Решение по делу № 8а-2391/2021 [88а-3758/2021] от 16.03.2021

Дело № 2а-807/2020

      № 88а-3758/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                    12 мая 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.05.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссара города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Прокопьева Алексея Саввича к призывной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), военному комиссариату города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия), ФКУ Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения призывной комиссии от 25 июня 2020 года № 11М.

    Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокопьев А.С. обратился в Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к призывной комиссии МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), Военному комиссариату города Мирный, Мирнинского Анабарского и Олекминского районов Республики Саха (Якутия) и просил признать незаконным решение призывной комиссии МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 года № 11М о призыве на военную службу Прокопьева А.С.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением он признан годным к военной службе и призван на военную службу. Решение о призыве на военную службу принято без учёта предоставленной ему отсрочки от военной службы в связи с обучением на очном отделении ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (в городе Мирный), тогда как срок окончания обучения определен до 31 августа 2020 года и условия предоставления отсрочки не изменились.

Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Прокопьева А.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2020 года решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2020 года отменено, вынесено новое решение, которым исковые требования Прокопьева А.С. удовлетворены.

16 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба военного комиссара города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия), поданная через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) 25 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2020 года и прекращении производства по делу.

В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, административный истец, имея с 13 мая 2020 года на руках справку (приказ от 13 мая 2020 года № 109-УЧ) о сроках окончания обучения с предоставлением последипломных каникул до 31 августа 2020 года, предоставил данный приказ, а не справку установленного образца, только в ответ на решение призывной комиссии в приложении к заявлению об отказе от прохождения мероприятий, связанных с призывом. В настоящее время, оспариваемое решение призывной комиссии МО «Мирнинский район» №11М от 25 июня 2020 года отменено решением призывной комиссии Республики Саха (Якутия) № 33 от 15 июля 2020 года, как нереализованное.

    Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2021 года кассационная жалоба военного комиссара города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

    Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, который, по общему правилу, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 53-ФЗ).

    Согласно абзацу седьмому подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

    Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

    Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином во время освоения образовательной программы.

Таким образом, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам бакалавриата - в период освоения образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры сохраняют в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу и на военную службу не призываются.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 26 февраля 2015 года по настоящее время Прокопьев А.С. состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия).

Приказом № 858-УЧ в 2016 году Прокопьев А.С. зачислен на 1 курс Политехнического университета «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (в городе Мирном), имеющего государственную аккредитацию № 1156 от 13 мая 2015 года, на очную форму обучения по направлению подготовки (специальности) – прикладная математика и информатика, бакалавр, срок обучения до 2020 года.

Решением призывной комиссии военного комиссариата по городу Мирный, Мирнинского Анабарского и Олекминского районов Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2016 года Прокопьеву А.С. предоставлена отсрочка от военной службы на основании пункта «г» части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, в связи с обучением в высшем учебном заведении, сроком до 1 апреля 2020 года.

26 июня 2020 года Прокопьеву А.С. выдан диплом бакалавра ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» по специальности «Прикладная математика и информатика».

Решением призывной комиссии военного комиссариата по городу Мирный, Мирнинского Анабарского и Олекминского районов Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 года (протокол № 11М) Прокопьев А.С. призван на военную службу в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.

25 июня 2020 года в период призывной кампании Прокопьев А.С. предоставил сведения о сроках окончания обучения с предоставление последипломноых каникул (срок освоения основной образовательной программы до 31 августа 2020 года) (выписка из приказа по Политехническому университету (филиалу) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» в городе Мирном № 109-УЧ от 13 мая 2020 года).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая данные судебные акты, сослались на положения Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинский обязанности и военной службе».

При этом, суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Прокопьева А.С., указал, что административный истец уклонился от представления в призывную комиссию документов, подтверждающих наличие у него до 31 августа 2020 года права на отсрочку от прохождения военной службы, в связи с чем, у административного ответчика имелись основания для проведения медицинского освидетельствования и вынесения оспариваемого решения о призыве Прокопьева А.С. на военную службу.

Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая решение об удовлетворении требований Прокопьева А.С., суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку на момент его принятия (25 июня 2020 года) срок освоения административным истцом основной образовательной программы не истёк (до 31 августа 2020 года), в связи с чем, были нарушены права административного истца на отсрочку от призыва на военную службу и окончания учебы в высшем учебном заведении.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, военным комиссаром города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия) не представлено.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Вопреки доводам кассационной жалобы, Прокопьев А.С. имел право на отсрочку, поскольку срок окончания обучения еще не наступил, что подтверждается выпиской из приказа по Политехническому университету (филиалу) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» в городе Мирном № 109-УЧ от 13 мая 2020 года.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение призывной комиссии № 11М от 25 июня 2020 года отменено решением призывной комиссии Республики Саха (Якутия) № 33 от 15 июля 2020 года, правового значения не имеет, поскольку оно отменено по иным основаниям.

Несогласие военного комиссара города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия) с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссара города Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленекского районов Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия оспариваемого апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

8а-2391/2021 [88а-3758/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокопьев Алексей Саввич
Ответчики
Призывная комиссия МО "Мирнинский район"
Военный комиссариат г. Мирный, Мирнинского, Анабарского и Оленексого районов Республики Саха (Якутия)
Другие
ФКУ Военный комиссариат Республик Саха (Якутия)
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
05.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее