Решение по делу № 2-399/2024 от 29.07.2024

    УИД 10RS0001-01-2024-000456-11

    Дело № 2-399/2024

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

        28 августа 2024 г.          г. Беломорск

    Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

    председательствующего судьи     Захаровой М.В.,
    при секретаре судебного заседания     Сидоровой Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мильберт Н.А. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Мильберт Н.А. обратилась в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что с 28 сентября 2023 г. по май 2024 года работала у ответчика в должности аппаратчика химводоочистки 2 разряда, её должностной оклад в 2023 году составлял 16 381 руб., в 2024 году составлял 19 381 руб. Вместе с тем, по условиям действующего Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), от применения которого работодатель в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке не отказался, её должностной оклад с 1 января 2023 г. должен составлять 17 752,51 руб., в 2024 году – 21 031,51 руб.

Поскольку работодатель неправомерно не применяет в отношении работника условия ФОТС ЖКХ, истец просит суд взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с октября 2023 года по май 2024 года в размере 26 051,70 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредитель ГУП РК КарелКоммунЭнерго – Республика Карелия, полномочия которого реализуют Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также иные лица – Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее – КРО профсоюз жизнеобеспечения), Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Определением суда в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.

    В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия.

    Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, которые обосновывают тем, что установленный работнику оклад превышает МРОТ по РФ, что свидетельствует о выполнении предприятием условий ФОТС ЖКХ. Повышение оклада до уровня минимальной месячной тарифной ставки (ММТС), определенной по правилам Приложения № 3 к ФОТС ЖКХ, является правом работодателя, которое он реализует при наличии экономической возможности, но не его обязанностью. Приводят доводы о том, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» были установлены без учета применения предприятием положений ФОТС ЖКХ при формировании фонда оплаты труда, в связи с чем удовлетворение иска создаст ситуацию экономической необоснованности тарифов. Считают требования о компенсации морального вреда необоснованными в связи с тем, что работник не представил суду доказательства нарушения его трудовых прав. Контррасчет представить суду не желают ввиду того, что при расчете размера заработной платы истца по указанным ею исходным данным (оклад в 2023 году – 17 752,51 руб., оклад в 2024 году – 21 031,51 руб.) получили аналогичный размер задолженности, признают расчет истца арифметически верным, что, однако, просят не оценивать как согласие с иском.

    Третьи лица КРОО профсоюза жизнеобеспечения, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представили в суд отзыв, а Государственная инспекция труда по Республике Карелия в порядке ст. 47 ГПК РФ представила в суд письменное заключение, в которых сделан вывод об обоснованности исковых требований.

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнёрство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путём заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Содержание и структура соглашения определяются по договорённости между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).

В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера её условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в её условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключённого в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьёй 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Исходя из приведённых положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путём заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации. Статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов).

Трудовые отношения согласно абзацу первому статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определённой трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учётом профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что определённые трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учётом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства.

Следовательно, если в соглашение, заключённое полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определёнными в названном соглашении.

Таким соглашением является Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (ранее и далее по тексту – ФОТС ЖКХ), заключенное 12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 12/23-25), 20 июня 2022 г. было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФОТС ЖКХ вступило в силу с 1 января 2023 г.

В силу п. 1.7 ФОТС ЖКХ в случае распространения соглашения письмом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере труда на основании статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом указанных в нем процедур, Соглашение действует в отношении всех Организаций ЖКХ (работодателей), которые не представили в 30-ти дневный срок мотивированный письменный отказ в указанный федеральный орган исполнительной власти и всех работников, состоящих в трудовых отношениях с этими работодателями.

Помимо процедуры отказа конкретного работодателя от распространения соглашения на его предприятие (п. 1.7), ФОТС ЖКХ предусматривает процедуру временного приостановления действия соглашения (п. 1.21), которая состоит в реализации работодателем, в отношении которого действует Соглашение (п. 1.7 ФОТС), права в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС обратиться в письменной форме к Сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Данное предложение согласовывается первичной профсоюзной организацией и рассматривается на основании утвержденного Сторонами ФОТС Порядка временного приостановления действия отдельных положений ФОТС. По итогам рассмотрения предложения и обосновывающих документов может быть принято решение о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС в отношении данного работодателя.

Судом установлено и из материалов дела следует, что учредителем ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» является публично-правовое образование Республика Карелия, основной вид экономической деятельности по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц – производство, передача и распределение пара и горячей воды (код по ОКВЭД 35.30). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» отнесён к виду экономической деятельности «жилищно-коммунальное хозяйство».

ГУП РК «КарелКомунЭнерго» создано в целях обеспечения надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (пункт 12 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок 4 декабря 2015 г.).

Согласно пункту 3 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является коммерческой организацией.

Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом «б» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежит тарифному регулированию.

Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №204, № 205 от 28 ноября 2022 г. утверждены тарифы на тепловую энергию и горячую воду ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на долгосрочный период регулирования 2023 – 2029 гг., в том числе по территории оказания услуг – Беломорский муниципальный район.

При установлении данного тарифа на 2023 год Госкомитетом произведен расчет расходов по фонду оплаты труда на основании нормативной численности работников и фактически сложившейся заработной платы за период с января по октябрь 2022 г. (оклады в соответствии со штатным расписанием).

ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» подтверждает, что не направляло в порядке ч. 9 ст. 48 ТК РФ, п. 1.7 ФОТС ЖКХ мотивированный письменный отказ от применения соглашения, как и не направляло в порядке п. 1.21 ФОТС ЖКХ мотивированное предложение о временном приостановлении его действий в связи с установлением тарифов на тепловую энергию до принятия ФОТС без учета расходов на оплату труда работников, предусмотренных данным Соглашением.

В связи с не совершением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» указанных действий, а также отсутствием на предприятии ответчика коллективного договора, ФОТС ЖКХ в силу пунктов 1.7, 1.12 с 1 января 2023 г. имеет прямое действие на предприятии ответчика, в связи с чем работодатель при формулировании условий трудовых договоров, заключенных с работниками, связан положениями соглашения, в том числе, в части установления оплаты труда (минимального размера тарифного оклада).

Согласно п. 2.3 ФОТС ЖКХ минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в РФ на соответствующий год.

Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2023 г. в размере 16 242 руб.

Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. в размере 19 242 руб.

Приложение № 3 к ФОТС ЖКХ определяет два механизма расчета месячной оплаты труда работников сферы ЖКХ (пример «а» - для рабочих, осуществляющих ремонт, наладку и обслуживание санитарно-технического оборудования машин и механизмов, пример «б» - для руководителей и специалистов).

Должность, которую занимает истец (аппаратчик химводоочистки 2 разряда), относится к категории «рабочий» с учетом положений Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР». Таким образом, механизм расчета заработной платы данного сотрудника установлен пунктом «а» приложения № 2 к ФОТС ЖКХ. Для работника установлена повременная, а не сдельная оплата труда.

Указанный порядок расчета предполагает формирование тарифной ставки (тарифного оклада) рабочего посредством умножения ММТС для организации теплоснабжения (МРОТ – 16242 / 19242 руб.) на тарифный коэффициент для повременщиков соответствующего разряда. Для работника 1 разряда такой коэффициент составляет 1, 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда 1,537, 6 разряда – 1,796.

Применительно к должности, занимаемой истцом в спорный период, должностной оклад за выполнение месячной нормы рабочего времени в 2023 году составит 17 752,51 руб. (16 242 руб.* 1,093), а в 2024 году составит 21 031,51 руб. (19242 * 1,093).

Между тем, положения ФОТС ЖКХ не применялись ответчиком в отношении истца по делу.

Так, Мильберт Н.А. состояла в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 28 сентября 2023 г. по 17 мая 2024 г. (приказы о приеме на работу от 28 сентября 2023 г. № 1876 л/с, об увольнении от 17 мая 2024 г. № 876 л/с).

С истцом был заключен срочный трудовой договор на отопительный период 2023/2024 гг., по условиям которого, а также приказа о приеме на работу, она была принята на должность аппаратчика химводоочистки 2 разряда на основное производство в Беломорский участок теплоснабжения, котельную № 9, по основному месту работы. Ей установлен должностной оклад 16 381 руб., районный коэффициент – 1,4, северная надбавка – 80 %. Работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю..

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 января 2024 г. работнику с 1 января 2024 г. установлен должностной оклад 19 381 руб.

Положением об оплате труда ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» предусмотрена окладная система оплаты труда и повременно-премиальная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, доплата за работу в ночное время), стимулирующие выплаты (премии). Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания. Отдельным работникам устанавливается почасовая оплата труда (п. 3.6). Если доплаты и надбавки к должностному окладу установлены в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется от должностного оклада без учета других надбавок и доплат (п. 3.15). Доплаты к должностному окладу работников устанавливаются за работу в условиях, отличающихся от нормальных, и за работу сверх нормы, предусмотренной трудовым договором (п.4.1).

    Штатным расписанием, утвержденным на 2023 г. приказом работодателя № 01-01/276/ок от 14 декабря 2022 г., в котельной № 9 предусмотрена должность «аппаратчик химводоочистки 2 разряда», по должности установлен должностной оклад 16 381 руб., районный коэффициент и северная надбавка.

    Штатным расписанием, утвержденным на 2024 г. приказом работодателя № 01-01/293/ок от 29 декабря 2023 г., в котельной № 9 предусмотрена должность «аппаратчик химводоочистки 2 разряда», по должности установлен должностной оклад 19 381 руб., районный коэффициент и северная надбавка.

Расчетными листками за спорный период образования задолженности, а также штатным расписанием ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» подтверждается, и работодатель этого не опровергает, что заработная плата в 2023 и 2024 годах работнику начислялась, исходя из должностного оклада 16 381 / 19 381 руб. то есть без учета положений пункта 2.3, приложения № 3 к ФОТС ЖКХ, имеющего на предприятии прямое действие.

Поскольку в силу статей 45 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1.7 ФОТС ЖКХ данное соглашение является правовым актом и регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации, локальными актами и трудовым договором, при этом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не реализовало процедуры направления письменного мотивированного отказа от соглашения (п. 1.7 ФОТС ЖКХ), а также мотивированного предложения о временном приостановлении действия соглашения (п. 1.21 ФОТС ЖКХ), суд приходит к выводу о том, что положения ФОТС ЖКХ об оплате труда, в частности о размере должностного (тарифного) оклада, являлись для ответчика обязательным при начислении работникам заработной платы.

Начисление работодателем заработной платы истцу без учета императивных условий данного соглашения суд признает незаконным и нарушающим права работника.

    В иске работник просит взыскать в его пользу задолженность по заработной плате в общей сумме 26 051,7 руб., в том числе: за октябрь 2023 г. в размере 3168,19 руб., за ноябрь 2023 г. в размере 3168,19 руб., за декабрь 2023 г. в размере 3168,19 руб., за январь 2024 г. в размере 3812,68 руб., за февраль 2024 г. в размере 3812,68 руб., за март 2024 г. в размере 3812,68 руб., за апрель 2024 г. в размере 3812,68 руб., за май 2024 г. в размере 1296,41 руб.

Расчет произведен истцом посредством соотношения размера заработной платы начисленной и выплаченной за период с октября по декабрь 2023 года от оклада 16 381 руб., а также за период с января по май 2024 года от оклада 19 381 руб. с размером заработной платы, которая подлежала начислению по правилам ФОТС ЖКХ.

Объем отработанного за исковой период рабочего времени по делу не оспаривается.

    Суд проверил и признает арифметически правильным расчет истца, в отношении которого также представлен идентичный расчет ответчиком, за период с октября 2023 года по апрель 2024 года.

    При расчете заработной платы за май 2024 года истец использует неверный механизм исчисления, поскольку за основу расчета берет количество отработанных часов (28,8), а не количество отработанных дней (4). Поскольку работнику трудовым договором установлен оклад за норму рабочего времени (месяц), а не почасовая оплата труда, суд признает арифметически правильным расчет должностного оклада ответчика на сумму 4 206,30 руб.: 21031,51/ 20 р.д. * 4 р.д. Таким образом, задолженность ответчика перед истцом за май 2024 года составляет 762,55 руб.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично и взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в размере 25 517,84 руб.

    Суд обращает внимание на то обстоятельство, что истец, требуя взыскать задолженность по заработной плате, не просит суд произвести перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск (которая в состав заработной платы не входит), в связи с чем в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд связан пределом заявленных требований, а именно, структурой выплат, заявленных к перерасчету. Поскольку суд не разрешает указанные требования, за работником сохраняется право их предъявления в отдельном производстве.

Доводы ответчика о том, что применение ФОТС ЖКХ нарушит принцип экономической обоснованности тарифов, суд отклоняет, поскольку данные доводы опровергаются положениями пункта 1.13 ФОТС ЖКХ.

Доводы возражений ответчика о том, что размер заработной платы работников предприятия в спорные периоды был выше минимального размера оплаты труда по Республике Карелия, противоречат правовому регулированию вопросов оплаты труда. Поскольку положения ФОТС ЖКХ предполагают установление работнику тарифной ставки посредством умножения МРОТ на разрядный коэффициент, при этом положения соглашения в силу ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации не могли быть проигнорированы ответчиком при установлении оплаты труда работникам, суд отклоняет доводы ответчика о том, что им не было допущено нарушений трудового законодательства только лишь по тому основанию, что тарифная ставка работника в штатном расписании была установлена в размере не менее МРОТ.

    Ответчик также полагает, что в силу п. 2.1.8 ФОТС ЖКХ вправе сохранить действующие систему оплату труда и соотношение в размерах ставок и окладов внутри категории персонала, в том числе, после начала действия ФОТС ЖКХ. Между тем, ссылаясь на данное положение, закрепленное в абзаце четвертом пункта 2.1.8 ФОТС ЖКХ, ответчик толкует его в отрыве от абзацев первого, второго, третьего и пятого данного пункта, которые прямо предусматривают, что такое право у работодателя имеется только если изначально установленный им размер тарифных ставок соответствовал минимальным значениям, определённым Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ, а также содержит императивное указание на то, что работодатель осуществляет индивидуальное регулирование трудовых отношений с работниками на основании положений ФОТС ЖКХ.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд удовлетворяет их в заявленном размере в сумме 1 000 руб., руководствуясь при этом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и принимает во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, до момента вынесения судебного решения так и не признавшего обоснованные требования своего сотрудника, учитывает критерии разумности и справедливости.

Учитывая, что истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 393 ТК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера, принимая во внимание правомерность требований работника о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и установлении доплаты за вредность, их удовлетворение судом, учитывая общую сумму взысканной заработной платы, суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в сумме 1266 руб.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Мильберт Н.А., <данные изъяты>, задолженность по заработной плате за период с октября 2023 года по май 2024 года в размере 25 517,84 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., всего взыскать 26 517,84 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 1266 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             М.В.Захарова

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2024 г.

2-399/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мильберт Наталья Алексеевна
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Первичная профсоюзная организация Общественная организация - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в "Беломорском районе теплоснабжения" ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Республика Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Республика Карелия в лице министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Карельская республиканская организация Общественная организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
belomorsky.kar.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
30.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Дело оформлено
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее