Дело №
86RS0№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года <адрес>
Сургутский городской суд <адрес> -Югры в составе: председательствующего судьи Разиной О.С., при секретаре Цаликовой Е.В., с участием истца Захарова О.В., представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску о возложении обязанности Захарова О.В. к ООО «СеверСтрой» о возложении обязанности исполнить постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ, исполнить предписание Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре и провести спец-оценку условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании задолженности по заработной плате, возложении обязанности предоставить документы,
установил:
Захаров О.В. обратился в суд с указанным выше иском к ООО «СеверСтрой» с требованием о взыскании задолженности по заработной плате в размере 11 941,34 руб., возложении обязанности исполнить постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ, исполнить предписание Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре и провести спец-оценку условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить документы, мотивируя тем, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности инженера по техническому надзору.
Ответчик не верно производил начисление заработной платы, в связи с чем образовалась задолженность ответчика перед истцом в размере 11 941,34 руб., кроме того, в отношении ответчика было вынесено предписание Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре о проведении спец-оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени не исполнено.
На основании изложенного, просит возложить обязанность исполнить постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ, исполнить предписание Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре и провести спец-оценку условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать задолженности по заработной плате в размере 11 941,34 руб., возложить обязанность предоставить документы: перечень документов повторного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, приказы и справки по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по май 2019 г., табель рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ по мая 2019 г., расчет ДД.ММ.ГГГГ по май 2019 г. по удержанию исполнительного документа сс00-000001 от ДД.ММ.ГГГГ
Определениями Сургутского городского суда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в части заявленных требований о признания приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении его с ДД.ММ.ГГГГ недействительным, изменении даты увольнения в его трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ на дату фактической выдачи трудовой книжки, возложения на ответчика обязанности выдать трудовую книжку, взыскать средний заработок за время невыдачи трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 183 912,98 руб., производство по делу прекращено, в связи с отказом истца от данной части требований.
Истец Захаров О.В. в судебном заседании, заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения требований, пояснил, что заработная плата пересчитана, выплачена истцу, вместе с неустойкой за несвоевременную выплату, требование о проведении спец-оценку условий труда удовлетворению не подлежит, поскольку спец-оценку производит специализированная компания, ответчик лишь обеспечивает ее организацию.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Захаров О.В. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № был принят в ООО «СеверСтрой» на должность инженер по техническому надзору с окла<адрес> 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому истец был переведен на должность ведущего инженера по техническому надзору, с окла<адрес> 347,96 рубля.
Требование о взыскании заработной платы в размере 11 941,34 руб., истец подтверждает дополнительным соглашением № с установленным окла<адрес> 347,96 руб., а также ответом Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ о неверном начислении последнему заработной платы, данный довод не опровергается ответчиком, вместе с тем, доводы истца о наличии у ответчика перед ним задолженности по заработной плате на день рассмотрения дела судом, опровергаются представленными ответчиком доказательствами, а именно расчетным листком за май 2019 г. (л.д. 54), согласно которому истцу произведен перерасчет заработной платы, а также насчитана компенсация за задержку выплаты указанных сумм.
Произведение указанной выплаты истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы, у суда не имеется.
Требование о возложении обязанности исполнить предписание №-И/410 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного государственной инспекцией труда в ХМАО-Югре, удовлетворению также не подлежит по следующим основаниям.
Одной из мер, которые принимаются должностными лицами контролирующего органа при выявлении нарушений законодательства во время проведения проверки (контрольно-надзорных мероприятий), является выдача предписания об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)).
В предписании указываются меры, которые необходимо предпринять для устранения нарушений, а также срок устранения нарушений и (или) проведения соответствующих мероприятий.
Законно выданное предписание обязательно для исполнения соответствующими лицами. За неисполнение в установленный срок предписания такие лица несут предусмотренную законодательством РФ ответственность (ч. 2 ст. 25 Закона N 294-ФЗ). В частности, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.
Обязанность исполнять предписания контролирующих (надзорных) органов содержится и в специальных законах, например в ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) и др.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает иные последствия неисполнения законно вынесенного предписания государственного органа. Неисполнение законно вынесенного предписания не позволяет привлечь правонарушителя к гражданско-правовой ответственности путем понуждения указанного лица к исполнению в порядке искового производства, однако не лишает административный орган права на рассмотрение вопроса в административном порядке, например путем привлечения игнорирующего предписание лица к административной ответственности (Постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N Ф05-1528/2017 по делу N А40-113004/16).
Предписания государственных органов являются обязательными к исполнению, повторное придание им обязательности путем обращения в суд действующим законодательством не предусмотрено.
Требование истца об исполнении постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ, удовлетворению также не подлежит, поскольку оспариваемый документ является ответом на обращение (л.д. 33-35), то есть он не является нормативным актом и носит информационный характер.
Что касается требования истца о возложении на ответчика обязанности по проведению спец-оценки условий труда с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, проводится заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ.
Таким образом, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, проведение же самой спец-оценки производится специальной организацией, вменение ответчику данной обязанности по проведению спец-оценки, законом не предусмотрено, а следовательно требование истца в данной части удовлетворению не подлежит.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к работодателю с заявлением о предоставлении документов (л.д. 64).
Документы частично были направлены истцу работодателем ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).
Согласно ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Таким образом, из анализа ст. 62 Трудового кодекса РФ следует, что на работодателе лежит обязанность безвозмездно предоставить работнику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой, то есть документов, содержащих персональную информацию о работнике.
Вместе с тем, в уведомлении о выдаче документов от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует требование работника о выдаче ему приказов и справок по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по май 2019 г., выдаче табеля рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ по мая 2019 г., а также расчета ДД.ММ.ГГГГ по май 2019 г. по удержанию исполнительного документа сс00-000001 от ДД.ММ.ГГГГ. следовательно, работодателем нормы ст. 62 ТК РФ, нарушены не были.
При таких обстоятельствах требования Захарова О.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Захарова О.В. к ООО «СеверСтрой» о возложении обязанности исполнить постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ, исполнить предписание Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре и провести спец-оценку условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании задолженности по заработной плате, возложении обязанности предоставить документы - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Сургутский городской суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.С.Разина