подтверждается трудовой книжкой и справкой о заработной плате, выданной самим работодателем.

При этом суд обосновано отметил, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе, и не может быть возложена на застрахованное лицо.

Доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений, содержащихся в трудовой книжке и представленных из пенсионного дела справках, ответчиками не представлены.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие условий, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, для назначения истцу досрочной пенсии по старости на день ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. При этом стороной ответчиков не представлены доказательства недостоверности представленных истцом документов, что могло бы повлечь в силу ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии.

Между тем при приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления о назначении пенсии и соответствие изложенных в нем сведений и документов, о чем свидетельствуют имеющиеся в пенсионных делах заключения о праве истцов на досрочное назначение пенсии по ч. 1 ст. 30 приведенного Федерального закона.

Добросовестность действий Оздоевой Х.Ю. и работодателя, выдавшего справку о заработной плате, презюмируется в силу закона, в связи с чем на ответчиках лежит обязанность представить бесспорные доказательства, подтверждающие представление истцом при назначении пенсии недостоверных сведений.

В соответствии со ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №3 0 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном ((персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Истцом в обоснование подтверждения спорного периода представлены в материалы дела трудовая книжка, а также справки, выданные работодателем.

Между тем ответчиками не представлены доказательства выполнения ими положений п. 8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, располагающие документами (сведениями), указанными в п. 4 данного Порядка.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

В связи с изложенным судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 16 мая 2023 г., которым удовлетворено исковое заявление прокурора г. Магас в защиту прав и законных интересов Оздоевой Хади Юнусовны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным уменьшения размера пенсии и обязании произвести доплату удержанной части страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 28 декабря 2023 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

Судья                                       Плиева И.М.

33-1639/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Магас РИ
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
Другие
Оздоева Хади Юнусовна
Хашиева Л.Ш.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Плиева Индира Магомедовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
01.11.2023Передача дела судье
21.12.2023Судебное заседание
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Передано в экспедицию
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее