Решение по делу № 2а-90/2018 от 22.01.2018

Административное дело № 2а-90/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года             р.п. Татищево Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Узинской С.М.,

при секретаре Калаевой Ю.М.,

с участием административного истца Якушенко В.В.,

его представителя Тарасова М.А., действующего на основании доверенности от 18.11.2016, сроком действия на три года,

представителя административного ответчика администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Ефремова Д.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2018 № 01-02-23/5, сроком действия по 31.12.2018,

представителя административного ответчика администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Ефремова Д.А., действующего на основании доверенности № 2 от 13.02.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якушенко ФИО7 к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, заинтересованное лицо администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, об обязании администрации инициировать процедуру признания жилого дома аварийным,

у с т а н о в и л:

Якушенко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать бездействие администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, обязать администрацию Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области инициировать процедуру признания жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> аварийным в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с администрации Садовского муниципального образования <адрес> расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей. <данные изъяты> обоснование заявленных требований административный истец указывает, что он является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что он является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает там. Согласно справке о техническом состоянии жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданной МУП «Садовское ЖКХ», жилое помещение по указанному адресу представляет собой одноэтажный дом барачного типа 1945 года постройки и состоит из 6 квартир. Ранее, а именно 29 февраля 2012 года, жители указанного жилого помещения обращались в администрацию Садовского муниципального образования о проведении обследования дома, на что 11.03.2012 был получен ответ о том, что направлены письма представителям соответствующих инстанций для включения в состав межведомственной комиссии. По результатам работы межведомственной комиссии удалось получить лишь копию экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Петровском районе» № 18 от 18.05.2012. Согласно данному заключению, жилое помещение барачного типа, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Петровском районе» не возражает против признания дома аварийным. До настоящего момента вопрос о признании указанного дома аварийным остается нерешенным. Со дня постройки ремонт дома не производился. На данный момент перекрытие крыши прогнившее, стены каркасно-щитовые, полностью прогнившие. Крыша протекает, фундамент отсутствует. Полы прогнившие, осели, при ходьбе прогибаются, скрипят. Есть холодный коридор, отходит от основного здания, о чем свидетельствует экспертное заключение № 18 от 18.05.2012, а также акт обследования жилищно-бытовых условий от 14.04.2016. В осенние и весенние периоды жителями самостоятельно проводятся мероприятия по поддержанию основных конструкций здания от разрушений, в целях дальнейшего проживания, однако, состояния дома и отсутствие надлежащего ремонта делают проживание в таком помещении опасным для жизни и здоровья, проживающих в нем лиц. Неоднократные письменные обращения об инициировании процедуры признания жилого дома аварийным в администрацию Садовского муниципального образования не дали никаких результатов. Более того, ответы на заявления давались с нарушением сроков, предусмотренных федеральным законодательством. Главой администрации Садовского муниципального образования заявление истца от 22.04.2016 было переадресовано в администрацию Татищевского муниципального района лишь 19.07.2016, откуда также не поступило ответа. В связи с чем, был направлен повторный запрос, но ответа не последовало по настоящее время.

Административный истец Якушенко В.В. и его представитель Тарасов М.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования и дали пояснения, аналогичные иску.

Представитель административного ответчика администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по доверенности Ефремов Д.А. в судебном заседании не признал заявленные требования и пояснил, что в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции соответствуют межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта РФ создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта РФ. Представителем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта РФ. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В случае необходимости оценки и обследования помещений в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения. То есть, административный истец должен обратиться в соответствующие органы, а именно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Саратовской области. К тому же согласно п.3 вышеуказанного постановления, действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с ГК РФ. Согласно экспертному заключению № 18 от 18.05.2012 данное помещение фундамента не имеет, расположено на «деревянных стульях». Доказательств того, что данное жилое помещение вводилось как объект капитального строительства, и должно было эксплуатироваться в соответствии с нормами и для капитальных строений, в материалы дела истцом не представлены.

Представитель административного ответчика администрации Татищевского муниципального района Саратовской области по доверенности Ефремов Д.А. в судебном заседании не признал заявленные требования.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположен на территории Садовского муниципального образования Татищевского района и является муниципальной собственностью данного муниципального образования.

Согласно договору социального найма жилого помещения № 7 от 09.11.2010 администрация Садовского муниципального образования, МУП «Садовское ЖКХ» передало Якушенко В.В. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью 37,0 кв.м., в том числе жилой 32,0 кв.м. по адресу: <адрес> для проживания в нем (л.д.24-26).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1945 года постройки, число этажай-1, количество квартир-6. Фундамент - деревянные стулья; наружные и внутренние капитальные стены- каркасно-щитовые, штукатурка с побелкой; перегородки- деревянные; перекрытия- деревянные; крыша-шиферная; полы - дощатые; отделочные работы - штукатурка стен; окна и двери окрашенные (л.д.21).

Из материалов дела следует, в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемые сведения об объекте недвижимости капитального строительства (здание), расположенном по адресу: обл.Саратовская, р-н Татищевский, <адрес>, отсутствуют (л.д.10-11).

В соответствии с экспертным заключением № 18 от 18.05.2012, изготовленным Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Петровском районе», жилое помещение барачного типа, расположенное по адресу: России, <адрес>, не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Петровском районе не возражает против признания дома аварийным (л.д.20).

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что вышеуказанный дом аварийным не признавался.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), согласно которому установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения)

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен пунктами 42 - 52 Положения.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п. 44 Положения).

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, перечень которых приведен в указанном пункте Положения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
27 февраля 2017 года Якушенко В.В. обратился в администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области с заявлением об инициировании процедуры признания дома аварийным (л.д.16).

Ранее 22 апреля 2016 года Якушенко В.В. с аналогичным заявлением обращался к главе администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области (л.д.18).

Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, в том числе о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни, здоровью граждан. Обращение в межведомственную комиссию иных лиц помимо администрации Татищевского муниципального района Саратовской области невозможно, ввиду отсутствия у данных лиц необходимого объема документов. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту сданного в наем жилого помещения в соответствии со ст. 681 ГК РФ.

Суд полагает обоснованным довод истца о наличии со стороны администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области бездействия по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого помещения, выразившегося в непринятии мер к оценке технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: России, <адрес>, имеющего признаки физического износа.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что именно администрация Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, как собственник муниципального фонда по вышеуказанному адресу, несущий обязанность, предусмотренную ст.ст. 2, 14 ЖК РФ, обязана инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, подготовить и представить документы, указанные в пунктах 44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит возможным удовлетворить заявленные Якушенко В.В. административные исковые требования к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Якушенко ФИО8 к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, заинтересованное лицо администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, об обязании администрации инициировать процедуру признания жилого дома аварийным удовлетворить.

Признать бездействие администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области инициировать процедуру признания жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> аварийным в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в пользу Якушенко В.В. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 27 марта 2018 года.

Председательствующий С.М. Узинская

2а-90/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Якушенко В.В.
Якушенко Вячеслав Викторович
Ответчики
Администрация Садовского МО
Другие
Тарасов Максим Александрович
Тарасов М.А.
Суд
Татищевский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
tatishevsky.sar.sudrf.ru
22.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2018[Адм.] Судебное заседание
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее