Решение
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Гордановой М.М.,
с участием представителей: истца Коригова М.А., ответчика Антиповой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Экажева М. С. к Министерству внутренних дел по <адрес> (далее по тексту МВД) о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплате на приобретение жилого помещения, а также в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Экажев М.С. обратился в суд с названным исковым заявлением, оспорив решением ЖБК МВД по <адрес> оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий а также решение жилищной комиссии МВД по <адрес> оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета на получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в соответствии статьи 6 Федерального закона от 19.07.2-11 № 247-ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктами « б» пункта 19 правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в связи с утратой оснований ). Экажев М.С. с 1995 г. по 2008 г. проходил службу на различных должностях в системе МВД по <адрес>. В обоснование заявленных требований в иске указано, что Экажев М.С. решением ЖБК МВД по Республики Ингушетия был поставлен на учет на получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ а также в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Однако решением ЖБК МВД по <адрес> ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) он был снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме этого в связи с тем, что он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, также был снят с учета на получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии статьи 6 Федерального закона от 19.07.2-11 № 247-ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктами « б» пункта 19 правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ( в связи с утратой оснований ).
В этой связи истец, ссылаясь на положения Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты»" Жилищный кодекс России просил признать решения жилищной бытовой комиссии незаконными и возложить на МВД по <адрес> обязанность восстановить Экажева М.С. с учетом членов его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ а также на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» а также Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты»" с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их.
Представитель ответчика просил в иске отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела установлено следующее.
Как видно из материалов гражданского дела Экажев М.С. с 1995 г. по 2008 г. проходил службу на различных должностях в системе МВД по <адрес>.
Экажев М.С. решением ЖБК МВД по Республики Ингушетия был поставлен на учет на получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ а также в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако решением ЖБК МВД по <адрес> ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) он был снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме этого в связи с тем, что он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, также был снят с учета на получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии статьи 6 Федерального закона от 19.07.2-11 № 247-ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктами « б» пункта 19 правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ( в связи с утратой оснований ).
Основанием в снятии Экажева М.С. с учета, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий стало наличие у его супруги Дахкильговой Т.Я. на праве собственности жилого помещения общей площадью 103,0 кв.м. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РИ., с.<адрес>.
При снятии истца с учета ответчик не учел что ЖК РФ установлены требования, предъявляемые к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 2 ст.56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Кроме этого как указано в пункте 1 "Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет.
Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Экажев М.С. с 2005 года непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При этом на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения Экажев М.С. являлся гражданином, ранее состоящим на службе в различных должностях в системе МВД по <адрес>, впоследствии уволенным в 2008 года со службы по достижению предельного возраста при общей продолжительности военной службы более десяти лет, не имеющий, как и члены его семьи, права пользования жилыми помещениями для постоянного проживания.
Однако, исходя из вышеприведенных положений статьи 57 ЖК РФ, по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения у супруги истца, жилого помещения данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Экажева М.С. и членов его семьи с жилищного учета.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1223 (далее - Правила).
Подпунктами "б", "г" пункта 19 Правил в действующей редакции предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты. Действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ редакция вышеуказанного подпункта "б" также устанавливала в качестве основания для снятия с учета для получения единовременной выплаты улучшение жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Доводы ответчика о том, что Экажев М.С. с семьей в составе 4 человек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период владения супругой истца жилым помещением общей площадью 103, 0 кв.м. были обеспечены общей площадью жилого помещения принадлежащего нам на праве собственности, на каждого по 25,75 кв.м., ( 103/4) что превышает норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. согласно Федеральному закону "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются необоснованными.
С учетом пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства Экажева М.С. и членов его семьи с августа 2002 г. по октябрь 2017 год являлась <адрес>, с.п. Экажево, <адрес> согласно регистрации компетентных органов власти.
Аналогичная правовая позиция изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2022)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ
При таких данных суд считает ошибочными выводы решения жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> о том, что вышеуказанное жилое помещение которое находилось у супруги Экажева М.С. на праве собственности подлежало учету при расчете обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, поскольку факта проживания Экажева М.С. с семьей в этом жилом помещении не установлено.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
Ответчик, снимая истца с учета для получения ЕСВ фактически отменил прежние решения жилищных комиссий о его праве состоять на учете с момента принятия на данный учет и тем самым ухудшил положение, в обоснование оспариваемого решения не указал, каким нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам оно не соответствует.
Между тем, неэффективное или формальное исполнение соответствующими уполномоченными комиссиями по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии, своих обязанностей по установлению оснований учета сотрудников для получения единовременной выплаты не может быть использовано указанными органами, наделенными публичными полномочиями, в качестве принятия последующих решений, ухудшающих положение граждан.
Также надо учитывать что на момент владения Дахкильговой Т.Я. на праве собственности жилого помещения общей площадью 103,0 кв.м. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Правила не предусматривали обязанность сотрудника представить комиссии сведения, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений за последние 5 лет после подачи заявления о принятии на учет и соответственно ЖБК МВД по <адрес> могла самостоятельно запросить данные сведения у компетентных органов власти.
Также юридически значимым является то что Экажев М.С. семьей сохранил статус нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на дату снятия с учета для получения ЕСВ что не оспаривается ответчиком.
Кроме этого в связи с тем, что со дня совершения Экажевым М.С. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, истек пятилетний срок, решение ЖБК МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ решение о снятии истца является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Экажева М. С. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплате на приобретение жилого помещения, а также в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по <адрес> оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Экажева М. С. и членов его семьи с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также решение МВД по <адрес> оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Экажева М. С. и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Экажева М. С. с учетом членов его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Экажева М. С. с учетом членов его семьи на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» а также Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты»" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной формы.
Председательствующий:
Копия верна. Судья