Дело № 2а- 1692/2019
37RS0005-01-2019-001880-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2019 года г.Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
Председательствующего судьи Трубецкой Г.В.
При секретаре Брюшининой О.М.
С участием представителя административного истца – Хусаинова В.Т.
Представителя административного ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Бирюковой Е.Н.
Представителя заинтересованного лица АО «Газром газораспределение Иваново» - Гнатюк Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лепезхина Е.П. к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании недействующим Постановления администрации Ивановского муниципального района от 28.06.2019г. № 1001 «Об установлении публичного сервитута»
УСТАНОВИЛ:
Лепехин Е.П. обратился в суд с административным иском о признании недействующим нормативно-правового акта.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца Хусаиновым В.Т., действующим на основании доверенности, изменены основания иска, в связи с чем суд перешел к рассмотрению дала в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административный истец просит признать недействующим постановление администрации Ивановского муниципального района от 28.06.2019г. № «Об установлении публичного сервитута». Требование мотивированы тем, что в собственности административного истца имеется земельный участок с кадастровым номером №, категория земель –«Земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для объектов жилой застройки», расположенный по адресу <адрес> площадью 2206 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было принято Постановление №1001 «Об установлении публичного сервитута. Данное постановление устанавливало публичный сервитут с целью строительства объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов в <адрес>, на части земельных участков, в том числе на часть земельного участка с кадастровым номером №. Согласно Правилам землепользования и застройки Беляницкого сельского поселения земельный участок истца находится в территориальной зоне ЖЗ-5, в основных видах которой находятся виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства. Согласно проекту планировки территории с проектом межевания территории в его составе для строительства линейного объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес>», утвержденному Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 18.06.2018г. №, данный газопровод не содержит участков с газопроводами среднего и низкого давления, газорегуляторных пунктов или газораспределительных установок, которые будут снабжать газом газопроводы среднего и низкого давления, для последующей подачи газа к жилым домам, общественным зданиям и коммунально-бытовым предприятиям, расположенным в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером №. Таким образом, газопровод высокого давления для газификации жилых домов в <адрес> не имеет цель подключения зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находится земельный участок истца, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. Постановление административного ответчика от 28.06.2019г. № «Об установлении публичного сервитута» принято с нарушениями действующего законодательства, а именно в нарушение п. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса РФ, который содержит прямой запрет на установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащим гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, так как газопровод высокого давления для газификации жилых домов в <адрес> не имеет цель подключения зданий, сооружений. Постановление административного ответчика нарушает права административного истца, предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, так как на весь период публичного сервитута административный истец будет ограничен в своих правах по владению и пользованию земельным участком в соответствии с его предназначением.
Административный истец Лепехин Е.П. для участия в судебном заседании не явился, доверил представление своих интересов представителю.
Представитель административного истца Лепехина Е.П., действующий на основании доверенности Хусаинов В.Т., заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области действующая на основании доверенности Бирюкова Е.Н., полагала необходимым в удовлетворении заявленных административных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Иваново», действующий на основании доверенности Гнатюк Д.С. просил в удовлетворении иска отказать, представил письменный отзыв.
Заинтересованные лица Богданова Т.А., Жандарова Н.Н., Ширшов А.В., извещенные в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ для участив судебном заседании не явились. От Жандаровой Н.Н., Ширшова А.В. поступил письменный отзыв, в котором заявленные Лепехиным требования поддерживают.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Лепехин Е.П. на основании договора купли-продажи земельного участка от 01.10.2012г., является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов жилой застройки, площадь 2206 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер участка №.
Постановлением Главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Проект планировки территории с проектом межевания территории в его составе для строительства линейного объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Иваново» обратилось в администрацию Ивановского муниципального района с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, в связи со строительством объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес>» в целях газоснабжения домовладений.
В общественно политической газете «Наше слово» от ДД.ММ.ГГГГ № (10775) опубликовано извещение о возможном установлении публичного сервитута, в котором также указано о размещении данной информации на официальном сайте Ивановского муниципального района.
Согласно скриншта официального сайта Администрации Ивановского муниципального района извещение о возможном установлении публичного сервитута опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением и.о. Главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № в пользу АО «Газпром газораспределение Иваново» установлен публичный сервитут с целью строительства объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес> на части земельных участков, расположенных на территории Ивановского муниципального района Ивановской области, в том числе на земельный участок с кадастровым номером №, в д. Кривцово, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Проектная документация Газопровода высокого давления для газификации жилых домов <адрес> разработана ООО Стройпроект, заказчиком выступал ОАО «Газпром газораспределение Иваново».
Согласно письма директора ООО «Стройпроект» на имя генерального директора АО «Газпром газораспределение Иваново» выбранная трасса газопровода высокого давления для газификации жилых домов <адрес> является наиболее оптимальной с точки зрения финансовых, материальных и трудовых затрат на строительство трассы. Трасса проходит среди лесных массивов, болотистой местности, существенно затрудняющих и удорожающих стоимость строительства, делающих невозможным ее изменение, в связи с чем как единственно возможная была выбрана трасса, указанная в проектном решении.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Установление публичного сервитута регламентированы главой V.7 Земельного кодека РФ. В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения)(пп. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 4 ст. 39.39 Земельного кодекса РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Виды элементов планировочной структуры установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №738/пр к которым относятся: 1. Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 8. Улично-дорожная сеть.
Согласно материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером №, кадастровые работы по образованию части земельного участка с кадастровым номером № проводились на основании Проекта межевания территории № от 29.01.2018г., утвержденным Постановлением Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области № от 18.06.2018г. «Об утверждении проекта планировки территории с проектом межевания территории в составе для строительства линейного объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес>» и согласия собственника Лепехина Е.П. от 25.05.2018г.
Согласно проекта межевания территории, предусматривающей размещение линейного объекта Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес> предлагается образование 1 земельного участка ЗУ площадью 76525,0кв.м. Способ образования - из земель, находящихся в государственной муниципальной собственности, а также, из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащие нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Лепехиным Е.П. подписан Акцепт, согласно которого он дает согласие на образование части земельного участка площадью 152,1 кв.м. с последующей передачей этих частей в аренду АО «Газпром газораспределение Иваново» для строительства объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов <адрес>», при условии заключения застройщиком договора аренды земельного участка на период строительства объекта на сумму в размере 316000,00 руб.
Сам факт установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуального жилищного строительства» без фактического его использования собственником по назначению, что подтверждено в судебном заседании представителем административного истца, с учетом установленных выше обстоятельств не должен влечь нарушения прав иных лиц (собственников земельных участков) на обеспечение земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой (газоснабжением) в целях жилищного строительства.
В соответствии с п. 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах (п.48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»).
Таким образом, доводы представителя административного истца о том, что на весь период установления сервитута истец будет ограничен в своих правах по владению и пользованию земельным участком в соответствии с его предназначением, несостоятелен.
Из пояснений представителя АО «Газпром газораспределение Иваново» Гнатюка Д.С. строительство газопровода на земельном участке, принадлежащего административному истцу, будет проводиться наклонно-направленным бурением без повреждения поверхностного слоя земли.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (п. 4 ст.41 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (п. 1 ст.41 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации).
В силу подп. 5 п. 3 ст.41 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Проект планировки территории с проектом межевания территории в его составе для строительства линейного объекта «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов д.Говядово-д.Кривцово), утвержден постановлением Главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств, свидетельствующих о том, что данное постановление признано незаконным, суду не представлено.
Доводы представителя административного истца о том, что проект планировки территории с проектом межевания территории в его составе для строительства линейного объекта – «Газопровод высокого давления для газификации жилых домов в <адрес>» не содержит сведений о подключении (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах территории предназначенной для размещения вышеуказанного газопровода в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем можно сделать вывод, что установление публичного сервитута не относится к исключительным случаям предусмотренным подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.39 Земельного кодекса РФ сводится к неверному толкованию норм права.
Согласно п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; исполнитель - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий; в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении; г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (п. 3 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314).
Таким образом, разработка и выдача технических условий о технологическом присоединении возможна и после строительства линейного объекта – газопровода и ввода его в эксплуатацию.
Доводы представителя административного истца о том, что согласно Генплана Беляницкого сельского поселения обозначена иная траектория прохождения газопровода, а также сведения предоставленные ООО «Проектной компанией «Проект Плюс», не свидетельствуют с достаточной степенью обоснованности о возможной прокладке газопровода минуя земельный участок с кадастровым номером 37:05:010408:320.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением действием (бездействием) прав и законных интересов.
Поскольку наличие совокупности указанных условий в ходе рассмотрения дела не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
руководствуясь ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административных исковых требований Лепезхина Е.П. к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании недействующим Постановления администрации Ивановского муниципального района от 28.06.2019г. № 1001 «Об установлении публичного сервитута» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме
Председательствующий: Трубецкая Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2019 года.