2-14/2022
49RS0008-01-2021-002719-73
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Наконечной Е.В., Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баклан ФИО5 к УФНС по Магаданской области о взыскании недоплаченных денежных средств при выплате дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы в связи с увольнением
по кассационной жалобе УФНС России по Магаданской области на решение Хасынского районного суда от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., судебная коллегия
установила:
Баклан А.А. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он работал в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области в должности <данные изъяты>. 10 октября 2020 года ему было вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области. Приказом от 23 ноября 2020 года служебный контракт с ним расторгнут, и он уволен с 11 декабря 2020 года на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 195 дней. Однако, при определении размера среднедневного денежного содержания для расчета указанных выплат работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные гражданскому служащему в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем истец обращался за довзысканием выплат в судебном порядке, и на основании решения Хасынского районного суда от 30 июня 2021 года с УФНС России по Магаданской области в его пользу были взысканы денежные средства, подлежащие доплате: за период нахождения в оплачиваемом отпуске с 21 сентября по 14 октября 2020 года в сумме 68 583 руб. 15 коп., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 313 479 руб. 94 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 521 574 руб. 68 коп. Этим же решением суда установлено, что его средний заработок составляет 194 620 руб. 10 коп.
Поскольку Баклан А.А., своевременно вставший на учет в службу занятости, не был трудоустроен в течение пятого и шестого месяца после увольнения, то на основании решений ГКУ ЦЗН г. Магадана Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 12 мая 2021 года № 1320016/210103 и от 15 июня 2021 года № 1660009/210103 ему выплачена ответчиком компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 232 500 руб. 24 коп. При этом расчет компенсации вновь произведен без учета фактически выплаченных истцу сумм дополнительного материального стимулирования.
В своих исковых требованиях Баклан А.А. просил суд взыскать с УФНС России по Магаданской области недоплаченную ему дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 156 739 руб. 96 коп.
Определением суда от 06 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 11 января 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений суда первой и апелляционной инстанции, как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено, что Баклан А.А. проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области с 08 мая 1997 года по 11 декабря 2020 года.
Приказом ФНС России от 23 ноября 2020 года № ЕД-10-4/1106@ Баклан А.А. уволен с государственной гражданской службы с 11 декабря 2020 года на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 195 дней. Однако, при определении размера среднедневного денежного содержания для расчета указанных выплат работодателем не были учтены полученные истцом денежные средства дополнительного материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем Баклан А.А. обращался в суд за взысканием недовыплаченных ему средств. Решением Хасынского районного суда от 30 июня 2021 года в его пользу были взысканы недополученные им выплаты: за период нахождения в оплачиваемом отпуске с 21 сентября по 14 октября 2020 года в сумме 68 583 руб. 15 коп., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 313 479 руб. 94 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 521 574 руб. 68 коп.
Поскольку Баклан А.А., своевременно вставший на учет в службу занятости, не был трудоустроен в течение пятого и шестого месяца после увольнения, то на основании решений ГКУ ЦЗН г. Магадана Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 12 мая 2021 года и от 15 июня 2021 года ему выплачена ответчиком компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 232 500 руб. 24 коп. При этом расчет компенсации также произведен без учета фактически выплаченных в расчетном периоде сумм дополнительного материального стимулирования, что не оспаривалось ответчиком.
В силу положений ч.3.1, ч.3.2 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо выплачиваемой при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается соответствующая компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
Установив, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) были выплачены истцу на основании соответствующих писем ФНС России и изданных в соответствии с ними приказов УФНС России по Магаданской области и Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области о выплате премии за счет средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, а также дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, суды пришли к выводу, учитывая правовую природу спорных стимулирующих выплат, о необходимости включить эти выплаты в состав денежного содержания государственного служащего и, как следствие, о необходимости учесть их при расчете компенсационных выплат за пятый и шестой месяц со дня увольнения.
При этом суды исходили из следующего.
В силу ст. 51 Федерального закона 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года № 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Рассматривая дело суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил не исключает возможность учета в составе денежного содержания средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
Такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов – решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судами писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС № 2 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 разъяснения.
Рассматривая дело суды с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришли к верному выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца. Материальное стимулирование, выплаченное Баклан А.А. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при определении денежного содержания истца, из которого рассчитывается денежная компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Необходимость учета полученных истцом средств дополнительного материального стимулирования в составе выплаченного ему денежного содержания проверялась судом по ранее рассмотренному делу (решение суда от 30.06.2021) при определении размера четырехмесячного денежного содержания, выплаченного при увольнении. Суд посчитал правильным учесть указанные средства. Оснований для иных выводов при рассмотрении настоящего дела по спору о размере компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения у судов не имелось.
Установив в ходе разбирательства, что денежную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения истец получил не в полном объеме, при этом недополученная им сумма составила 156 739,96 руб., суды, правильно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания этой суммы.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
Доводы об отсутствии оснований для включения средств дополнительного материального стимулирования в состав денежного содержания государственного служащего и о неправомерности применения судами приведенных в судебных актах писем и разъяснений ФНС России и Минфина России, в том числе письма Минфина РФ от 15.07.2014, приводились в судах первой и второй инстанции и обоснованно отклонены судами по результатам исследований и оценки этих документов во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, регулирующего оплату труда государственных служащих.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: