Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2014 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Толстых М.М.
С участием помощника прокурора Богучанского района Селезнёвой Е.А.
При секретаре Рубе А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Д. к Муниципальному казенному образовательному учреждению Таёжнинская средняя общеобразовательная школа №20 о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах Д. к Муниципальному казенному образовательному учреждению Таёжнинская средняя общеобразовательная школа №20 (МКОУ Таёжнинская СОШ№20) о взыскании недополученной заработной платы, мотивируя тем, что заработная плата, выплачиваемая работникам, ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно действующему законодательству, заработная плата Д. должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2014 года составляет 5554 рублей в месяц, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам крайнего севера – 50%, а всего в общей сумме 9997 рублей 20 копеек
Прокурор полагает, что в пользу Д. необходимо взыскать недополученную заработную плату за ноябрь, декабрь 2014 - январь 2015 г. в размере 8391 рубль 82 копейки.
Истец Д. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В направленном заявлении просила суд о рассмотрении дела в её отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика – МКОУ Таёжнинская СОШ №20 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Богучанского района, будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания в суд не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель прокуратуры Селезнёва Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Выслушав прокурора Селезнёву Е.А., оценив представленные доказательства, суд находит требования, заявленные прокурором в интересах Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от 24.12.2004 года № 13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет - 6827руб.
Заработная плата Д. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ-«О минимальном размере оплаты труда», а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем заработная плата окончательно начислялась в сумме 6827руб.
Согласно действующему законодательству заработная плата работников в 2014 году и 2015 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, с 1.01.2014г - 5554руб а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм, и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата работников подлежит доначислению в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращении к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу – 50%.
В судебном заседании установлено, что прокурор Богучанского района обратился в суд с иском в интересах Д. о защите нарушенного права – получение не доначисленной заработной платы, согласно ее заявлению.
Следовательно, данное исковое заявление подано надлежащим лицом.
Также, в судебном заседании установлено, что Д., работает в Муниципальном казенном образовательном учреждении Таёжнинская СОШ №20.
Согласно представленной в материалах дела справке о начисленной и выплаченной заработной плате от 20.02.2015 года
Заработная плата Д. составила:
в ноябре 2014 года
оклад-2231 руб., постоянная доплата - 111,55 руб., районный коэффицент-702,77 руб., северный коэффициент 50% - 1171,28 руб., региональные выплаты – 2950,4 руб.,
в декабре 2014 года
оклад-2231 руб., постоянная доплата -111,55 руб., районный коэффицент-702,77 руб., северный коэффициент 50% - 1171,28 руб., региональные выплаты – 2950,4 руб.,
в январе 2015 года
оклад-2231 руб., постоянная доплата - 111,55 руб., районный коэффицент-702,77 руб., северный коэффициент 50% - 1171,28 руб., региональные выплаты – 2950,4 руб.,
Таким образом, начисленная заработная плата указанному работнику включая все доплаты и надбавки, увеличивалась до размера минимального, установленного указанным федеральным законом.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справки Управления образования администрации Богучанского района о начисленной заработной плате Д. за ноябрь, декабрь 2014г и январь 2015 г. заработная плата должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в размере 5554 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным Законом № 82-ФЗ с 01.06.2011 года), а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм в ноябре,декабре 2014г. и январе 2015 г., и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата указанного работника подлежит доначислению за указанный период из расчета:
Расчет суммы иска
о взыскании недополученной заработной платы Д.
ноябрь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. – 7167 руб. (фактически начислено) = 2830,20 руб.
декабрь 2014 года:
5554 руб. : 27 рабочих дней х 19 фактически отработанных дней = 3908,37 + 3126,70 руб. (80%) = 7035,07 руб. – 5043,45 руб. (фактически начислено) = 1991,62 руб.
3. январь 2015 года:
5965 + 4772 ( 80%) = 10737 руб. – 7167 руб.(фактически начислено)= 3570 руб.
Итого подлежит взысканию за ноябрь-декабрь 2014года и январь 2015 г. - 8391 руб. 82 коп.
При таких обстоятельствах, у работников, полностью отработавших норму рабочего времени с учётом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера заработная плата должна составлять не менее 9997 руб. 20 коп., из расчёта 5554 рубля + 4443 рубля 20 коп.(80%).
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению, то есть с ответчика подлежит взысканию недоначисленная заработная плата.
В соответствии со ст. 98, ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, так как прокурором Богучанского района было заявлено требование имущественного характера в отношении 1-го лица.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Д. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Таёжнинская средняя общеобразовательная школа № 20 в пользу
Д. недополученную заработную плату за ноябрь, декабрь 2014г. и январь 2015 г. в размере 8391 рубль 82 копейки;
государственную пошлину в доход местного бюджета 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок со дня оглашения в полном объеме.
Председательствующий М.М.Толстых