Дело № 2-5389/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 07 сентября 2016 года
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре: Ефимовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тиграняна С.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Московского района» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, взыскании денежных средств, -
УСТАНОВИЛ:
Тигранян С.В. обратился в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района», в котором просил признать за ним право не производить оплату услуги «отопление» <адрес>, взыскать с ответчика излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты теплоснабжения за период с сентября 2012 по июнь 2014 г.г. в размере 45 405 рублей 76 копеек, штраф за невыполнение требований потребителя в размере 22 702 рубля 88 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, расходы на изготовление проектной документации в сумме 18 081 рубль 14 копеек, расходы на согласование паспорта узла присоединения в размере 1 062 рубля, судебные издержки в размере 19 140 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения принадлежащей истцу квартиры, указанный акт ответчиком не оспорен, недействительным не признан. Актом приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ была введена в действие система отопления квартиры посредством газового оборудования, т.е. квартира, принадлежащая истцу, с указанной даты перешла на автономный источник теплоснабжения, от системы центрального отопления отключена, приборы центрального отопления в квартире отсутствуют. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. в счетах на оплату начисление за услугу «отопление» не производилось. В ДД.ММ.ГГГГ в счет на оплату жилищно – коммунальных услуг включена сумма по услуге «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с обращением истца к ответчику, генеральный директор ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района сообщил истцу о необходимости проведения корректировки паспорта системы отопления жилого дома, указанная проектная документация была подготовлена истцом, за ее составление и согласование оплачено 19143,14 рублей (18081,14+1062). После передачи корректировки в управляющую компанию начисление за отопление не производилось вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в удовлетворении обращения о перерасчете оплаты за отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года истцу было отказано без законных оснований, чем нарушены права истца. Кроме этого, с ДД.ММ.ГГГГ в счет на оплату жилого помещения включена оплата за отопление исходя из площади спорной квартиры. Спорная квартира переведена на автономное теплоснабжение до введения в действие ФЗ «О теплоснабжении», фактически отопительные приборы в квартире отсутствуют, отопление производится за счет установленного в квартире газового оборудования, при этом за отопление и использование газа истец также вносит плату в установленном порядке.
В судебное заседание АО «Теплосеть Санкт – Петербурга», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, своего представителя не направило, что, учитывая надлежащее извещение, не препятствует рассмотрению дела в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец Тигранян С.В. и его представитель Шабадах Д.А. в судебное заседание явились, на удовлетворении иска настаивали.
Представители ответчика Бичурина И.А., Баранова Р.Е. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями частей 1 - 3 статьи 10, части 1 статьи 539 и части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, предусмотренные последствия применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены ГК РФ.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой дом по адресу: <адрес> является многоквартирным, оборудованным центральным отоплением, с ДД.ММ.ГГГГ узлом учета тепловой энергии, ресурсоснабжающая организация – ГУП «ТЭК СПб» (л.д. 194-204).
Тигранян С.В. является собственником <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно паспорта на квартиру, оформленного ПИБ Московского района ГУИОН Санкт – Петербурга квартира оборудована и снабжается от системы центрального отопления (л.д. 9-10).
Судом установлено, что по заказу Тиграняна С.В. <данные изъяты> был разработан проект автономного отопления принадлежащей истцу квартиры (л.д. 134-149), в квартире Тиграняна С.В. был установлен газовый термоблок <данные изъяты> (л.д. 170).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией, состоящей из сотрудников проектной организации, организации, осуществляющей монтаж оборудования, эксплуатационной организации и организацией, осуществляющей технический надзор принят в эксплуатацию законченный объект газоснабжения <адрес> (л.д. 68-69).
В ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что в <адрес> проходят транзитные стояки центрального отопления.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений. В частности установлен запрет на переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущее к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования (пункт 1.7.2).
В силу подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступивших в силу с 01.09.2012, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Подпункт "в" пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших до 31.08.2012, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Вопреки доводам истца, законодательство, действовавшее на момент переоборудования квартиры, не предусматривало возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно Ведомственным строительным нормам. Правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Само слово "система" предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
В Определении от 17.11.2011 года N 1514-О-О Конституционный Суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование также не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Учитывая, что тепловая энергия подается в жилой дом через присоединенную сеть и распределятся по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, и факт подачи тепловой энергии истцом в спорный период не опровергнут, суд с считает, что истец обязаны производить оплату за отпущенную тепловую энергию в полном объеме.
При этом, суд отмечает, что в установленном ст. ст. 26-29 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) истцом не согласовано переоборудование жилого помещения, что им не оспаривалось в судебном заседании. В удовлетворении ходатайства о назначении строительно – технической экспертизы отказано, основания отказа изложены в мотивированном определении от 07.09.2016 года.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка - изменение конфигурации помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
Согласно статье 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2).
Как следует из материалов дела, магистральные трубопроводы теплоснабжения, проходящие через квартиру истца сохранены.
Ссылку истца на теплотехнические расчеты и корректировку паспорта системы отопления о теплоотдаче от стояков отопления, суд не может принять во внимание, поскольку сохранение магистральных трубопроводов теплоснабжения в квартире истца свидетельствует о том, что он полностью не перешел на систему автономного внутриквартирного отопления. Фактически истец продолжает пользоваться центральным отоплением, поскольку в его квартире проходят общие трубы центрального отопления.
Отключение приборов отопления (радиаторов) от трубопроводва центрального отопления и их подключение к газовому котлу не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Кроме того, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
В квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность. При этом, принятие решений об изменении и развитии централизованной системы теплоснабжения осуществляется на основании схем теплоснабжения, утвержденных органами местного самоуправления, и соответствующего документа территориального планирования, а также согласованных с программой газификации города.
Кроме того, стоит учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ расчеты с гражданами за коммунальные услуги осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В настоящее время в отношении коммунальных услуг отопления такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Указанными Правилами какой-либо особый порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедших на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.
Плата за коммунальные услуги отопления в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, в которых не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, вышеуказанными Правилами не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, указанными собственниками продолжается, т.к. одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.
Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализован посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.
Учитывая вышеустановленные обстоятельства, оснований для удовлетворения требований Тиграняна С.В., по существу сводящихся к перерасчету платы за отопление, суд не усматривает. Требование о возмещении понесенных расходов на разработку и согласование проектной документации, являясь производными от основанного, также не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом не установлен факт нарушения прав истца как потребителя услуг, оснований для взыскания компенсации морального вреда суд не усматривает.
Судебные расходы при отказе в иске не возмещаются истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: