11RS0001-01-2020-007920-34 Дело № 2-95/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре Синицкой Г.Ф.,
при участии представителя ответчика – Щеголева П.И.,
истца – Зубкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубкова Владимира Владимировича к Товариществу собственников недвижимости «...» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Зубков В.В. обратился в суд с искрм к Товариществу собственников недвижимости «...» (далее по тексту – ТСН «...») с требованиями:
о признании действий, выразившихся в неразмещении в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу...
об обязании разместить в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...
о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 рублей;
о присуждении судебной неустойки за неисполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по настоящему спору в следующем размере: в случае неисполнения решения суда в течение пяти дней с момента его вынесения – 50000 руб., в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 10000 руб. в день до даты фактического исполнения решения суда.
Определением суда принят отказ истца от исковых требований к ТСН «...» о возложении обязанности разместить в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... взыскании судебной неустойки за неисполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании истец на оставшейся части исковых требований настаивал в полном объеме, указав, что действиями ответчика ему причинены нравственные страдания. Кроме того указал, что ответчик не разместил сведения о себе в системе ГИС ЖКХ в установленный законом срок.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Представители третьих лиц участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом.
Суд счёл возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, административное дело №2а-281/2021, суд приходит к следующему.
Установлено, что Зубков В.В. является собственником жилого помещения по адресу: ...
Управление многоквартирным домом осуществляет ТСН «...».
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
На основании части 1 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в данных организациях. На отношения по поводу предоставления товариществом гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
Исходя из приведенных выше норм права и их разъяснений Верховным Судом Российской Федерации граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых товариществом собственников жилья при управлении многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
На основании пункта 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Информация о создании ТСН «Пушкина, 3» внесена в ЕГРЮЛ 27.05.2019. Единый государственный реестр юридических лиц размещён в сети «Интернет» и является общедоступным источником сведений.
Согласно Уставу ТСН «Пушкина, 3», утверждённому решением учредительного собрания собственников объектов недвижимости в МКД от 14.05.2019, предметом деятельности товарищества является совместное использование имущества (вещей), в силу закона находящегося в общей собственности и (или) в общем пользовании, и управление им в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом. Для достижения целей, предусмотренных Уставом, товарищество осуществляет, в числе прочих, деятельность по обеспечению совместного использования общего имущества; содержанию, обслуживанию, эксплуатации, благоустройству и ремонту общего имущества.
В соответствии с решением Арбитражного Суда Республики Коми №... от 21.06.2019 ТСЖ «Крепость», ранее осуществлявшее управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., признано несостоятельным (банкротом).
Согласно положений статьи 126 пункта 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Следовательно, с 21.06.2019 ТСН «Пушкина, 3» приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом.
Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее- Закон №209-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для её включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона №... лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным закон законом.
Исходя из пункта 2 статьи 2 Закона №209-ФЗ ТСН «Пушкина, 3», осуществляя деятельность по содержанию, обслуживанию, эксплуатации, благоустройству и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Пушкина, 3, при отсутствии договора управления со сторонней организацией, является поставщиком информации.
Согласно Приказу Минкомсвязи России №..., Минстроя России №... от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - ...
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №... от 29.02.2016.
Исходя из пунктов 1- 1.4 раздела 10 указанного приказа №... подлежит размещению следующая информация: об управляющей организации, товариществе, кооперативе; о многоквартирных домах, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив; об адресе МКД, о дате начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом, кооперативом; фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии) руководителя управляющей организации; наименование должности руководителя управляющей организации (для юридических лиц).
При этом информация подлежит размещению не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений.
Таким образом, к 08.07.2019 ТСН «Пушкина, 3» было обязано разместить на указанном выше сайте сведения, предусмотренные пунктами 1- 1.4 раздела 10 приказа №... от 29.02.2016.
31.05.2019 в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №..., содержащий решение о выборе способа управления домом и создании ТСН «Пушкина, 3».
Поскольку ТСН «Пушкина, 3» приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом с 21.06.2019, то до 21.06.2020 у Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) отсутствовало право для проведения плановой проверки деятельности ТСН.
19.05.2020 Зубков В.В. обратился в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) с заявлением о привлечении председателя ТСН «Пушкина, 3» к административной ответственности в связи с не исполнением ТСН обязанности по размещению актуальных сведений об управляющей организации на официальном сайте в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данное обращение по подведомственности для проведения проверки направлено в Государственную жилищную инспекцию по г. Сыктывкару. В рамках мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическом лицом при изучении информации, размещённой на официальном сайте ГИС ЖКХ, установлено, что по состоянию на 16.06.2020 ТСН «Пушкина, 3» не раскрыта (не размещена) информация, предусмотренная разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №... от 29.02.2016.
Сведения о фактах возможных нарушений со стороны ТСН «...» требований жилищного законодательства направлены в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля). В отношении должностного лица ТСН «Пушкина, 3» ... М.А. 06.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара от 24.07.2020 по делу № 5-609/2020 председатель ТСН «Пушкина, 3» ... М.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 5-609/2020, суду не было представлено как доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом ТСН всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, так и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению должностным лицом установленных законодательством обязанностей.
Кроме того, 17.06.2020 Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в адрес ТСН «...» направлено предостережение №... о недопустимости нарушения обязательных требований. Указанным предостережением ТСН «Пушкина, 3» предложено принять меры по обеспечению размещения в ГИС ЖКХ информации, подлежащей размещению, и направить в срок до 01.09.2020 в адрес ГЖИ по г. Сыктывкару и Корткеросскому району уведомление об исполнении предостережения.
10.08.2020 в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) поступило обращение председателя ТСН «...» ... М.А. о невозможности размещения требуемой информации в связи с тем, что на сайте размещена информация о ТСЖ «Крепость».
После полученного обращения от председателя ТСН «...» специалисты службы технической поддержки сайта (...) произвели необходимые действия по удалению информации в отношении ТСЖ «Крепость». Вследствие чего стало возможно разместить информацию о ТСН «...». Требуемая информация размещена 17.08.2020.
Вышеприведенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.01.2021 по делу №2а-281/2021, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, и не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, права истца на доступ к актуальной информации в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в части получения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., нарушались ответчиком с 08.07.2019 и до момента её размещения, т.е. до 17.08.2020.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действия ответчика, выразившиеся в неразмещении в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... являются незаконными; а требования истца в указанной части – удовлетворению.
На основании статьи 15 Закон о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Одним из оснований ответственности за вред является вина причинителя вреда, который освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На потерпевшем лежит обязанность доказать факт наступления тех или иных негативных последствий, признаваемых вредом, их объем, а также причинную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и этими последствиями.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье. достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Длительное нарушение прав истца, выразившееся в неразмещении информации в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., в период с 08.07.2019 до 17.08.2020 повлекло нарушение конституционного права Зубкова В.В. на получение информации, то есть временное ограничение данного права, которое относится к личным неимущественным правам, и, безусловно, вызвало у истца определенные нравственные переживания.
Потому Зубков В.В. в силу приведенных положений закона имеет право на компенсацию морального вреда.
Определяя размер названной компенсации, суд исходит из нравственных страданий истца, вызванных перечисленными обстоятельствами (включая индивидуальные особенности истца, характер перенесенных нравственных страданий), а также длительность нарушения прав истца (13 месяцев). По указанным основаниям суд считает необходимым взыскать в пользу Зубкова В.В. 3000 рублей компенсации морального вреда, полагая данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным обстоятельствам.
Пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При таких обстоятельствах, в пользу истца подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть 1500 рублей.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» в сумме 700 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ТСН «...» в пользу Зубкова Владимира Владимировича 3000 рублей компенсации морального вреда и 1500 рублей штрафа.
Взыскать с ТСН «...» в доход бюджета МОГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 700 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
...
Председательствующий Д.Ф. Губаева